Выездная проверка Роспотребнадзором
Проведение выездной проверки осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с Законом N 294-ФЗ и Регламентом N 764*(1).
Выездная проверка проводится у проверяемого лица непосредственно в месте нахождения и (или) месте фактического осуществления им деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 48, п. 51 Регламента N 764). Она проводится в случае, если существуют основания для проведения проверки, но документарный способ ее проведения нецелесообразен либо невозможен (абз. 2 п. 48 Регламента N 764).
Проверка может быть проведена сразу в выездной форме, либо её может предварять проведение документарной проверки. Как и документарная, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
Проверяемое лицо обязательно уведомляется Роспотребнадзором о проведении выездной плановой проверки (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Уведомление о проведении выездной внеплановой проверки предусмотрено лишь для некоторых случаев (ч.ч. 16, 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. 2, 3 п. 41, п. 42 Регламента N 764, абз. 2 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Во время выездной проверки проверяются:
- достоверность сведений, содержащихся в документах проверяемого лица,
- соответствие его работников обязательным требованиям,
- состояние используемых им территорий, зданий, строений, сооружений, транспортных средств,
- производимые и реализуемые проверяемым лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги),
- принимаемые им меры по исполнению обязательных требований (ч. 1 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Роспотребнадзора (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 49 Регламента N 764). Описание такого удостоверения утверждено п.п. 16-24 Положения о служебном удостоверении работников Роспотребнадзора, утв. приказом Роспотребнадзора от 19.07.2005 N 641.
Также непосредственно перед началом выездной проверки руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица вручается под роспись заверенная печатью копия распоряжения главного государственного санитарного врача*(2) (его заместителя) о проведении выездной проверки (пп. 2 п. 39 Регламента N 764). Распоряжение о проведении проверки оформляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Если внеплановая проверка подлежит согласованию с органами прокуратуры, то проверяющие должны, помимо удостоверений и копии распоряжения, предъявить также решение прокурора о согласовании данной проверки по форме, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 7 Регламента N 764).
Проверка может проводиться только тем должностным лицом Роспотребнадзора, который непосредственно указан в распоряжении на проведение проверки (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Помимо вручения копии распоряжения, проверяемое лицо также знакомят с целями, задачами, основаниями проведения проверки; видами и объемом мероприятий по надзору; сроками и условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 49 Регламента N 764).
Если в ходе мероприятий по надзору необходимо проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерений, то к участию в проводимой проверке привлекаются экспертные организации и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствующем порядке, а также эксперты, т.е. граждане, аттестованные в порядке, установленном Правительством (п. 7 и п. 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, п. 13 Регламента N 764). ФИО и должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций в обязательном порядке должны быть указаны в распоряжении на проведение проверки (ч. 4 ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 31 Регламента N 764).
Привлечение (в ходе проверки) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, влекущим отмену результатов проверки по заявлению организации или предпринимателя (п. 1.1. ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка проводится в присутствии руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица (проверка в отношении ИП - в присутствии самого предпринимателя или его уполномоченного представителя) (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Регламента N 764). Исключение предусмотрено законом для выездной внеплановой проверки, организованной по фактам причинения вреда (жизни или здоровью) и ЧС.
В то же время проведение проверки в отсутствие (должным образом извещенных) руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта не является грубым нарушением требований организации и проведения проверки и не влечет отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ; постановление Восьмого ААС от 04.02.2013 N 08АП-10769/12). Это связано с тем, что ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ обязывает проверяемую организацию обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.
Проверяемое лицо обеспечивает доступ проверяющих из Роспотребнадзора (а также участвующих экспертов) на свою территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к своему оборудованию, подобным объектам, своим транспортным средствам и перевозимым ими грузам (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 50 Регламента N 764). Если непосредственно перед выездной проверкой не проводилась документарная, то проверяемое лицо обязано ознакомить проверяющих с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 50 Регламента N 764). Когда по каким-то причинам предоставление оригиналов запрашиваемых документов и их заверенных копий сразу невозможно, проверяющий вручает мотивированный запрос с требованием представить эти документы. Однако с 1 июля 2016 года запрещено требовать представления документов и информации, включенных в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Если перед выездной проверкой проводилась документарная, в рамках которой в Роспотребнадзор представлялись документы, то истребовать их повторно ведомство не вправе (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Законодательство не регламентирует срок, в течение которого необходимо выполнить это требование в рамках проведения выездной проверки. В этом случае срок предоставления запрашиваемых документов устанавливается по согласованию с проверяемым лицом и указывается непосредственно в запросе (обычно это несколько дней).
Если во время выездной плановой проверки малого или микропредприятия Роспотребнадзор запросил необходимые для проведения проверки документы и информацию у иных органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия, то в ожидании этих сведений проверку можно приостанавливать на срок не более 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В период приостановления плановой выездной проверки Роспотребнадзор не вправе проводить какие-либо мероприятия на территории предприятия в связи с этой проверкой (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Во время проведения проверки должностные лица Роспотребнадзора (а в некоторых установленных Регламентом N 764 случаях - привлеченные к проверке эксперты) могут отбирать образцы (пробы) продукции и объектов окружающей и производственной среды. В дальнейшем эти пробы отправляются в экспертные организации или экспертам - для исследований (и аналогичных видов оценки) либо для проведения экспертиз и расследований. Отбор проб оформляется протоколом (п.п. 52 -56 Регламента N 764).
Назначенные исследования отобранных проб могут явиться поводом к увеличению срока выездной плановой проверки: с обычных 20 рабочих дней срок может удлиниться до 40 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 21 Регламента N 764). Если срок проверки не продлевается, а исследования были назначены, то акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения исследований (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 9.5 Методических рекомендаций по применению норм Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103). Пункт 64 Регламента N 764 предписывает в таком случае оформлять акт не позднее трех рабочих дней после завершения именно проверки. Очевидно, что указанное противоречие должно разрешаться в пользу Закона N 294-ФЗ.
Если проверяемая организация, предприниматель не предоставит запрошенные документы в установленный запросом срок, если будут созданы иные помехи проведению проверки (например, проверяющих не пустят на территорию объекта), то против проверяемого (его виновных должностных лиц) может быть возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1 и ст. 19.7 КоАП РФ. В таком случае сотрудники Роспотребнадзора вправе составить протокол по указанным статьям (п.п. 19 и 63 ч. 2, также абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ). Помимо этого, на объект может быть вызвана полиция, которая вправе принудительно препроводить предпринимателя или руководителя организации в ОВД для составления протоколов (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Однако привлечение к административной ответственности не освобождает проверяемых лиц ни от обязанности представить Роспотребнадзору запрашиваемые документы и информацию, ни от обязанности допустить его должностных лиц на свою территорию.
Если же проведение выездной проверки оказалось невозможным (в связи с отсутствием руководителя проверяемой организации или ИП, их должностных лиц, либо в связи с их действиями (бездействием), повлекшими невозможность проведения проверки, либо даже в связи с тем, что проверяемое лицо вовсе не осуществляет деятельность), то должностное лицо Роспотребнадзора составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В этом случае Роспотребнадзор в течение трех месяцев со дня составления акта вправе принять решение о проведении в отношении такого лица выездной проверки без его предварительного уведомления и без внесения проверки в ежегодный план плановых проверок.
После того как проверяющим будут представлены все необходимые документы и информация, они обследуют территорию и помещения (возможно, отберут образцы продукции или среды и отправят их на исследование) и на основании собранного материала можно будет делать объективные выводы, Роспотребнадзор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Если никаких исследований не назначалось, акт может быть оформлен и на месте.
По окончании выездной проверки должностное лицо Роспотребнадзора вносит запись в журнале учета проверок (если он имеется у проверенного лица): сведения о наименовании органа Роспотребнадзора, о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях, а также фамилии, имена, отчества и должности должностного лица (должностных лиц), проводивших проверку, и их подписи. При отсутствии журнала учета проверок запись об этом вносится в Акт проверки (ч. 9 и ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 65 Регламента N 764).
Описанный порядок проведения выездных проверок не применяется при проведении должностными лицами Роспотребнадзора расследования причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
*(2) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Тема
Процедура проведения проверки Роспотребнадзором
См. также
Плановая проверка Роспотребнадзором
Внеплановая проверка Роспотребнадзором
Распоряжение о проведении проверки Роспотребнадзором
Уведомление проверяемого лица о проведении проверки Роспотребнадзором
Согласование Роспотребнадзором проведения внеплановой проверки с прокуратурой
Срок проведения проверки Роспотребнадзором
Отбор образцов и проб во время проведения выездной проверки Роспотребнадзором
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.