Изъятие документов и вещей при проведении полицией обследования помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия
Проведение обследование помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ), не сопряженного с изъятием документов, - явление достаточно редкое. Как правило, полиция все-таки что-то изымает. Изъятие, будучи направленным на обеспечение раскрытия преступлений, не является мерой ответственности за преступление и не связано с лишением лица права собственности. Изъятие имущества при ОРМ носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству (определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О, абз. 5 п. 2 мотивировочной части).
Об изъятии документов, носителей информации и любых прочих предметов и вещей должен быть составлен протокол изъятия.
Протокол изъятия оформляется по правилам ст. 166 УПК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), п. 15 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (далее - Инструкция N 199)), а само изъятие происходит при обязательном участии не менее двух понятых - взрослых, дееспособных граждан РФ, никак не связанных ни с полицией, ни с иными силовыми органами (п. 14 Инструкции N 199).
Проводится ли изъятие против воли владельцев изымаемых предметов?
Как правило, на их согласие полиция, а затем и суд просто-напросто не обращают никакого внимания. Однако нам удалось отыскать два уникальных решения, в которых суд указал, что изъятие при обследовании может проходить только с добровольного согласия на то собственников изымаемых предметов, документов и денег. Изъятие же против воли означает, что фактически полиция проводит не ОРМ "обследование", а осмотр места происшествия или обыск, который требует дополнительных процессуальных гарантий и должен быть оформлен иным образом (решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 27.07.2011 по делу N 2-2328/2011, кассационное определение СК по уголовным делам Омского областного суда от 19.08.2010 по делу N 22-3068/10, позиция была подтверждена при дальнейшем обжаловании кассационным определением СК по уголовным делам Омского областного суда от 21.10.2010 по делу N 22-4000).
Обратите внимание на еще один нюанс: формулировка части 1 ст. 15 Закона об ОРД такова, что ее можно понимать следующим образом - изъятие документов при проведении ОРМ возможно только при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан либо безопасности РФ. Однако суды не разделяют данную точку зрения и указывают, что при возникновении таких угроз у органа ОРД появляется дополнительное право прерывать предоставление услуг связи (многие, вероятно, сталкивались с тем, что во время полицейского захвата неподалеку полностью отключалась сотовая связь), а право на изъятие документов связано лишь с основанием для проведения ОРМ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 N Ф03-6641/13). Противоположные решения исключительно редки (постановление Пятого ААС от 19.01.2009 N 05АП-2576/2008, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.07.2013 по делу N А73-4280/2013).
Кстати, иногда оперативники умудряются "убедить" сотрудников обследуемой организации добровольно выдать им требуемые документы и иное имущество. В таком случае может составляться протокол изъятия (как по обычной процедуре), а может быть составлен странный документ "Протокол (акт) добровольной выдачи документов (электронных носителей, предметов, материалов)". Суды не усматривают в этом нарушения закона (кассационное определение СК по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 30.01.2013 по делу N 22к-382/2013, апелляционное постановление Приморского краевого суда от 18.12.2014 по делу N 22-7285/14), однако в таких случаях критически оценивают доводы о проведении фактически обыска и изъятии лишних документов (апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-3037/2013).
Какие предметы могут изъять полицейские?
Во-первых, те предметы, которые вообще не могут и не должны у вас находиться, - наркотики, незарегистрированное оружие, взрывчатка, боеприпасы, а также документы с признаками подделки (включая фальшивые наличные деньги). Обязанность полиции изымать подобные предметы предусмотрена законом (п. 37 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п.п. 12, 13 Инструкции N 199).
Во-вторых, те документы и предметы, которые заинтересуют полицию в связи с теми обстоятельствами, из-за которых, собственно, они к вам пришли: увидят ли финансовые, бухгалтерские документы - заберут и документы, посмотрят ли на договоры - возьмут и договоры, понравится ли им ваша "первичка" - прихватят и "первичку", приглянется им производственная документация - и ей не побрезгуют; словом, нет при обследовании таких документов, которые бы гарантированно оставались в вашем дальнейшем распоряжении.
Кроме того, полиция может изъять любые иные предметы, которые, по ее мнению, могут иметь отношение к расследуемым фактам: запертые сейфы (решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.10.2012 по делу N А21-6972/2012), опечатанные коробки (решение Железногорского городского суда Курской области от 22.11.2013), видеокамеры и даже транспортные средства невзирая на его размеры, например, корабль (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2011 N Ф03-9515/2010). Однако в случае дальнейшего судебного оспаривания действий по изъятию полиция обязан будет доказать суду необходимость изъятия документов и носителей информации, которые были изъяты. В противном случае суд может признать действия по изъятию вещей и документов незаконными, нарушающими права и законные интересы организации (решение Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2008 по делу N А51-9171/2008).
Вправе ли полицейские изымать личные вещи?
Кажется, что да. Хотя формально на это нигде не указано, но многочисленная судебная практика подтверждает обычай полицейский забирать как минимум личные ноутбуки, предметы и документы лиц, присутствующих в помещении (в особенности, если этими лицами являются руководитель, главбух). Если же обратиться к более широкому слою судебной практики - например по уголовным делам, связанным с оборотом наркотиков, то увидим, что зачастую во время проведения ОРМ "обследование помещения" в карманах присутствующих были обнаружены свертки с порошком белого цвета, впоследствии оказавшимся наркотиком (приговор Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 28.11.2012 по делу N 1-378/2012). Фактически суды (хоть и косвенно) признают за полицейскими право проводить личный обыск во время обследования. Разумеется, без протокола.
Вправе ли полицейские изымать на основании одного лишь Распоряжения о проведении обследования документы, в которых содержатся сведения, отнесенные к коммерческой тайне? В настоящий момент этот вопрос является дискуссионным.
Изъятие документов сопряжено с двумя важными процессуальными гарантиями.
Во-первых, об изъятии составляется протокол (п. 15, п. 23 Инструкции N 199), в котором перечисляются изъятые предметы и документы с указанием их количества и индивидуальных признаков (п. 25.4 Инструкции N 199). На практике полицейские часто ограничиваются беглыми указаниями вроде следующего: "изъяты документы в количестве 25 коробок, упакованных с помощью клейкой ленты". К сожалению, против такого небрежения невозможно дать сколько-нибудь действенного совета*(1). По возможности старайтесь сфотографировать или ксерокопировать самостоятельно все документы, которые изымают полицейские, предложите собственные услуги в изготовлении полного и подробного перечня изъятого - возможно, вам пойдут навстречу. В редких случаях небрежность в составлении описи изъятого может послужить основанием для признания таких действий незаконными (кассационное определение СК по уголовным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.05.2012 по делу N 22к-349), как правило, суды не признают это достаточным нарушением (кассационное определение СК по уголовным делам Рязанского областного суда от 17.05.2012 по делу N 22-790/2011).
Во-вторых, полицейские, изымая документы, обязаны оставить вам их заверенные копии (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 15 Инструкции N 199). За качество и количество копий персонально отвечает тот сотрудник полиции, который осуществляет изъятие (п. 16 Инструкции N 199). Если изготовить заверенные копии в момент изъятия невозможно, то полицейские должны изготовить и передать копии в течение пяти календарных дней с момента изъятия (п. 18 Инструкции N 199). Если в течение этих пяти дней передача копий не состоялась, у полиции имеется еще три календарных дня, чтобы отослать заверенные копии по почте заказным почтовым отправлением (абз. 4 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 18, п. 19 Инструкции N 199). В этом случае в протокол изъятия вписывается номер почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. Разрешена передача документов посредством курьерской службы (постановление Третьего ААС от 29.11.2012 N 03АП-4270/12). Если заверенные копии документов не содержат указания должности и фамилии лица, их заверившего, это не является существенным нарушением прав обследованного (постановление Пролетарского районного суда г. Твери Тверской области от 16.06.2014).
Как правило, полиция отсылает эти копии без какой-либо сверки, в виде подшивок, заверенных в месте прошивки (опечатывания). Разумеется, часть документов при этом могут быть безвозвратно утрачена. К сожалению, суд дозволяет такую практику (решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013, кассационное определение СК по уголовным делам Рязанского областного суда от 17.05.2012 по делу N 22-790/2011).
Если полиция изымает электронные носители информации, то она также обязана изготовить их заверенные копии (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 20 Инструкции N 199). Возможен и такой вариант: информация с изъятых носителей копируется на другие электронные носители. Для этого необходимо два условия: во-первых, о копировании информации должно поступить ходатайство от владельца (информации или самих электронных носителей); во-вторых, владелец информации или изъятого носителя должен сам, за свой счет, предоставить новый носитель, куда и будет скопирована информация (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п.п. 20, 21 Инструкции N 199). Сведения об изготовлении и передаче копий вносятся в протокол изъятия (п. 21 Инструкции N 199). Копирование и передача копий организуются сотрудником полиции, который проводит изъятие, а непосредственно копировать информацию может и специалист, привлеченный к участию в обследовании (п. 20 Инструкции N 199). Если изготовить копии на месте не представляется возможным, то заверенные копии или новые носители информации передаются владельцам в течение пяти календарных*(2) дней после изъятия (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 22 Инструкции N 199).
Однако полиция может отказать в копировании документов и информации. Это возможно в том случае, если такое копирование способно помешать осуществлению оперативно-разыскной деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 17 Инструкции N 199).
Все свои замечания к процессу изъятия документов и вещей обязательно заносите в протокол изъятия. Данное обстоятельство обычно проверяется и оценивается судом в случае обжалования действия полиции (решения Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 26.11.2014 по делу N 2-7669/2014, Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013, апелляционные определения СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.11.2013 по делу N 33-25748/2013, СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-3037/2013, постановление Трубчевского районного суда Брянской области от 27.02.2013 и др). Такие замечания является практически единственным средством обратить внимание суда на нарушения процедуры, поскольку в силу сложившейся традиции отечественный суд больше доверяет показаниям сотрудников полиции, чем частному бизнесу.
Дальнейшая судьба изъятых документов и предметов зависит от того, как будет использованы сведения, послужившие основанием для проведения обследования.
Если изъятые материалы будут использованы в качестве доказательств по уголовному делу, то учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств (п. 39 Инструкции N 199, ст. 82 УПК РФ). Если же уголовное дело не возбуждается, и, таким образом, в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статей 2 и 10 (часть четвертая) Закона об ОРД дело оперативного учета подлежит прекращению (определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О). В этом случае владельцы вправе потребовать возврата изъятого имущества (ч. 4 ст. 81 УПК РФ), а в случае отказа полиции - обжаловать этот отказ в судебном порядке. Однако на практике, если по итогам ОРМ возбуждено дело об административном правонарушении, изъятое приобщается к его материалам, и дальнейшую судьбу изъятого имущества решит орган, рассматривающий административное дело по существу (решение Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013).
До решения вопроса о возбуждении уголовного дела изъятые документы и предметы по общему правилу остаются в полиции. Исключение предусмотрено для изъятых электронных носителей информации: после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, эти носители возвращаются их законному владельцу (п. 40 Инструкции N 199).
Суд может использовать данные, собранные в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий, даже если изъятие, проведенное в этих же рамках, было признано незаконным, в частности, на этом основании был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.10.2015 N С01-896/2015).
______________________________
*(1) Суды, как правило, смотрят на это нарушение "сквозь пальцы" (апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-3037/2013)
*(2) Пункт 22 Инструкции N 199 предусматривает срок в 5 рабочих дней. Однако в данном случае приоритет имеет норма Закона об ОРД (абз. 3 п. 1 ст. 15), которая говорит о 5 календарных днях
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах