Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности
Смотрите в этом материале:
- кто может получить предписание;
- срок исполнения предписания;
Предписание - это властное распоряжение, которое нужно либо исполнить, либо оспорить и отменить. Оно выдается тогда, тогда орган ГПН абсолютно уверен в нарушении требований пожарной безопасности.
Когда выдают предписание?
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям выдается:
- если при проведении КНМ надзорный орган выявил нарушения обязательных требований контролируемым лицом,
- по результатам этого КНМ уже оформлен Акт, в котором данные нарушения зафиксированы в соответствии с ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле (предписание выдается после).
Отметим, что предписание можно выдать после любого контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - КНМ), которое проводит орган ГПН, кроме выездного обследования (ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле) и мониторинга безопасности (письмо Минэкономразвития России от 15.11.2021 N ОГ-Д24-8265). Предписание не выдается после профилактического визита - поскольку такой визит вовсе не является КНМ (ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле).
В 2023 году орган пожарного надзора вправе выдать предписание исключительно по фактам нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства (п. 7.1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, см. также письмо Минэкономразвития России от 22.03.2022 N ОГ-Д24-1889).
Информация о выдаче и исполнении предписаний вносится в ЕРКНМ (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 5 ПП 604, раздел IV Приложения к ПП 604). И сама эта информация (что выдали предписание) не является открытой, и текст предписания - тоже: согласно ч. 5 ст. 12 Закона о госконтроле, орган ГПН даже по запросу не разглашает выданные предписания, если оно не затрагивает права обратившегося с запросом лица.
Как оно выглядит?
Закон о госконтроле не предъявляет каких-то специальных требований к содержанию предписания. Типовая форма "пожарного" предписания установлена Приложением 2 к распоряжению МЧС от 03.09.2021 N 777. Согласно данному документу, в предписании должны быть перечислены:
- где именно (в каком конкретном месте) установлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности;
- каким пунктом, частью, статьей какого именно нормативного правового акта (или нормативного документа) установлено данное (нарушенное) требование пожарной безопасности;
- в какой срок нужно устранить это нарушение.
Должно ли предписание содержать конкретные способы устранения нарушений? Судебная практика не выработала единой позиции. В некоторых случаях суды требуют, чтобы предписание имело конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю (постановления АС Центрального округа от 19.07.2017 N Ф10-2082/17, Двадцатого ААС от 03.05.2018 N 20АП-2062/18, Девятого ААС от 07.02.2017 N 09АП-65981/16, Двадцать первого ААС от 22.06.2017 N 21АП-582/17). Однако гораздо чаще суды указывают, что отсутствие конкретных требований предоставляет нарушителю возможность самостоятельно избрать наиболее выгодные и приемлемые способы устранения нарушения (постановления АС Северо-Западного округа от 15.09.2017 N Ф07-9738/17, Двадцатого ААС от 16.05.2018 N 20АП-2477/18, АС Волго-Вятского округа от 08.02.2017 N Ф01-6443/16, Шестого ААС от 26.05.2017 N 06АП-2351/17, Четвертого ААС от 01.06.2017 N 04АП-1791/17, Третьего ААС от 15.05.2017 N 03АП-184/17).
Как его вручают?
Закон о госконтроле не устанавливает отдельно, каким образом Предписание об устранении нарушений обязательных требований ПБ выдается / направляется контролируемому лицу. Очевидно, в данном случае должен применяться общий порядок уведомления контролируемых лиц (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле), следовательно, предписание ГПН может быть направлено следующими способами:
- путем заполнения ЕРКНМ и с использованием той цифровой инфраструктуры, которая обслуживает систему электронных госуслуг (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле, см также пп. "б" п. 5 ПП 604, раздел IV Приложения к ПП 604),
- бумажным письмом - только до 2024 года и только по разовому запросу контролируемого лица либо в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме (ч. 9 ст. 98 Закона о госконтроле),
- электронным письмом - на тот E-mail, который был предоставлен в ГПН этим контролируемым лицом и внесен в информсистемы, использующиеся при осуществлении надзора или оказания госуслуг, в том числе тот E-mail, который представлялся при госрегистрации организации или ИП (п. 1 ч. 5 ст. 21 Закона о госконтроле);
- через ЛК на Госуслугах - если адресат предписания имеет полностью заполненный профиль в ЕСИА (п. 2 ч. 5 ст. 21 Закона о госконтроле).
Обязательно ли его исполнять?
Предписание обязательно к исполнению:
- эта обязанность прямо установлена абз. 7 ч. 2 ст. 34 и абз. 2 ч. 2 ст. 37 Закона о пожарной безопасности,
- за неисполнение "пожарного" предписания установлена административная ответственность, см. части 12-14 ст. 19.5 КоАП РФ;
- орган ГПН вправе добиваться принудительного исполнения предписания (п. 4 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 95 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 27 ПП 290);
- если в установленный предписанием срок оно не будет выполнено (вообще или надлежащим образом), орган ГПН вновь выдаст "старое" предписание с новыми сроками исполнения (ч. 2 ст. 95 Закона о госконтроле).
Еще одно неприятное последствие неисполнения пожарных предписаний - это повышение категории пожарного риска, а следовательно, и частоты плановых пожарных проверок (см. п.п.1-3 Приложения 3 и п.п.1-3 Приложения 4 к ПП 290). Подробнее о категория см. в отдельном материале.
Если предписание кажется неисполнимым, то,- имея в виду его дальнейшеее оспаривание, - есть смысл обратиться в ГПН разъяснением порядка его исполнения (постановление Тринадцатого ААС от 13.12.2022 г. N 13АП-35697/22).
Срок исполнения предписания
Срок, в течение которого адресату предписания нужно устранить указанное в нем нарушение, должен быть указан в самом предписании (этого требует Типовая форма предписания, установленная Приложением 2 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777).
При определении срока исполнения предписания должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен (ч. 4 ст. 14 Закона о госконтроле). А если такое исполнение связано с расходованием денежных средств, - орган ГПН дополнительно рассматривает вопрос об учете имущественного и финансового положения контролируемого лица (ч. 5 ст. 14 Закона о госконтроле).
Если исполнить предписание в установленный в нем срок невозможно, то пожарный инспектор может отсрочить это исполнение на срок до одного года (об этом принимается отдельное решение по процедуре, аналогичной рассмотрению возражений на Акт КНМ, см. ст. 93 Закона о госконтроле). Для этого в орган ГПН нужно через ЕПГУ подать ходатайство об отсрочке (ч. 2, п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о госконтроле), которое, - с учетом требований ч. 2 ст. 93 и ст. 89 Закона о госконтроле, - должно содержать все реквизиты, перечисленные ст. 41 Закона о госконтроле. Оно рассматривается в течение в течение 10 дней со дня поступления в орган ГПН (ч. 2 ст. 94 Закона о госконтроле), контролируемое лицо должно быть извещено о месте и времени рассмотрения и может явиться для рассмотрения лично (ч. 3 ст. 94 Закона о госконтроле).
Нужно ли отчитываться об исполнении предписания?
Ни Закон о госконтроле, ни Закон о пожарной безопасности, ни ПП 290 не требуют от адресата предписания уведомлять орган ГПН о том, что предписание исполнено. Даже типовая форма предписания (установлена Приложением 2 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777) не предусматривает этого.
Однако отчет об исполнении может быть выгоден самому подконтрольному лицу, которое добросовестно исполнило предписание: в соответствии с ч. 1 ст. 95, п. 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле орган ГПН может инициировать внеплановую проверку или иное КНМ, чтобы проверить, выполнено ли предписание в срок и насколько полно.
В какой форме будет проведено это КНМ - зависит от того, по итогам какого именно КНМ было выдано предписание (ч. 1 ст. 95 Закона о госконтроле, п. 31 ПП 290):
предписание выдано по итогам выездной проверки |
исполнение предписания можно проконтролировать: - выездной или документарной проверкой, - рейдовым осмотром, - инспекционным визитом, - выборочным контролем |
предписание выдано по итогам документарной проверки |
исполнение предписания можно проконтролировать: - документарной проверкой, - рейдовым осмотром, - инспекционным визитом, - выборочным контролем |
предписание выдано по итогам рейдового осмотра | |
предписание выдано по итогам инспекционного визита | |
предписание выдано по итогам выборочного контроля |
Такая новая проверка проводится только в том случае, если проверяемое лицо не представило никаких сведений об исполнении предписания (кстати, предписание этого может изначально не требовать), либо из этих документов / сведений неясно - исполнено предписание или всё же нет (ч. 1 ст. 95 Закона о госконтроле).
Таким образом, можно предположить, что перед назначением полноценного КНМ с взаимодействием (для контроля предписания) орган ГПН для начала проведет мониторинг безопасности, то есть изучит досье на адресата. И если в этом досье будут сведения, которые однозначно указывают на своевременное и полное устранение нарушений, - вероятность новой внеплановой проверки понизится.
А дополнительно - данные об исполнении предписания положительно скажутся на категории риска, которая временами перерассчитывается (ч. 5 ст. 24 Закона о госконтроле).
Оспаривание предписания
Адресат предписания, согласно ч. 1 ст. 39, п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, имеет право на его досудебное - а затем и судебное - обжалование. При этом судебное обжалование, минуя предварительную жалобу в ГПН, невозможно (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 1 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, постановление АС Дальневосточного округа от 19.08.2022 N Ф03-4063/22).
Для оспаривания необходимо подготовить и направить жалобу в ГПН (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 57 ПП 290).
Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается:
- исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (см. постановление Четвертого ААС от 25.05.2022 N 04АП-2227/22),
- причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием ЕПГУ) (п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Это, очевидно, касается и тех жалоб, которые содержат в себе сведения, отнесенные к гостайне или иной тайне, охраняемой законом, поскольку иной порядок направления таких "секретных" жалоб должен быть установлен Положением о виде надзора (ч. 1.1 ст. 40 Закона о госконтроле), но ПП 290 специальных правил не предусматривает.
Срок подачи жалобы - 10 рабочих дней с момент получения предписания (ч. 6 ст. 40 Закона о госконтроле), его можно восстановить, если он был пропущен по уважительным причинам (ч. 7 ст. 40 Закона о госконтроле).
Обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст.41 Закона о госконтроле), жалобу - до момента принятия итогового решения - можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле).
В жалобе можно попросить о приостановлении исполнения предписания, решение в части приостановления принимается в течение двух рабочих дней (ч. 9, 10 ст. 40 Закона о госконтроле).
В рассмотрении жалобы могут и отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле.
Рассматривают жалобу долго - почти месяц, 20 рабочих дней со дня регистрации, да еще могут увеличить срок рассмотрения "в исключительных случаях" (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле).
Жалобу рассматривает руководитель (зам) органа ГПН либо вышестоящее должностное лицо, он не связан доводами и основаниями жалобы и рассматривает ее в полном объеме (абз. 2, абз. 5 п. 57 ПП 290), по результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение, которое должно содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части (абз. 6 п. 57 ПП 290), и которое:
- оставляет жалобу без удовлетворения, либо
- отменяет предписание полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле).
Решение направляется в ЛК контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование
Если результат обжалования не устроил, можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ).
Следует иметь в виду риск прекращения арбитражными судами дел об оспаривании предписания ГПН в связи с неподведомственностью. Мотивы таких решений проистекают из позиции Верховного Суда РФ (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5) о том, что нарушение требований пожарной безопасности совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому суды указывают, что предписание выдается заявителю не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а как допустившему нарушение участнику правоотношений в сфере пожарной безопасности (определения Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 307-КГ18-25344, от 25.04.2018 N 5-КГ18-23, АС Краснодарского края от 14.06.2018 по делу N А32-19162/2018, АС Московской области от 07.06.2018 по делу N А41-43256/2018, АС Новосибирской области от 11.01.2017 по делу N А45-25200/2016, АС Пензенской области от 27.11.2017 по делу N А49-12683/2017, АС Республики Марий Эл от 05.12.2017 по делу N А38-14076/2017, постановления Семнадцатого ААС от 27.03.2018 N 17АП-3241/18).
С другой стороны, вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ относится к случаям оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности, а не предписаний административных органов. Исходя из этого, некоторые суды (включая Верховный Суд РФ) не возражают против рассмотрения спора в арбитражном суде или даже указывают, что оспаривание предписания органов пожарного надзора относится к подведомственности арбитражных судов, потому что оно содержит обязательные для исполнения требования, связанные с расходованием средств; при этом неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для последствия, носящие экономический характер, следовательно, предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 АПК РФ (определения Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 305-КГ18-6004 и от 28.11.2014 N 306-КГ14-5138, постановления АС Волго-Вятского округа от 03.05.2017 N Ф01-1487/17, Восьмого ААС от 14.03.2018 N 08АП-52/18, Тринадцатого ААС от 22.01.2018 N 13АП-31674/17, Семнадцатого ААС от 08.09.2017 N 17АП-11109/17, Одиннадцатого ААС от 15.02.2017 N 11АП-1347/17, Двадцать первого ААС от 22.05.2017 N 21АП-873/17, определения Мосгорсуда от 10.07.2017 по делу N 33а-2301/2017).
Жалоба в суд на вынесенное пожарным инспектором предписание подается в течение 3 месяцев со дня получения предписания (не результата досудебного обжалования). При пропуске этого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок подачи заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Обжалование предписания в административном порядке не является уважительной причиной пропуска срока (постановление Восемнадцатого ААС от 11.12.2012 N 18АП-11671/12), равно как и обжалование постановления об административном наказании, вынесенное по итогам этой же проверки (постановление Семнадцатого ААС от 22.01.2014 N 17АП-15874/13).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении N 3216-С от 08.12.2022 г., отмена судом постановления по делу об административном правонарушении, в том числе в связи с отсутствием состава противоправного деяния, не может рассматриваться как безусловное основание для последующей отмены предписания об устранении допущенных нарушений в сфере пожарной безопасности, поскольку данное предписание подразумевает самостоятельное изложение выявленных нарушений, создающих угрозы для неопределенного круга лиц, и тем самым автоматически не предполагает прямой зависимости от наличия или отсутствия в действиях лица, которому оно выдано, состава административного правонарушения.
При подаче заявления в арбитражный суд об оспаривании предписания органа ГПН уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3 000 рублей - для организаций (п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять. Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
Органы ГПН обязаны будут доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Если предписание (его отдельные пункты) в отношении конкретного лица было признано судом незаконным, то незаконна и выдача повторного идентичного предписания (его пунктов) тому же лицу, причем незаконность нового предписания даже не подлежит доказыванию вновь в силу преюдиции. И наоборот, если предыдущие идентичные предписания не обжаловались, то орган ГПН не вправе ссылаться на это обстоятельство в подтверждение законности последнего выданного им предписания (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).
Тема
Пожарные проверки (проверки органами федерального государственного пожарного надзора)
Формы документов
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного пожарного инспектора
Ходатайство о разъснениии вопроса, связанного с исполнением предписания
Заявление о признании неправомерным и отмене предписания государственного пожарного инспектора
Ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания государственного пожарного инспектора
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах