Срок проведения проверки Роспотребнадзором
Общее ограничение времени проведения любой проверки составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 16 Регламента N 764*(1)). При организации проверки необходимо учитывать режим работы проверяемых лиц (п. 17 Регламента N 764).
Срок проверки субъекта малого предпринимательства
Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями (проверки в сфере здравоохранения, социальной сфере и иных, предусмотренных ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, а также если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты ранее наказывались за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена). При этом заинтересованное лицо вправе заявить Роспотребнадзору о необходимости его исключения из ежегодного плана проверок, если полагает, что проверка включена в план незаконно (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения таких заявлений установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.
В отношении плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства действует специальное ограничение: суммированный срок таких проверок всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 18 Регламента N 764). В эти часы, однако, входит исключительно время непосредственного пребывания проверяющих на территории проверяемого лица (п. 2.1 письма Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32, постановления Двенадцатого ААС от 24.05.2013 N 12АП-3157/13 и от 17.05.2013 N 12АП-2757/13, Восемнадцатого ААС от 11.01.2013 N 18АП-12767/12). При проведении внеплановой выездной проверки либо любой документарной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней).
Выездные плановые проверки малых и микропредприятий, кроме того, можно приостанавливать на срок не более 10 рабочих дней, если Роспотребнадзор запросил необходимые доля проведения проверки документы у иных органов госвласти и МСУ в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). В период приостановления плановой выездной проверки Роспотребнадзор не вправе проводить какие-либо мероприятия на территории предприятия в связи с этой проверкой (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо, помимо прочего, указывать точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки) (п. 6.3, п. 9.12 Методических рекомендаций по применению норм Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103, далее - Методические рекомендации N 103).
Несоблюдение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ. Результаты такой проверки подлежат отмене по заявлению проверенного лица (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Срок проверки организации с региональными филиалами
Срок проведения любой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению такого лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней (ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 19 Регламента N 764). Судебная практика исходит из того, что срок в 60 рабочих дней является максимальным для проведения проверок филиалов (представительств и подразделений), которые находятся на территории одного субъекта РФ; при этом длительность проверок остальных филиалов этой же организации правового значения не имеет (постановления Двадцатого ААС от 20.12.2016 N 20АП-7092/16, Семнадцатого ААС от 07.11.2014 N 17АП-12886/14, Четвертого ААС от 29.11.2013 N 04АП-3848/13, ФАС Центрального округа от 02.12.2013 N Ф10-3526/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2012 N Ф02-5291/12, от 03.04.2013 N Ф02-851/13, решение АС Пермского края от 11.09.2014 по делу N А50-13560/2014). Однако в последнее время наблюдается и противоположная тенденция: суды допускают общий максимальный срок проведения проверки в размере 60 дней на одно юридическое лицо вообще в течение трехлетнего периода и вне зависимости от количества проверяемых структурных подразделений и без ограничения срока проверки одного филиала (постановления Первого ААС от 04.03.2015 N 01АП-35/15, Тринадцатого ААС от 14.10.2014 N 13АП-18643/14 и от 07.08.2014 N 13АП-13477/14).
Продление срока проверки
Запрещено продлевать срок проведения любой документарной проверки и выездной внеплановой проверки (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Продление срока возможно только в отношении плановой выездной проверки, и то в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, экспертиз; такая проверка может быть продлена не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий не более чем на 50 и 15 часов соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 20 Регламента N 764).
Предложение о продлении срока проверки может подать только то должностное лицо Роспотребнадзора, которое проводит эту плановую выездную проверку. А продлить срок проведения проверки могут те самые должностные лица, что подписывают распоряжение о проведении проверки (п. 20 Регламента N 764). Однако продлевать сроки проверки малых предприятий и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи*(2) (но не их заместители) (абз. 2 п. 20 Регламента N 764).
Как именно оформляется продление сроков и как о нем узнает проверяемое лицо? Закон N 294-ФЗ этого не устанавливает. Методические рекомендации N 103 предполагают, что о продлении срока проведения выездной проверки выносится распоряжение (п. 6.9), и его копия вручается проверяемому лицу не менее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения данной проверки (п. 6.10).
Сведения о продолжительности проведенной проверки отражаются в Едином реестре проверок (пп "д" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Максимально допустимые сроки проверок:
Документарная проверка (плановая или внеплановая) | Внеплановая выездная проверка | Плановая выездная проверка | |
Малые предприятия | 20 рабочих дней (не продлевается) | 20 рабочих дней (не продлевается) | 100 часов (50 часов + 50 часов продление) |
Микропредприятия | 20 рабочих дней (не продлевается) | 20 рабочих дней (не продлевается) | 30 часов (15 часов + 15 часов продление) |
Филиалы, представительства и подразделения юридического лица, находящиеся на территории одного субъекта РФ | 20 рабочих дней (не продлевается), при этом общий срок проведения проверки филиалов на территории одного субъекта не может превышать 60 рабочих дней | 40 рабочих дней (20 р.д. + 20 р.д. продление), при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней | |
Прочие юридические лица | 20 рабочих дней (не продлевается) | 20 рабочих дней (не продлевается) | 40 рабочих дней (20 р.д. + 20 р.д. продление) |
Превышение установленных сроков проведения проверок, а также нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства является грубым нарушением, влекущим за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Практика свидетельствует, что в ряде случаев суд все-таки принимает результаты и такой проверки в качестве доказательств совершения проверенным лицом нарушений обязательных требований (постановление Пятнадцатого ААС от 07.10.2013 N 15АП-11774/13).
Если Роспотребнадзор не смог провести выездную проверку по вине проверяемого лица (то есть из-за отсутствия его руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В указанном случае у Роспотребнадзора есть еще три месяца со дня составления акта на то, чтобы внезапно появиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок.
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
*(2) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз. 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.