Полномочия Роспотребнадзора при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Осуществляя различные виды государственного надзора, Роспотребнадзор проводит проверки граждан (в том числе предпринимателей) и юридических лиц (п. 5.9. Положения N 322*(1)).
Какими полномочиями обладают должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверки?
1. Роспотребнадзор вправе рассматривать документы организации, ИП (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ), а следовательно, он вправе запрашивать и получать эти документы (абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ, пп. 1 п. 4 ст. 40, ст. 41 Закона о защите прав потребителей, пп. "а" п. 10 Положения N 412, пп. "а" п. 8 Положения N 987). Роспотребнадзор может заинтересоваться любыми документами по предмету проверки, включая договоры, заключенные с потребителями (пп. "г" п. 7 Положения N 412), а также доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям техрегламентов, и документы, связанные с фактами (не)подтвердившегося несоответствия продукции требованиям техрегламентов (абз. 3, 4, 7 п. 1 и абз. 4 п. 2 ст. 39 Закона N 184-ФЗ).
При проведении документарной проверки Роспотребнадзор направляет в адрес поверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки. Проверяемое лицо обязано отправить требуемые документы в течение 10 рабочих дней в виде заверенных копий (ч.ч. 4-6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Во время выездной проверки проверяемое лицо должно ознакомить Роспотребнадзор с интересующими его документами, если только этой проверке не предшествовала документарная (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ): все те документы и сведения, которые уже предоставлялись ведомству во время документарной проверки, во время выездной требовать запрещено (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Однако при осуществлении любой проверки Роспотребнадзор не вправе требовать:
- подлинники документов (могут только для обозрения);
- документы, не относящиеся к предмету проверки. Более того, если при проведении проверки Роспотребнадзор затребовал документы, не относящиеся к ее предмету, такая проверка считается проведенной с грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ, и ее результаты будут отменены по заявлению проверенного лица (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);
- и документы, которые он может сам получить от иных контролирующих органов (ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 57 Регламента N 764): это документы и информация, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В указанный перечень, например, входят: сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), о среднесписочной численности работников (п. 133), о кодах статистики (п. 106), выписки из ЕГРП (п.п. 88 -90) и иные. Впрочем, проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
2. Роспотребнадзор вправе беспрепятственно посещать и обследовать используемые ИП и организациями производственные объекты (т.е. территории, здания, строения, сооружения, помещения и другие объекты, оборудование, транспортные средства) и перевозимые грузы (п. 4.1, п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, абз. 4 и 7 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ, пп. 2 п. 4 ст. 40 ЗЗПП, пп. "е" п. 7, пп. "б" п. 10 Положения N 412, пп. "а" п. 8 Положения N 987).
Однако должностные лица Роспотребнадзора могут входить и осматривать указанные помещения и объекты только после предъявления служебных удостоверений и подлинника распоряжения (приказа) о поведении выездной проверки, в необходимых случаях согласованного с прокуратурой (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Если проверяющие провели проверку без предъявления такого приказа, либо без согласия прокурора (когда оно требуется), такая проверка считается проведенной с грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ, и ее результаты будут отменены по заявлению проверенного лица (ч.1, п. 2, п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, на период приостановления выездной плановой проверки субъекта малого бизнеса на его территории должны прекращаться действия сотрудников Роспотребнадзора, связанные с этой проверкой (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
3. Роспотребнадзор вправе отбирать образцы продукции, пробы окружающей и производственной среды (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, абз. 6 и 8 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ, пп. 3 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, пп. "ж" п. 7 и пп. "в" п. 10 Положения N 412).
В случаях, когда отбор образцов требует определенных познаний, навыков или специального оборудования, то отбор производят не сами должностные лица Роспотребнадзора, а привлеченные к проверке эксперты.
Такими экспертами могут быть сотрудники экспертных организаций (или ИП), аккредитованных в установленном порядке, либо просто граждане, обладающие необходимыми познаниями и аттестованные в установленном Правительством РФ порядке (п. 7 и п. 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, эти эксперты и экспертные организации не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемыми лицами (ч. 6 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Если отбор проб был произведен экспертами (экспертными организациями), не аттестованными (не аккредитованными) в установленном порядке, либо связанными трудовыми или гражданско-правовыми отношениями с проверяемым лицом, то такая проверка считается проведенной с грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ, и ее результаты будут отменены по заявлению проверенного лица (ч. 1, п. 1.1, п. 8 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, Роспотребнадзору (либо привлеченным экспертам) запрещено отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме, либо в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 57 Регламента N 764). Правда, указанное нарушение не является грубым. Однако оно предоставит основания для оспаривания в суде результатов исследований таких образцов.
4. Роспотребнадзор вправе проводить (в отношении взятых проб и образцов) исследования, испытания, а также экспертизы и расследования (чтобы установить причинно-следственную связь выявленного нарушения с фактами причинения вреда) (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, абз. 3 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ, пп. "з" п. 7 Положения N 412, пп. "а" п. 8 Положения N 987). Проведение необходимых исследований и экспертиз поручается привлеченным экспертным организациям или экспертам.
Если исследования (иной вид оценки, а также экспертиза) были проведены экспертами (экспертными организациями), не аттестованными (не аккредитованными) в установленном порядке, либо связанными трудовыми или гражданско-правовыми отношениями с проверяемым лицом, то такая проверка считается проведенной с грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ, и ее результаты будут отменены по заявлению проверенного лица (ч. 1, п. 1.1, п. 8 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
5. Роспотребнадзор вправе отбирать объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
6. Роспотребнадзор вправе посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий (абз. 5 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ).
7. Роспотребнадзор вправе проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам (абз. 9 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ).
Существует ряд ограничений для проверяющих. Помимо тех, что уже были упомянуты:
1) Роспотребнадзору запрещено проверять выполнение требований, которые не относятся к его полномочиям (п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 57 Регламента N 764).
Кроме того, Роспотребнадзор не вправе при проведении проверки:
- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, либо необязательных к применению нормативных документов (п. 1.1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
- проверять выполнение требований, установленных надлежаще не опубликованными правовыми актами (п. 1.2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Нарушение указанных запретов является грубым нарушением Закона N 294-ФЗ и влечет за собой отмену результатов проверки по заявлениям заинтересованных лиц (ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
2) Роспотребнадзору запрещено проводить выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта (за исключением внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением в Роспотребнадзор информации о фактах таких нарушений, которые причиняют вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также в связи с природным или техногенным ЧС (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 57 Регламента N 764).
В то же время проведение проверки в отсутствие (должным образом извещенных) руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта не является грубым нарушением требований организации и проведения проверки и не влечет отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ; постановление Восьмого ААС от 04.02.2013 N 08АП-10769/12). Это связано с тем, что ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ обязывает проверяемую организацию обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.
Если отсутствие руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта при проведении проверки вызвано тем, что Роспотребнадзор не известил их о проверке должным образом, хотя обязан был это сделать, то результаты такой проверки могут быть отменены по заявлению организации (предпринимателя): нарушение требований ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением закона (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ) (см. постановление Девятого ААС от 26.02.2014 N 09АП-1555/14).
3) Роспотребнадзору запрещено распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 5 п. 57 Регламента N 764). Результаты проверок, содержащие государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением установленных к такой информации требований (ч. 7 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
4) Роспотребнадзору запрещено превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 57 Регламента N 764).
Нарушение должностным лицом Роспотребнадзора установленного срока проведения проверок, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, являются грубыми нарушениями требований организации и проведения проверки, влекущими за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
5) Роспотребнадзору запрещено взимать плату с проверяемых лиц платы за проведение проверки, а также отдельных мероприятий по контролю, проводимых в ее рамках (п. 7 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 22 Регламента N 764).
Вред, причиненный ИП или организации вследствие незаконных действий (бездействия) должностных лиц Роспотребнадзора, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ч. 1 ст. 23 Закона N 294-ФЗ).
______________________________
*(1) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.