Возвращение изъятого имущества и взыскание сопутствующих убытков при проведении полицией обследования помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия
Дальнейшая судьба изъятых документов и предметов зависит от того, как будут использованы сведения, послужившие основанием для проведения оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ).
Если по итогам проверки возбуждается уголовное дело, то изъятые материалы, которые будут использованы в качестве доказательств по уголовному делу, приобщаются к делу, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств (п. 39 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (далее - Инструкция N 199), ст. 82 УПК РФ).
Если же уголовное дело не возбуждается и, таким образом, в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статей 2 и 10 (часть четвертая) Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) дело оперативного учета подлежит прекращению (определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О). В этом случае владельцы вправе потребовать возврата изъятого имущества (ч. 4 ст. 81 УПК РФ), а в случае отказа полиции - обжаловать этот отказ в судебном порядке. На практике, если по итогам ОРМ возбуждено дело об административном правонарушении, изъятое иногда приобщается к его материалам, и дальнейшую судьбу изъятого имущества решит орган, рассматривающий административное дело по существу (решение Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013). Но чаще бывает так, что административное дело (в котором фигурирует в качестве доказательств, к примеру, акт обследования) идет своим чередом, в то время как изъятые предметы "томятся" в полиции. Поскольку они не были изъяты после возбуждения административного дела (то есть после составления протокола об административном правонарушении или вынесении определения об административном расследовании, см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), для процесса по административному делу этих изъятых предметов просто не существует.
До решения вопроса о возбуждении уголовного дела изъятые документы и предметы, по общему правилу, остаются в полиции. Исключение предусмотрено для изъятых электронных носителей информации: после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-разыскной деятельности, эти носители возвращаются их законному владельцу (п. 40 Инструкции N 199).
Таким образом, зачастую изъятое месяцами и даже годами хранится в полиции (или у ответственного хранителя, назначаемого полицией), причем полицейские не торопятся ничего возвращать. А ведь иногда изъятое необходимо вернуть как можно скорее (например, изъято имущество с коротким сроком хранения, или же с коротким сроком реализации). В этих случаях целесообразно не тянуть с обращениями в органы власти.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД лицо, полагающее, что действия полиции при совершении ОРМ привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд.
Согласно абз. 14 ст. 5 Закона об ОРД при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Обращения в вышестоящий орган полиции, как правило, малоэффективны. Дело в том, что законодательство не содержит никаких указаний по поводу сроков, в течение которых полиции вправе удерживать изъятые во время ОРМ предметы. Единственный критерий тут - разумность сроков (потенциально необходимых для проверки), а по этому вопросу у каждой из сторон свое мнение. Обращение в прокуратуру с жалобой на действия полиции по изъятию и (или) по невозвращению изъятого в разумный срок чуть более эффективно. Если письменные обращения в ОРД и в прокуратуру не возымели успеха, необходимо обращаться в суд.
Требования о возвращении изъятого имущества могут быть предъявлены в суд одновременно с признанием незаконными проведенного ОРМ (или непосредственно изъятия, или неправомерного удержания предметов - например, если сроки любой возможной проверки оперативных сведений давно истекли) либо отдельным иском (при условии, что незаконность изъятия уже подтверждена). Возможна подача заявления о признании незаконными бездействия органа полиции по непринятию решения по результатам проведенного ОРМ и невозврате изъятого имущества, с обязанием устранить нарушение и вернуть документы или ценности.
В случае если полиция (или иной орган ОРД) не докажет необходимости изъятия либо в случае признания незаконным самого ОРМ, в ходе которого было проведено изъятие, суд обяжет вернуть изъятое имущество (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2011 N Ф03-9515/2010, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 17.02.2011 по делу N 2-1255/11, постановление Псковского областного суда от 27.02.2014 по делу N 22-146, определение СК по уголовным делам Нижегородского областного суда от 04.09.2012 по делу N 22-6587). Если оснований для признания действий незаконными нет или полиция докажет, что изъятое находится в процессе проверки, суд откажет в возврате изъятого (решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013, решение Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013, кассационное определение СК по уголовным делам Рязанского областного суда от 17.05.2012 по делу N 22-790/2011).
Сказанное справедливо и для случаев, когда полиция изъяла имущество, которое принадлежит не обследуемому, а третьим лицам (кассационное определение СК по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 16.05.2012 по делу N 22к-2273/12; противоположная практика - решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 27.07.2011 по делу N 2-2328/2011).
Взыскание убытков
Требования о взыскании убытков, связанных с невозвратом изъятого, могут быть удовлетворены, только если незаконность изъятия либо незаконность удержания, либо незаконность действий должностных по изъятию уже установлены (как правило, другим решением суда) (см., например, решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2014 по делу N А24-3504/2014, постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2012 N Ф06-6725/12). В противном случае арбитражный суд не удовлетворит такое требование в связи с недоказанностью истцом противоправности поведения ответчиков в причинении ущерба, поскольку не станет исследовать вопрос незаконности изъятия в деле о взыскании убытков, ведь данный вопрос решается в ином судебном порядке (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2014 N Ф04-2048/14, ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2012 N Ф01-5810/11)*(1).
Если изъятые предметы были возвращены с недостачей или повреждениями, утратой части свойств, то иск о взыскании убытков можно реально выиграть при условии добротной обоснованности иска (п. 7, п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного госорганами, органами МСУ, а также их должностными лицами", постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2014 N Ф01-154/14, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2013 N Ф08-3048/13).
______________________________
*(1) Существует точка зрения, согласно которой эта позиция судов противоречит положениям информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, в п. 4 которого указано: "тот факт, что решение или действия госоргана не было признано в судебном порядке незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда". Тем не менее правовая реальность в настоящий момент такова, что для возмещения убытков необходимо сначала оспорить в суде само изъятие или само ОРМ, в ходе которого производилось изъятие (целиком или хотя бы в части)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах