Ответственность за непредставление информации и воспрепятствование законным действиям лиц, проводящих проверку за соблюдением миграционного законодательства РФ
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
В рамках проводимой проверки МВД России вправе запросить необходимую информацию или документы (ч. 5 ст. 12, ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп.пп. 2 и 3 п. 11 Регламента*(1)). Если не выполнить требования МВД о предоставлении запрошенных документов в установленный срок (10 дней для документарной проверки, см. ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, в рамках выездной проверки сроки могут быть иными), то МВД вправе привлечь виновных лиц к ответственности. Регламент (п. 87, примечание *(43)) предполагает, что будет применена статья 19.7 КоАП РФ (непредоставление документов и сведений в орган госконтроля; максимальное наказание - штраф до 5 000 рублей). Однако в реальной жизни МВД пытается привлечь к ответственности и по ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ - а это штраф до полумиллиона рублей (постановления Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2014 по делу N 4а-76/14, Зюзинского районного суда г. Москва от 16.09.2015 по делу N 12-1058/2015, Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14.07.2015 по делу N 5-992/2015, решения Калининградского областного суда от 18.06.2015 по делу N 12-190/2015, Петроградского районного суда от 16.08.2013 по делу N 12-1353).
Для привлечения к административной ответственности МВД должно доказать, что
- запрос юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем был получен,
- они уведомлены о том, что в случае невыполнения требования могут быть подвергнуты наказанию,
- документы не представлены в МВД (не представлены в полном объеме, не представлены в нужный срок). При этом срок в 10 дней установлен ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, и к такому сроку у суда вопросов не возникнет. А вот если миграционный орган установил более короткий срок для предоставления документов, то он будет обосновывать перед судом необходимость такой спешки, а также факт того, что это не ущемляет прав предпринимателя или юридического лица.
Кроме того, проверка, в рамках которой направляется запрос, сама должна проходить без нарушений (решение Санкт-Петербургского городского суда от 26.01.2012 N 12-36/12).
Если имеются какие-либо затруднения при подготовке запрошенной МВД информации, то целесообразно в письменной форме уведомить об этом орган МВД России, просить о предоставлении отсрочки для сбора документов, сообщить уважительные причины невозможности представления информации (п. 66 Регламента).
За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов МВД в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, виновное лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 1.1. ст. 19.3 (до 04.07.2016 - по ч. 3 ст. 19.3) КоАП РФ (предусматривает штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток). К неповиновению и воспрепятствованию можно отнести отказ в пропуске на территорию для проведения выездной проверки, уничтожение протокола об административном правонарушении, акта проверки, или такие попытки (постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2012 N Ф09-1415/12, определение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 19.12.2014 по делу N 5-38/2015). Так же суды квалифицируют действия лиц, которые отказываются предоставить документы, не отвечают на вопросы сотрудников МВД, убегают с места проверки (постановления Железнодорожного районного суда г. Читы Забайкальского края от 07.08.2015 по делу N 5-153/2015, Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29.06.2015 по делу N 5-1081/2015, Черновского районного суда г. Читы Забайкальского края от 13.05.2015 по делу N 5-172/2015, Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 11.07.2014 по делу N 5-277/2014, Псковского городского суда Псковской области по делу N 5-968, Липецкого областного суда от 25.08.2010, решение Забайкальского краевого суда от 16.02.2015 по делу N 12-52/2015). Если действия проверяемого лица привели к невозможности проведения или завершения проверки, его действия квалифицируются по ч. 2 ст. 19.4.1, предусматривающей штраф от 5 000 до 50 000 рублей. Ответственность, разумеется, наступает за воспрепятствование только законным действиям сотрудников органа МВД России (постановления Забайкальского краевого суда от 03.07.2013 по делу N 7А-256-2013, Интинского городского суда Республики Коми от 24.12.2014 по делу N 5-161/2014).
______________________________
*(1) Регламент ФМС - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД России (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах