Плановые лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Трехлетний мораторий (2016 - 2018 г.г.) на плановые проверки малого бизнеса не распространяется на плановые лицензионные проверки в отношении УК, осуществляющих деятельность по управлению МКД (п. 6 ч. 6 чт. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Периодичность
Плановые лицензионные проверки УК проводятся органами ГЖН с заранее установленной периодичностью (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 8 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ периодичность проведения лицензионных проверок устанавливается законодательством о лицензировании, то же самое закреплено в ч. 1 ст. 196 ЖК РФ. Таким образом, в соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, плановые проверки УК могут включаться в ежегодный план проведения плановых проверок:
- по истечению одного года со дня принятия решения о предоставлении УК лицензии;
- по истечению трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Другими словами, орган ГЖН вправе запланировать первую проверку УК через год после получения ею лицензии и затем планировать их каждые три года. Эту же позицию высказывал Верховный Суд РФ, указывая, что пока со дня окончания последней плановой проверки не прошло трех лет, надзорный орган не вправе даже включать следующую проверку в план (постановление от 11.01.2016 N 16-АД15-9).
На практике органы ГЖН не планируют, а уже реально проверяют УК через год после получения ею лицензии и затем каждые три года, причем суды не усматривают в этой периодичности противоречия с законом (постановления АС Поволжского округа от 19.09.2014 N Ф06-14715/13, Одиннадцатого ААС от 02.07.2014 N 11АП-7189/14).
Необоснованное включение проверки УК в ежегодный план проведения плановых проверок является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ, п. 35 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению МКД должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода (РОП). Это означает, что период между плановыми проверками конкретной УК должен зависеть от категории риска, который будет присвоен её деятельности, а "низкорисковые" УК вообще будут избавлены от плановых проверок. Однако в настоящий момент необходимые подзаконные акты еще не приняты, и РОП в данной сфере пока не применяется.
Срок проведения
Срок проведения плановой проверки - не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), но есть специальное ограничения для срока плановой выездной в отношении УК - субъекта малого предпринимательства: суммированный срок таких проверок всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не должен быть более 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год - для микропредприятия (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако в эти часы засчитывается только то время, которое проверяющие непосредственно взаимодействовали с УК и провели на объекте - то есть осматривали, обследовали, замеряли и т.п. (постановления Семнадцатого ААС от 07.10.2016 N 17АП-10655/16, АС Уральского округа от 30.05.2016 N Ф09-4070/16, решения АС Челябинской области от 25.01.2017 по делу N А76-22035/2016, АС Ивановской области от 20.03.2015 по делу N А17-4221/2014, АС Волгоградской области от 06.02.2015 по делу N А12-24582/2014).
Срок плановой выездной проверки можно продлить: проверка малого или микропредприятия продлевается не более чем на 50 и 15 часов соответственно, а проверка остальных УК - не более чем на 20 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Такое продление может быть связано только с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, экспертиз.
Плановую выездную проверку УК - малого или микропредприятия - можно приостановить на срок до 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Ежегодный план проведения плановых проверок
В ежегодном плане проверок УК указываются следующие сведения (ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, типовая форма плана, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489):
- наименование УК, ОГРН и ИНН, место её нахождения и места осуществления деятельности. Однако неуказание адреса МКД, управление которым и будет проверяться, не является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки (постановления Пятого ААС от 26.08.2015 N 05АП-7064/15, АС Поволжского округа от 19.09.2014 N Ф06-14715/13, решение АС Московской области от 22.02.2014 по делу N А41-45199/2013);
- цель и основания проверки,
- дата начала проверки и срок ее проведения,
- вид проверки (выездная или документарная),
- наименование органа ГЖН.
Проекты этих ежегодных планы сначала направляются в прокуратуру, которая рассматривает проекты планов на предмет законности (ч. 6, ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 5 и ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ежегодные планы проверок, утверждённые руководителем органа ГЖН, размещаются на официальном сайте органа ГЖН и - в составе сводного плана проведения плановых проверок - на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, планы проверок в "своем" регионе размещаются на официальных сайтах прокуратур субъектов РФ (п. 19 Порядка, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11.08.2010 N 313).
Правда, орган контроля вправе доводить ежегодный план проверок до всеобщего сведения не путем его публикации на своем сайте, а "иным доступным способом" (ч. 5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Однако в случае, если план проверок не размещен на вышеуказанных сайтах, а, например, опубликован в местной прессе, то спорные плановые проверки могут быть признаны судом незаконными (постановление Четырнадцатого ААС от 14.10.2015 N 14АП-7515/15). Если конкретная УК упомянута в плане проверок на сайта органа ГЖН, но отсутствует в плане, опубликованном на сайтах региональной и Генеральной прокуратур, то суд может признать проверку такой "несогласованной с прокуратурой" и отменить ее результаты (постановление Четырнадцатого ААС от 09.10.2015 N 14АП-7490/15).
Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
В утвержденные и опубликованные планы проверок могут вноситься изменения, однако "новая" проверка там появиться не может: менять план можно либо в части исключения проверки, либо в части изменения адресных сведений УК (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).
Уведомление о плановой проверке
Орган ГЖН уведомляет УК о предстоящей плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 196 ЖК РФ). С этой целью орган ГЖН присылает копию распоряжения (приказа) на проверку - либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо по e-mail (который содержится в ЕГРЮЛ либо ранее представлялся в орган ГЖН), причем электронное письмо должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 196 ЖК РФ). Направление не копии приказа, а иного документа, например, собственно уведомления о проверке, не может подменять собой распоряжение о проведении проверки (постановление Четырнадцатого ААС от 14.10.2015 N 14АП-7515/15).
Закон допускает уведомлять о плановой проверке и "иным доступным способом", например, по факсу, особенно, если имеется отчет об его отправке (решения АС Нижегородской области от 19.10.2015 по делу N А43-17891/2015, АС Приморского края от 06.10.2014 по делу N А51-23440/2014, АС Камчатского края от 23.09.2014 по делу N А24-3475/2014, от 29.05. 2017 по делу N А24-5428/2016).
Проведение плановой проверки УК без её предварительного уведомления является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и приводит к отмене результатов проверки на основании п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ (постановления АС Московского округа от 29.09.2015 N Ф05-9472/15, Седьмого ААС от 08.05.2014 N 07АП-2686/14, решения АС Архангельской области от 24.02.2016 по делу N А05-13587/2015, АС г.Москвы от 08.05.2015 по делу N А40-10191/2015).
Если проверка не состоялась
Если орган ГЖН прибыл к месту проведения выездной плановой проверки УК, но провести эту оказалось невозможно, то:
- орган ГЖН составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности;
- в ближайшие три месяца орган ГЖН вправе принять решение о проведении в отношении этой УК "новой" плановой выездной проверки без изменения ежегодного плана и без предварительного уведомления УК (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Это правило действует только в случаях, если провести проверку было невозможно из-за перечисленных в законе обстоятельств (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
- из-за отсутствия руководителя или иного должностного лица УК,
- из-за активного или пассивного сопротивления проверяющим (любые такие действия или бездействие руководства или работников УК),
- в связи с фактическим неосуществлением УК лицензионной деятельности.
Информация о плановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, вносится в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о проверке (п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Тема
Лицензионные проверки управляющих компаний МКД
См. также
Документарные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Выездные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Предварительное уведомление УК МКД о лицензионной проверке и ее согласование с прокуратурой
Срок проведения лицензионной проверки УК МКД
Оформление органом ГЖН результатов лицензионной проверки УК МКД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой