Внеплановая проверка, проводимая в связи с обращением потребителя в Роспотребнадзор
С 2017 года существенно изменилась процедура назначения и проведения внеплановой проверки в связи с обращением потребителя по вопросу нарушения проверяемыми организацией или ИП его прав (пп. в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, см. также информацию Роспотребнадзора от 07.12.2016, 21.12.2016 и 10.01.2017). Если раньше для проведения проверки было достаточно всего лишь неанонимного обращения потребителя о нарушении своих прав, то сейчас необходимо, чтобы еще до составления и отправления жалобы в Роспотребнадзор:
1. Потребитель обратился за защитой своих прав непосредственно к обидчику (организации или предпринимателю).
2. Организация или ИП либо не удовлетворили требования потребителя, либо вовсе не стали их рассматривать.
Для того, чтобы жалоба потребителя в Роспотребнадзор повлекла внеплановую проверку, к жалобе, очевидно, нужно приложить доказательства своей переписки с организацией или ИП-нарушителем.
Если же потребитель сразу пожаловался в Роспотребнадзор, не обращавшись до этого с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю), то и такая жалоба может повлечь печальные последствия для нарушителя:
- во-первых, указанный порядок установлен только для случаев нарушения именно прав потребителя. А потребитель может обратиться с жалобой на неисполнение Технических регламентов ТС, надзирать за которыми полномочен Роспотребнадзор (например, на шоколадке не указан срок годности - нарушение ст. 4.1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 881). Или на нарушение правил продажи отдельных видов товаров (например, в торговом зале нет контрольных весов, - нарушение п. 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Или на нарушение санитарно-эпидемиологических правил (кафе, расположенное в жилом здании, принимает сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, - нарушение п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01). На этот нюанс специально указано в информационных сообщениях Роспотребнадзора от 21.12.2016 и от 10.01.2017;
- во-вторых, даже если потребитель до жалобы в Роспотребнадзор не обращался к продавцу (изготовителю, исполнителю) за восстановлением своих нарушенных прав, то эта жалоба, хотя и не может повлечь внеплановую проверку, однако может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Роспотребнадзор вправе даже начать административное расследование (которое по существу мало чем отличается от проверки) согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Наконец, неприятные последствия могут быть даже в том случае, если до жалобы потребитель обратился с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю), причем его претензия были признана обоснованной, и нарушитель принял меры к восстановлению нарушенных прав потребителя (скажем, заменил товар, или вернул деньги, или даже выплатил неустойку). Проверки в этом случае не будет, а вот возбудить дело об административном правонарушении и наложить штраф по соответствующей статье КоАП РФ ведомство сможет: добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда является лишь обстоятельством, смягчающим ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), а не исключающим производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ). А переписка рассерженного потребителя с организацией-обидчиком может являться доказательством в данном деле.
Еще одно обязательное требование к жалобе потребителя - она не должна быть анонимной. Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), а если анонимность установлена во время ее проведения, то такая проверка прекращается по решению санитарного врача или его заместителя (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017). Если потребитель пожаловался в Роспотребнадзор через Интернет, то его жалоба может рассматриваться в качестве повода для внеплановой проверки только в том случае, если он авторизовался в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона 294-ФЗ; информация Роспотребнадзора от 07.12.2016 и от 28.07.2017). В противном случае проверка организована не будет, но обращение может повлечь иные неприятные последствия, описанные выше.
Наконец, жалоба потребителя должна быть правдивой. Если после начала проверки выяснится, что обращение потребителя содержит заведомо недостоверные, ложные сведения, проверка прекращается (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), а Роспотребнадзор получает право обратиться в суд с иском о взыскании с такого недобросовестного потребителя расходов, понесенных в связи с рассмотрением его жалобы (ч. 3.5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Указанные проверки проводятся без согласования с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Проверяемое лицо заранее о проверке не уведомляется (ч. 16, 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.