Процедура проверки (контрольного (надзорного) мероприятия) Роспотребнадзора Смотрите в этом материале: - решение/задание на проведение КНМ; - "регистрация" проверки в ЕРКНМ; - уведомление проверяемого лица о предстоящей проверке: кого и как; - акт проверки; - предписание; Единой, общей для всех контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) Роспотребнадзора, процедуры проверки нет, и не может быть: все они очень разные и предполагают разные объекты контроля, объемы действий и полномочий инспектора. В первую очередь, они делятся на "КНМ с взаимодействием" и "КНМ без взаимодействия". "КНМ с взаимодействием" подразумевают активное участие проверяемого: он обязан впустить инспектора Роспотребнадзора, дать ему всё осмотреть, ответить на все вопросы, выдать документы, или как минимум, выдать /выслать товар (это КНМ в форме выездной/документарной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра, выборочного контроля, контрольной /мониторинговой закупки, см. п. 70, п. 71 ПП 1100, п. 22 ПП 1005, п. 36 ПП 1019). "КНМ без взаимодействия" бывает: - "кабинетным": инспектор Роспотребнадзора, не обращаясь к проверяемому, изучает досье, базы данных, фотоматериалы и т.п. (наблюдения за соблюдением обязательных требований, он же - мониторинг безопасности, ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле); - выездным: инспектор Роспотребнадзора не просто посещает объект, но и вправе беседовать с посетителями, собирать образцы для исследований и т.п., при этом вступать в официальный контакт с проверяемым лицом ему строго запрещено (выездное обследование, ст. 75 Закона о госконтроле).
Подготовка инспектора к проверочному мероприятию
Проведению любого КНМ должно предшествовать некое событие - наступление даты плановой проверки, жалоба на нарушения, поручение Президента РФ (даже без указания конкретных проверяемых лиц, см. постановление Восьмого КСОЮ от 14.07.2022 по делу N 16-4702/2022),, требование прокурора (который, в свою очередь, тоже откуда-то узнал о нарушениях). Одного факта этого события достаточно для оформления задания на проведение КНМ без взаимодействия (ч. 2 ст. 57 Закона о госконтроле), в некоторых случаях - даже решения о проведении КНМ с взаимодействием (ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле). Однако если проверка нужна из-за сообщения/жалобы на нарушение, которое либо уже причинило вред, либо создало угрозу причинения вреда/ущерба охраняемым законом ценностям, то решение о проведении КНМ с взаимодействием нельзя вынести без предварительной проверки доводов жалобы/сообщения на предмет их достоверности (ст. 58 и 59 Закона о госконтроле, подробнее см. в Энциклопедии решений "Основания для проверок Роспотребнадзора"). По итогам такой предварительной проверки инспектор, согласно ст. 60 Закона о госконтроле, обязан составить мотивированное представление либо о проведении КНМ, либо об объявлении предостережения (в таком случае КНМ не проводится, подробнее см. в Энциклопедии решений "Предостережение Роспотребнадзора"). Автор жалобы/сообщения в Роспотребнадзор, которому отказали в проведении КНМ по его жалобе, вправе обжаловать такой отказ (как определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) по правилам КоАП РФ, по соответствующим составам - даже в арбитражном суде (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, постановления КС РФ от 30.03.2021 N 9-П, Одиннадцатого ААС от 07.06.2022 N 11АП-5475/22).
Оформление решения /задания о проведении КНМ
Для проведения КНМ без взаимодействия оформлять Решение не надо - их проводят на основе заданий уполномоченных должностных лиц Роспотребнадзора (ч. 3 ст. 64, ч. 2 ст. 57 Закона о госконтроле), а требований к таким заданиями ни Закон о госконтроле, ни положения о проверках Роспотребнадзора (ПП 1100, 1019) не устанавливают, в абз. 6 п. 23 ПП 1005 сказано лишь, что задания на КНМ дают должностные лица, перечисленные в п. 6 ПП 1005. Для проведения КНМ с взаимодействием - то есть документарной или выездной проверки, рейдового осмотра, выборочного контроля и инспекционного визита, - оформление Решения обязательно (ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле). Типовые формы решений о проведении КНМ утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 (далее - Приказ N 151). В Решении о проведении указываются (ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле): - когда, где и кем (руководителем или замруководителя какого подразделения Роспотребнадзора) оно принято (см, например, постановление Семнадцатого ААС от 18.07.2022 N 17АП-6971/22); - по какому основанию проводится КНМ; - вид контроля - федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор)/ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию/ федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей; - ФИО инспектора (инспекторов), уполномоченного на проведение КНМ, и ФИО привлекаемых специалистов, экспертов или наименование привлекаемой экспертной организации, - наименование объекта контроля, в отношении которого проводится КНМ, и его адрес, а также места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля (последние два вида сведений, согласно п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле, можно не указывать в Решении о проведении рейдового осмотра объектов контроля, в отношении которых проводится рейдовый осмотр); - ФИО гражданина или наименование и адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, то есть правообладателей (можно не указывать в Решении о проведении рейдового осмотра, см. п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле); - вид КНМ; - перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках КНМ; - предмет КНМ (включает в себя ссылки на НПА и их структурные единицы, содержащие обязательные требования, соблюдение которых является предметом КНМ, либо ссылку на ранее выданное предписание, см., например, п. 1 примечания к п. 10 Типовой формы решения о проведении рейдового осмотра, утв. Приказом N 151). Предметы контроля подробно перечислены в п. 3 ПП 1100 (см. также п. 6 ст. 44 Закона о санэпидблагополучии), п. 4 ПП 1005, а предмет надзора в сфере защиты детей от вредной информации описан очень кратко (абз. 4 п. 3 ПП 1019); - дата проведения КНМ, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (срок непосредственного взаимодействия можно не указывать в Решении о проведении рейдового осмотра, см. п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле); - перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований. Кроме того, п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле просит записывать в Решении реквизиты чек-листов, если их применение является обязательным, однако в настоящий момент обязательность применения чек-листов при КНМ нигде не регламентируется (однако с 1 марта 2022 года применение чек-листов будет обязательно при плановых выездных проверках и плановых рейдовых осмотрах, см. п. 10 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844). ВниманиеНа всех документах о КНМ, оформляемых Роспотребнадзором, в том числе и на Решении о проведении КНМ, должен быть специальный куар-код, позволяющий сразу перейти в паспорт КНМ в Едином реестре КНМ (п. 21, примечание 1 к Правилам формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее - ПП 604). Решение составляется в электронной форме и подписывается УКЭП инспектора (ч. 1 ст. 21 и ч. 14 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 16 ПП 604, см. также письмо Минэкономразвития России от 13.04.2021 N 11309-АХ/Д24и), но составлять бумажные Решения о КНМ тоже можно (до 31.12.2025), если Правительством РФ или положением о виде государственного контроля (надзора) не установлено иное (ч. 9.1 ст. 98 Закона о госконтроле), а это "иное" - не установлено (см. также п. 53 ПП 1019). ВниманиеПроведение КНМ без оформления или предъявления Решения о его проведении - само по себе, при соблюдении иных требований Закона N 248-ФЗ, - не является грубым нарушением требований к организации КНМ (ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). Однако технически это маловероятно - такая проверка может не "появиться" в ЕРКНМ, а вот это уже - грубое нарушение процедуры (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). Заведение проверки в ЕРКНМ
Вся информация о проводимых "КНМ с взаимодействием" должна отражаться в Едином реестре КНМ (ЕРКНМ) - федеральном государственном ресурсе (proverki.gov.ru), оператором которого является Генеральная прокуратура РФ (ч. 1 и ч 3 ст. 19 Закона о госконтроле), а проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст. 19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле). Исключение - случаи неработоспособности самого ЕРКНМ, зафиксированные Генеральной прокуратурой как его оператором и опубликованные в публичной части ЕРКНМ (п. 7 ПП 604). Поэтому, помимо оформления Решения о проведении КНМ, инспектор обязан "создать" КНМ в ЕРКНМ, то есть занести информацию о проверке, и в этот момент ЕРКНМ сам присвоит ей уникальный учетный номер записи (см. графу "Срок внесения" Приложения к ПП 604). Это учетный номер из 20 цифр (он же - учетный номер электронного паспорта КНМ) присваивается не конкретному документу, а всему КНМ (п. 8 ПП 604). Плановое КНМ "заводится" и получает учетный номер в момент согласования плана проведения плановых КНМ, а внеплановое - в день принятия решения о проведении, но не позднее начала проведения мероприятия (см. графу "Срок внесения" Приложения к ПП 604). Для публики большинство сведений о КНМ из ЕРКНМ становятся доступны только после окончания "события" - на следующий рабочий день после проведения КНМ (кроме документарной проверки и ряда сведений о выездной, см. графу "Статус отображения в публичном доступе" Приложения к ПП 604). Однако на всякий подлинный документ, оформляемый Роспотребнадзором, в том числе Решение, наносится QR-код, сформированный в ЕРКН, обеспечивающий переход на страницу КНМ, в рамках которого составлен документ, причем при использовании для просмотра информации QR-кода сведения отображаются без ограничений доступа к ним (п. 21, примечание 1 к ПП 604). ВниманиеПроведение КНМ (кроме мониторинга безопасности и выездного обследования), не включенного в ЕРКНМ, является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим Роспотребнадзором, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении того же лица, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица органа Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст.19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле), однако нарушение этого требования не относится к числу грубых нарушений требований к организации и осуществлению надзора (ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле), если, конечно, такая информация все же появится в ЕРКНМ.
Согласование КНМ в прокуратуре
В некоторых случаях проводить внеплановые КНМ с взаимодействием (кроме документарной проверки) можно лишь после согласия на это прокурора (ч. 2 ст. 66 Закона о госконтроле):
Внеплановая документарная проверка - вероятно, кроме случая, указанного в ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6824), - проводится без согласования с органами прокуратуры (ч. 9 ст. 72 Закона о госконтроле). Любое повторное КНМ, если предыдущее "сорвалось" по вине контролируемого лица - не явился, не пустил, прекратил деятельность в месте нахождения и т.п., о чем инспектор составил Акт о невозможности проведения КНМ с указанием причин, и о чем проинформировал контролируемое лицо, - может проводиться без согласования с прокурором (ч. 11, ч. 10 ст. 65 Закона о госконтроле). А если гражданин-проверяемое лицо не может присутствовать на проверке, потому что болеет или находится в другом населенном пункте (или другой форс-мажор), проверка переносится (ч. 8 ст. 31 Закона о госконтроле, п. 69 ПП 1100, п. 40 ПП 1019, п. 40 ПП 1005). В целях согласования Роспотребнадзор - в день подписания решения о проведении КНМ - направляет в орган прокуратуры сведения о планируемом КНМ с приложением копии решения о проведении КНМ и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для проведения КНМ (ч. 5 ст. 66 Закона о госконтроле, п. 4, п. 6 Порядка согласования). Направление и рассмотрение документов происходит внутри ЕРКНМ (п. 3 Порядка согласования, ч. 10 ст. 66 Закона о госконтроле), основания для отказа перечислены в ч. 8 ст. 66 Закона о госконтроле (в том числе - отсутствие оснований для проведения внепланового КНМ). Но изучая документы от Роспотребнадзора, прокуратура все же не должна подменять собой надзорный орган и проверять наличие обстоятельств, указанных в таких документах (постановление Двенадцатого ААС от 27.09.2021 N 12АП-5835/21). Отметка о согласовании отражается в паспорте КНМ в ЕРКНМ (см. строки 11 в Приложении к ПП 604) и решении о проведении КНМ (см. Приказ N 151). Согласование КНМ прокурором (как и отказ) можно обжаловать - вышестоящему прокурору или в суд (ч. 11 ст. 66 Закона о госконтроле, см. например, определение Третьего КСОЮ от 07.12.2022 по делу N 8а-21057/2022). ВниманиеПроведение несогласованного с прокуратурой КНМ (если его надо было согласовать) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены - либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено в самом Роспотребнадзоре, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Уведомление контролируемого лица о проверке Роспотребнадзора
О проведении большинства КНМ проверяемое лицо заранее не предупреждают, за исключением выездной проверки (см. таблицу), хотя о плановых можно узнать из ежегодного Плана КНМ (ст. 61 Закона о госконтроле).
Положения о надзорах не предусматривают какого-то особенного уведомления о проведении КНМ, таким образом, о проведении выездной проверки Роспотребнадзора контролируемое лицо уведомляется в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона о госконтроле. Эта норма предусматривает следующие формы уведомления: - путем заполнения ЕРКНМ и с использованием той цифровой инфраструктуры, которая обслуживает систему электронных госуслуг (ч. 4 ст. 21, см. также постановление Двадцать первого ААС от 28.06.2022 N 21АП-1761/22), - через Е-mail контролируемого лица, если он был предоставлен Роспотребнадзор и внесен в информсистемы, использующиеся при осуществлении надзора или оказания госуслуг, в том числе E-mail, который представлялся при госрегистрации организации или ИП (п. 1 ч. 5 ст. 21, постановление Пятого ААС от 08.06.2022 N 05АП-2599/22), - через ЛК на портале Госуслуг, если сведения (в форме электронного документа, подписанного УКЭП) были направлены в ЛК контролируемого лица на ЕПГУ или региональном портале госуслуг, причем оператор имеет полностью заполненный профиль в ЕСИА, а факт доставки этих сведений подтвержден (п. 2 ч. 5 ст. 21), - с использованием бумажных документов, но - только до 2026 года, и только по разовому запросу контролируемого лица либо в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме (ч. 9 ст. 98). В таком случае уведомление отсылается обычной почтой (либо телеграммой о необходимости явки для получения решения и запроса о предоставлении документов, см. постановление Третьего ААС от 31.01.2022 N 03АП-7454/21, либо посредством службы экспресс почты, см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2023 N Ф04-2904/23), и для суда важно, чтобы письмо / телеграмма с уведомлением о КНМ пришло в место назначения в установленные сроки, а если контролируемое лицо несвоевременно получило почтовую корреспонденцию по своему юридическому адресу и поэтому не узнало о проведении КНМ - то Роспотребнадзор в этом виноват быть не может (постановления Восьмого ААС от 26.08.2022 N 08АП-8212/22, от 11.07.2022 N 08АП-6351/22). Отметим, что само по себе издание Решения о КНМ в бумажном виде - законно до 31.12.2025 (ч. 9.1 ст. 98 Закона о госконтроле). ВниманиеПроведение КНМ без уведомления об этом (если его надо было предупреждать заранее) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом (постановление Двадцать первого ААС от 28.06.2022 N 21АП-1761/22), причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено в самом Роспотребнадзоре, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении того же лица, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Процедура самой проверки
Порядок и сроки проведения проверки - свои для каждого отдельного вида КНМ. Подробно они будут описаны в отдельных материалах: Процедура документарных проверок Роспотребнадзора; Процедура выездных проверок и рейдовых осмотров Роспотребнадзора; Процедура выборочного контроля Роспотребнадзора; Процедура инспекционных визитов Роспотребнадзора; Процедура выездного обследования Роспотребнадзора; Процедура мониторинга безопасности (наблюдения за соблюдением обязательных требований) Роспотребнадзора; Процедура профилактического визита Роспотребнадзора; Процедура мониторинговой закупки Роспотребнадзора; Процедура контрольной закупки Роспотребнадзора.
Оформление инспектором Роспотребнадзора Акта проверки
После окончания любого контрольного (надзорного) мероприятия инспектор Роспотребнадзора (и даже не инспектор, если речь об акте выездного обследования или наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, см. абз. 4 п. 35 ПП 1005 и п. 10 ст. 40 ЗоЗПП) оформляет Акт данного КНМ: - для КНМ, которые предусматривают взаимодействие с проверяемым лицом, это прямо установлено ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле, при этом оформление акта производится на месте проведения КНМ в день окончания проведения такого мероприятия (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле), акт тут же вручается контролируемому лицу (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле); - для КНМ, которые НЕ предусматривают взаимодействие с проверяемым лицом, это вытекает из ч. 2 ст. 88 Закона о госконтроле, а также прямо предусмотрено абз. 4 п. 35 ПП 1005. За непредоставление такого акта инспектор может схлопотать административное наказание по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ (постановление Ульяновского райсуда Ульяновской области от 23.11.2023 по делу N 5-1-53/2023). Акты этих КНМ, акт документарной проверки, а также акт любого другого КНМ, который можно составить только после получения результатов экспертизы и испытаний, - все эти акты составляются не на месте проведения КНМ, а в кабинете инспектора Роспотребнадзора. Готовый акт направляется контролируемому лицу в порядке ст. 21 Закона о госконтроле: а) электронно, путем заполнения ЕРКНМ и с использованием той цифровой инфраструктуры, которая обслуживает систему электронных госуслуг (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле); б) электронно, на тот E-mail, который был предоставлен в Роспотребнадзор этим контролируемым лицом, и внесен в информсистемы, использующиеся при осуществлении надзора или оказания госуслуг, в том числе тот E-mail, который представлялся при госрегистрации организации или ИП (п. 1 ч. 5 ст. 21 Закон о госконтроле); в) электронно, в ЛК контролируемого лица на ЕПГУ или региональном портале госуслуг, если контролируемое лицо имеет полностью заполненный профиль в ЕСИА, а факт доставки этих сведений подтвержден (п. 2 ч. 5 ст. 21 Закона о госконтроле); г) в бумажном виде, но это разрешено только до 2026 года, и только по разовому запросу контролируемого лица либо в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме (ч. 9 ст. 98 Закона о госконтроле). Если КНМ согласовывалось у прокурора, то акт этого КНМ отправляется и в прокуратуру через ЕРКНМ (ч. 5 ст. 87 Закона о госконтроле). Типовые формы актов КНМ с взаимодействием установлены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Типовые формы актов КНМ без взаимодействия (мониторинга безопасности и выездного обследования) не утверждены ни Минэкономразвития России, ни Роспотребнадзором (он имеет соответствующее право, см. ч. 3 ст. 21 Закона о госконтроле). В Акте КНМ обязательно фиксируется: - нарушение обязательных требований (если оно было выявлено), а конкретно, - какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. Если это нарушения устранено до окончания КНМ с взаимодействием, в акте указывается факт его устранения (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле); - информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах (абз. 10 и абз. 15 п. 89 ПП 1100, абз. 6 и абз. 10 п. 34 ПП 1005, абз. 9 и абз. 12 п. 61 ПП 1019); - к акту приобщаются все документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле), например, к акту прилагаются протокол мониторинговой закупки (абз. 3 п. 78 ПП 1100), экспертное заключение и полученные при совершении экспертизы сведения (абз. 7 п. 79, абз. 9 п. 88 ПП 1100), результаты испытания (абз. 4 п. 87 ПП 1100); - к акту приобщаются заполненные при проведении КНМ проверочные листы (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле).
Оформление предписания Роспотребнадзора
Если при проведении КНМ (кроме выездного обследования, см. ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле) инспектор выявил нарушения обязательных требований контролируемым лицом и зафиксировал эти нарушения, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле), за невыдачу предписания инспектору грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Информация о выдаче и исполнении предписаний вносится в ЕРКНМ (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 5 ПП 604, раздел IV Приложения к ПП 604). Типовая форма предписания Роспотребнадзора пока не установлена (у ведомства есть соответствующее полномочие, см. ч. 3 ст. 21 Закона о госконтроле), но приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 такой формы также не утверждено. Очевидно, что в предписании должны быть перечислены: - какое именно нарушение обязательных требований в сфере санэпидблагополучия, защиты прав потребителя или защиты детей от вредоносной информации было выявлено; - каким пунктом, частью, статьей какого именно нормативного правового акта (или нормативного документа) установлено данное (нарушенное) требование; - в какой срок нужно устранить это нарушение. При этом срок должен быть достаточным для выполнения указанных в предписании мер (ч. 4, ч. 5 ст. 14 Закона о госконтроле). Закон о госконтроле не устанавливает отдельно, каким образом предписание об устранении нарушений обязательных требований выдается/ направляется контролируемому лицу. Очевидно, в данном случае должен применяться общий порядок уведомления контролируемых лиц (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле). Выдача предписания до окончания КНМ и оформления акта этого КНМ может призваться законной, если оно выдается с целью принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании продукции либо угрозы причинения такого вреда (постановление Семнадцатого ААС от 18.07.2022 N 17АП-6971/22). По итогам одного КНМ можно выдать несколько предписаний (постановление Пятого ААС от 08.06.2022 N 05АП-2599/22). Предписание обязательно к исполнению в указанный в нем срок (см. также п. 2 ст. 50, абз. 2 ст. 10, абз. 2 ст. 11 Закона о санэпидблагополучии) под угрозой административного наказания и иных неприятных последствий (повышения категории риска, например). Подробнее о предписании - в материале Предписание Роспотребнадзора об устранении нарушений обязательных требований.
Привлечение к административной ответственности
После составления акта КНМ с взаимодействием - а он является главным доказательством нарушения обязательных требований, если таковые выявлены, - инспектор Роспотребнадзора может (и даже обязан, см. ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле) составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном соответствующими составами КоАП РФ (ч. 3 и п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Для этого инспектор вызовет к себе законного представителя организации, лично предпринимателя или виновное должностное лицо. Отсутствие надлежащего извещения виновных лиц о времени и месте составления протокола - это существенное нарушение процедуры, установленной КоАП РФ, оно влечет отмену постановления о назначении наказания. Затем - как правило, в присутствии руководителя организации или предпринимателя, должностного лица, в отношении которых возбуждено дело, - составляется протокол об административном правонарушении. Однако если они надлежащим образом извещены о времени и месте составления протокола, но не явились в назначенный срок и не уведомили о причинах неявки, протокол составляется в их отсутствие, а копия протокола вместе с копией определения о времени в месте рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в течение трех дней по почте (ч. 4.1, ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ). ВниманиеНарушения, допущенные в отношении разной пищевой продукции, но в одно и тоже время и на одном объекте, и выявленные в рамках одной проверки, представляют собой единое административное правонарушение (постановление Семнадцатого ААС от 14.06.2022 N 17АП-5324/22). Затем в течение 15 дней со дня составления протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ) дело рассматривается должностным лицом Роспотребнадзора (перечни установлены ч. 2 ст. 23.13 и ч. 2 ст. 23.49 КоАП РФ) или судом (по остальным составам). По результатам рассмотрения дела выносится постановление по делу об административном правонарушении - о назначении наказания или, реже, о прекращении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), которое немедленно и объявляется (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ). Информация о том, что по итогам КНМ виновные лица привлечены к административной ответственности, и к какой именно, вносится в ЕРКНМ (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, пп. "ж" п. 5 ПП 604, пп.12-17 раздела IV Приложения к ПП 604). Подробнее см. в материале "Привлечение к административной ответственности после проверки Роспотребнадзора".
Досудебное обжалование Акта проверки, предписания
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, либо с предписанием, они вправе направить жалобу в Роспотребнадзор (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 125 ПП 1100, п. 42 ПП 1005, п. 65, п. 68 ПП 1019). Судебное обжалование результатов любых КНМ Роспотребнадзора - минуя предварительную жалобу в сам этот орган - запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 19, 20, 21 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2022 N Ф02-3398/22, Тринадцатого ААС от 16.07.2022 N 13АП-17839/22, Восьмого ААС от 11.07.2022 N 08АП-6351/22). Однако суды рассматривают дела об оспаривании КНМ, если досудебная жалоба была подана после заявления в суд и рассмотрена Роспотребнадзором по существу к моменту рассмотрения дела судом (постановление Первого ААС от 26.12.2022 N 01АП-8380/22). Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается: - исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (см. постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2022 N Ф02-3398/22, но если по не зависящим от контролируемого лица обстоятельствам подача электронной жалобы невозможна, суд может обязать Роспотребнадзор рассмотреть и "бумажную" жалобу, однако в таком случае необходимо доказать факт обращения в техподдержку ЕПГУ с запросом о решении технических проблем, см. определение Верховного Суда РФ от 22.11.2023 N 72-КАД23-3-К8.О том, как действовать в случае технических неполадок на ЕПГУ и ЕРКНМ, из-за которых не получается вовремя подать досудебную жалобу, см. отдельный материал), - причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием ЕПГУ) (п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336). Срок подачи жалобы на акт КНМ пока не определен (см. ч.ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле). По мнению Минэкономразвития России, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965). Обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле. Подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле). Срок подачи жалобы на предписание - 10 рабочих дней с момента получения предписания (ч. 6 ст. 40 Закона о госконтроле), его можно восстановить, если он был пропущен по уважительным причинам (ч. 7 ст. 40 Закона о госконтроле). В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле. Рассматривают жалобу 20 рабочих дней со дня регистрации. Срок рассмотрения "в исключительных случаях" могут увеличить (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле). Жалобу рассматривают вышестоящие - по отношению к тем, чье решение/ действие/бездействие обжалуется:
По результатам рассмотренной жалобы выносится решение, которое; - оставляет жалобу без удовлетворения, либо - отменяет Акт/предписание полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле), Решение направляется в личный кабинет контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование акта КНМ, предписания
Если результат обжалования акта (предписания) в Роспотребнадзоре не устроил, можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ). Важно! Есть риск, что дела об оспаривании акта КНМ арбитражные суды будут просто прекращать на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку такой акт носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (см. абз. 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401). Производство по указанным заявлениям суд прекращает на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (постановления АС Центрального округа от 30.08.2019 N Ф10-3708/19, Восемнадцатого ААС от 19.06.2019 N 18АП-5039/19, АС Уральского округа от 20.02.2019 N Ф09-261/19, Второго ААС от 27.06.2016 N 02АП-3928/16); иной подход сформулирован в ответе на Вопрос 1 Рекомендации N 1/2021 Научно-консультативного совета при АС Западно-Сибирского округа, утв. президиумом АС Западно-Сибирского округа 19.11.2021, см. также определение Саратовского облсуда от 28.12.2023 по делу N 33а-10246/2023. Жалоба в суд на вынесенное инспектором Роспотребнадзора предписание/ составленный акт подается в течение 3 месяцев со дня получения предписания/акта (но не результата досудебного обжалования!). При пропуске этого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок подачи заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Обжалование предписания в административном порядке не является уважительной причиной пропуска срока (постановление Восемнадцатого ААС от 11.12.2012 N 18АП-11671/12), равно как и обжалование постановления об административном наказании, вынесенного по итогам этой же проверки (постановление Семнадцатого ААС от 22.01.2014 N 17АП-15874/13). Те доводы, что не были предметом обязательного досудебного обжалования, суд рассматривать не будет (постановление Девятого ААС от 23.11.2022 N 09АП-63671/22). ПримечаниеПри подаче заявления в арбитражный суд об оспаривании предписания органа Роспотребнадзора уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3 000 рублей - для организаций (п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Заявление об оспаривании рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять. Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Роспотребнадзор обязан будет доказывать и законность самого предписания/акта, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ). В случае признания жалобы обоснованной, суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
|
Тема
См. также Памятка: встречаем проверяющих Роспотребнадзора Основания для проверок Роспотребнадзора Предостережение Роспотребнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований Процедура документарных проверок Роспотребнадзора Процедура выездных проверок и рейдовых осмотров Роспотребнадзора Процедура выборочного контроля Роспотребнадзора Процедура инспекционного визита Роспотребнадзора Процедура выездного обследования Роспотребнадзора Процедура контрольной закупки Роспотребнадзора Процедура мониторинговой закупки Роспотребнадзора Процедура профилактического визита Роспотребнадзора Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий Предписание Роспотребнадзора об устранении нарушений обязательных требований Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором Формы документов Жалоба на акт контрольного (надзорного) мероприятия
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах