Предварительное уведомление УК МКД о лицензионной проверке и ее согласование с прокуратурой
Для внеплановых проверок
Органы ГЖН, организующие проведение внеплановой проверки УК, не обязаны ни согласовывать эту проверку с прокурором, ни заранее предупреждать УК о её проведении, причем вне зависимости от оснований этой проверки.
В отношении выездных проверок это прямо следует из ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, нормы иных законов не применяются:
- правила Закона N 294-ФЗ об уведомлении и согласовании выездной внеплановой проверке не применяются, поскольку согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ лицензионные проверки имеют свои особенности в данной части;
- при этом в соответствии с ч. 1 ст. 19, пп. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ особенности организации и проведения лицензионных проверок могут быть установлены иными федеральными законами. В нашем случае таковым является ЖК РФ, а согласно ч. 3 ст. 196 ЖК РФ любая выездная внеплановая проверка УК проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата.
Зачастую УК требуют, чтобы орган ГЖН согласовал с прокуратурой выездную внеплановую проверку по жалобе на "грубое нарушение" УК лицензионных требований. При этом УК ссылаются на ч. 6, ч. 12 и п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, который требует такого согласования. Однако эта позиция несостоятельна: перечень грубых нарушений лицензионных требований должен быть установлен положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ), а Положение N 1110 такого перечня не содержит в принципе, они там даже не упоминаются. Этот вывод подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 26.-9.2016 N 301-КГ16-11335, постановления АС Волго-Вятского округа от 21.12.2016 N Ф01-5677/16 и от 03.06.2016 N Ф01-1969/16, АС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2017 N Ф02-524/17, АС Дальневосточного округа от 16.06.2016 N Ф03-2561/16, Десятого ААС от 02.05.2017 N 10АП-18966/16, Четырнадцатого ААС от 03.03.2017 N 14АП-10223/16, Второго ААС от 18.03.2016 N 02АП-949/16).
На практике органы ГЖН - хотя и не обязаны - иногда предупреждают и о внеплановой выездной проверке. Делается это с целью обеспечить присутствие должностных лиц УК на месте проверки.
Что касается документарных внеплановых проверок, то ни уведомлять о них заранее, ни согласовывать их с прокуратурой не нужно, потому что подобного требования не содержит ни ст. 10 или 11 Закона N 294-ФЗ, ни ст. 19 Закона N 99-ФЗ, ни ч. 3 ст. 196 ЖК РФ.
Для плановых проверок
О проведении плановой (и документарной, и выездной) проверки орган ГЖН обязан уведомить УК не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 196 ЖК РФ). Для этого орган ГЖН пришлет копию распоряжения (приказа) на проверку - либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо по E-mail (который содержится в ЕГРЮЛ либо ранее представлялся в орган ГЖН), но это электронное письмо должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 196 ЖК РФ). Направление не копии приказа, а иного документа, например, собственно уведомления о проверке, не может подменять собой распоряжение о проведении проверки (постановление Четырнадцатого ААС от 14.10.2015 N 14АП-7515/15).
Закон допускает уведомлять о плановой проверке и "иным доступным способом", например, по факсу, особенно, если имеется отчет об его отправке (решения АС Нижегородской области от 19.10.2015 по делу N А43-17891/2015, АС Приморского края от 06.10.2014 по делу N А51-23440/2014, АС Камчатского края от 23.09.2014 по делу N А24-3475/2014, от 29.05.2017 по делу N А24-5428/2016).
Нарушение этой обязанности является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и приводит к отмене результатов проверки на основании п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ (постановления АС Московского округа от 29.09.2015 N Ф05-9472/15, Седьмого ААС от 08.05.2014 N 07АП-2686/14, решения АС Архангельской области от 24.02.2016 по делу N А05-13587/2015, АС г. Москвы от 08.05.2015 по делу N А40-10191/2015; обратная практика - постановление Второго ААС от 20.04.2016 N 02АП-2086/16).
Согласование у прокурора плановой лицензионной проверки УК - выездной ли, документарной - законодательством не предусмотрено.
Более наглядно информация представлена в таблице.
Плановая документарная | Плановая выездная | Внеплановая документарная | Внеплановая выездная | |
Предварительное уведомление о проведении проверки | Требуется (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) | Требуется (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) | Не требуется (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Не требуется (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 19 и пп. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ) |
Согласование с прокуратурой | Не требуется (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Не требуется (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Не требуется (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Не требуется (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 19 и пп. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой