Процедура выездных проверок и рейдовых осмотров Роспотребнадзора Смотрите в этом материале: - уведомление; - досмотр; - обследование с применением техники; - отбор проб и экспертиза, испытание; - опрос; - документарная часть выездной проверки, рейдового осмотра; - срок выездной проверки, длительность рейдового осмотра; - возвращение проб и образцов; Выездная проверка и рейдовый осмотр - это очень похожие друг на друга контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), суть которых - проверка состояния объекта на самом объекте, а также изучение документов - тоже на этом объекте (ч. 1 ст. 71, ч. 1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", далее - Закон о госконтроле). С 2025 года оба этих КНМ разрешено проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 1.1 ст. 71 и ч. 2.1 ст. 73 Закона о госконтроле). В сущности, рейдовый осмотр - это и есть выездная проверка, только в отношении особого "вида" производственных объектов - таких, на которых работают, торгуют или занимаются иной деятельностью сразу множество правообладателей, например - рынки, ярмарки, торговые центры, фудкорты, парки, книжные (ювелирные, медицинские, меховые, садово-огородные и т.д.) выставки-продажи и т.п. (ч. 1 ст. 71 Закона о госконтроле). Все отличия от выездной проверки обусловлены как раз тем, что на таких объектах иногда невозможно заранее ни точно "просчитать" количество отсмотренных помещений и проверенных лиц, ни даже точно выяснить, кто они и сколько их будет. Поэтому проверять их можно сразу "скопом", без оформления отдельного КНМ в отношении каждого конкретного лица или объекта (ч. 2 ст. 71 Закона о госконтроле). Выездные проверки Роспотребнадзор может проводить в рамках любого из "своих" надзоров, причем "внутри" санитарного - в отношении всех объектов надзора - и деятельности, и производственных объектов, и продукции (пп. "в" п. 39, пп. "г" п. 38 ПП 1100, п. 22 ПП 1005, п. 36. ПП 1019). Рейдовые осмотры проводятся только в рамках санэпиднадзора (причем только в отношении объекта надзора - деятельность и здания, оборудования, см. п. 35, п. 38 ПП 1100) и надзора в сфере защиты прав потребителей (п. 22 ПП 1005). Однако перечень надзорных действий (КНД), которые инспекторы могут провести во время выездной проверки или рейдового осмотра, зависит именно от вида надзора, в рамках которого проводится это КНМ (п. 55 ПП 1019, п. 29, п. 31 ПП 1005, п. 96 и п. 108 ПП 1100). Поэтому полезно понимать, "с каким надзором" пришли инспекторы, - это очертит как круг интересных им вопросов и документов, так и объём их полномочий.
С чего начинаются выездная проверка и рейдовый осмотр?
Начинаются эти проверки, как и другие КНМ с взаимодействием, с того, что: I.
Подходит время планового КНМ или обнаруживается/ появляется подходящее "внеплановое" основание для проведения КНМ: - оба этих КНМ в рамках санэпиднадзора могут быть и плановыми, и внеплановыми (п. 36, п. 38 ПП 1100), - в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей и проверка, и рейдовый осмотр могут быть исключительно внеплановыми (п. 21 ПП 1005); - в рамках надзора в сфере охраны детей от вредоносной информации выездные проверки могут быть только внеплановыми, рейдовые осмотры не проводятся вообще ( п. 37 и п. 67 ПП 1019). Обратим внимание, что согласно п. 97 ПП 1100 КНМ Рейдовый осмотр ("санитарный") не может проводиться по требованию прокурора (в рамках прокурорского надзора) о проведении КНМ. Однако это не согласуется с п. 1 ч. 1 ст. 63 Закона о госконтроле, который не ограничивает прокурора в свободном выборе вида запрашиваемого КНМ. Кроме того, упомянутый п. 97 ПП 1100 совершенно логично запрещает проведение КНМ Рейдовый осмотр ("санитарный") для проверки исполнения ранее выданного предписания, ведь предписание адресовано конкретному лицу. Подробнее об основаниях для проведения КНМ - в материале "Основания для проверок Роспотребнадзора".
II
Выносится Решение о проведении выездной проверки (Решение о проведении рейдового осмотра) по типовым формам, установленным приложениями N 7, N 5 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, причем в Решении о проведении рейдового осмотра могут не указываться некоторые реквизиты, например, сведения о правообладателе (п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле). Подробнее об оформлении Решения - см. в отдельном материале;
III
Проверка "заводится" в ЕРКНМ, получает уникальный учетный номер (подробнее см. в отдельном материале); ВниманиеПроведение выездной проверки либо рейдового осмотра, не учтенных в ЕРКНМ, является грубым нарушением (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - предписания и штрафы, вынесенные по итогам такого КНМ, должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, который проводил проверку /осмотр, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторная выездная проверка / повторный рейдовый осмотр в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). IV. Согласование в прокуратуре
В необходимых случаях выездную проверку и рейдовый осмотр согласовывают у прокурора (ч. 5 ст. 73, ч. 12 ст. 71 Закона о госконтроле). Как согласовывают и в каких именно случаях см. в отдельном материале. ВниманиеПроведение выездной проверки либо рейдового осмотра, не согласованных с прокуратурой (если надо было), является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и штрафы должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено Роспотребнадзором, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). V. Предупреждение о предстоящем КНМ
Инспектор уведомляет контролируемое лицо о выездной проверке - это обязательно и перед плановой, и перед внеплановой проверкой, кроме: - такой внеплановой, которая организуется из-за сведений о вреде или непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям по поводам, перечисленным в ч. 1 ст. 60 Закона о госконтроле, причем Роспотребнадзору необходимо принять неотложные меры по предотвращению и устранению нарушений. В этом случае к проведению внеплановой выездной проверки можно приступить незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) (ч. 12 ст. 66 Закона о госконтроле); - либо внеплановой санитарной проверки лица, осуществляющего деятельность по обращению пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе услуги общепита (п. 4 ст. 44 Закона о санэпидблагополучии); - внеплановой проверке в рамках надзора в области защиты прав потребителей в отношении розничных продавцов при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований к продукции, которая подлежит обязательной маркировке средствами идентификации (абз.2 п. 11.8 Постановления N 336). Уведомляют путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле, см. также п. 52 ПП 1019; об исчислении этого срока с момента прибытия письма Роспотребнадзора в отделение почтовой связи см. постановление Седьмого КСОЮ от 08.11.2022 по делу N 16-6261/2022), подробнее см. в отдельном материале. Будет ли инспектор уведомлять о рейдовом осмотре - не вполне ясно: дело в том, что ст. 71 Закона о госконтроле не предписывает, но и не запрещает уведомлять контролируемое лицо заранее. Согласно разъяснениям от Минэкономразвития России, уведомлять о рейдовом осмотре не нужно (письмо от 16.08.2021 N ОГ-Д24-6505). ВниманиеПроведение выездной проверки /рейдового осмотра без уведомления об этом (если проверяемых надо было предупреждать заранее) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам таких незаконных проверки/осмотра предписания и штрафы должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим Роспотребнадзором, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторная выездная проверка / повторный рейдовый осмотр в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Инспектор на пороге
После прохождения всех вышеуказанных формальностей инспектор приступает к, собственно, проверочным действиям и приезжает на объект - место проверки/рейдового осмотра. Напомним, что с 2025 года оба этих КНМ разрешено проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 1.1 ст. 71 и ч. 2.1 ст. 73 Закона о госконтроле).
ВниманиеПроводить выездную проверку и рейдовый осмотр вправе исключительно должностное лицо самого Роспотребнадзора, должностные лица из подведомственных Роспотребнадзору госучреждений таких полномочий не имеют! (ч. 2 ст. 26 Закона о госконтроле, п. 53, 61 ПП 1100, п. 35 ПП 1005, письма Роспотребнадзора от 21.01.2022 N 09-1552-2022-40, Минэкономразвития РФ от 22.12.2021 N ОГ-Д24-9490). Перед тем как начать свои контрольные (надзорные) действия (КНД - осмотр, обследование и т.п.), инспектор обязан: - предъявить свое служебное удостоверение и - электронный подлинник или заверенную в установленном порядке копию Решения о проведении выездной проверки/рейдового осмотра, причем в этом Решении должны быть ФИО именно этого инспектора, а не его коллеги, - сообщить учетный номер проверки/осмотра в ЕРКНМ (ч. 7 ст. 65 Закона о госконтроле, см. также п. 53 ПП 1019). Если вместе с инспектором приехал эксперт или специалист или работник экспертной организации, то ФИО эксперта/специалиста, наименование этой экспертной организации должны быть указаны в Решении о проведении КНМ (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле), а инспектор обязан ответить на все вопросы о приехавших с ним экспертах и специалистах - в целях "подтверждения их полномочий" (ч. 9 ст. 65 Закона о госконтроле). Пропустить инспектора и его сопровождающих, показать (кроме жилых помещений) все объекты и помещения, указанные в Решении, - обязанность контролируемых лиц (ч. 9 ст. 71 Закона о госконтроле). Если ему мешают работать - инспектор обязан заснять это на видео (применительно к "санитарному" рейдовому осмотру, см. абз. 4 п. 89 ПП 1100, а вот п. 34 ПП 1005 этого не требует, при этом вся "санитарная" выездная проверка целиком должна быть заснята на камеру, см. абз. 8 п. 89 ПП 1100), а вообще может вызвать в помощь наряд полиции (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закон о госконтроле). Однако п. 7 ст. 36 Закона о госконтроле разрешает отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению КНМ, если на документах, оформленных Роспотребнадзором, нет или некорректно нанесен двухмерный код (QR код) для перехода на страницу проверки в ЕРКНМ (кроме случаев, если до начала проведения проверки не требуется принятия решения о его проведении). Приходит инспектор, как правило, в рабочее для проверяемого объекта время, если, конечно, следование режиму объекта не создаст непреодолимого препятствия для проведения проверки/рейдового осмотра, например, если речь идет о ночном заведении (п. 3 ст. 65 Закона о госконтроле). Отдельные ограничения для инспектора установлены на случай проведения проверочных мероприятий на объектах культа - инспектору запрещено проявлять неуважение в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, запрещено препятствовать их проведению и запрещено нарушать внутренние установления религиозных организаций (п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле). Если проверяемое лицо не может присутствовать на собственной выездной проверке/рейдовом осмотре, потому что болеет (и есть медицинский документ) либо находится в командировке или отпуске в другом месте, то КНМ переносится (ч. 8 ст. 31 Закона о госконтроле, п. 69 ПП 1100, п. 40 ПП 1019). ВниманиеВыездную проверку и рейдовый осмотр разрешено проводить без личного присутствия инспектора на объекте: онлайн или с использованием других средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 5 ст. 56 Закона о госконтроле). В рамках надзора за защитой прав потребителя разрешено проводить выездные проверки в дистанционном формате, но только в отношении контролируемого лица, соответствующего критериям добросовестности (абз. 17 п. 16 ПП 1005). Осмотр объекта
Перед отбором проб инспектор осматривается на месте, то есть проводит осмотр производственного объекта и отдельных помещений. Это такое действие, которое допускается во время выездной проверки во всех трех рассматриваемых видах надзора - санитарного, за защитой прав потребителя и защитой детей от информации (п. 1 ч. 8 ст. 73, п. 1 ч. 4 ст. 71 Закона о госконтроле, пп. "а" п. 82 ПП 1100, абз. 2 п. 27 ПП 1005), и во время любого рейдового осмотра Роспотребнадзора - санитарного или для защиты прав потребителя (пп. "а" п. 96 ПП 1100, абз. 2 п. 29 ПП 1005). Осмотр - это визуальное обследование: - территорий; - помещений/отсеков (абз. 5 ч. 1 ст. 50 Закона о санэпидблагополучии разрешает осмотр жилья с согласия проживающих в нем граждан, поэтому в рамках санитарного надзора осмотр жилья допустим (см. также письмо Роспотребнадзора от 14.03.2022 N 09-5333-2022-40), однако это не относится к надзору в сфере защиты прав потребителей, см. ч. 4 ст. 76 Закона о госконтроле); - производственных и иных объектов, - продукции (товаров) - и иных предметов. Главное условие - такое визуальное обследование проводится без вскрытия осматриваемых помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле). Закон о госконтроле разрешает проводить осмотр без фотосъемки или видеозаписи, если в осмотре участвует контролируемое лицо (ч. 2 ст. 76, см. также п. 56 ПП 1019), однако абзацы 8 и 5 п. 89 ПП 1100 требуют обязательной аудио-, видеосъемки или фотосъемки в ходе проведения "санитарной" выездной проверки, а также если инспектор усматривает состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности. Инспектор может использовать любую подходящую камеру, хоть на собственном мобильном телефоне, но должен предупредить о том, что начинается запись или фото (абз. 9, абз. 11 п. 89 ПП 1100, абз. 6 и 7 п. 34 ПП 1005). Аудио- и видеозапись должна идти в ходе осмотра непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи, подробно фиксировать и указывать место и характер выявленного нарушения обязательных требований (абзацы 13 и 14 пп. 89 ПП 1100, абз. 9 п. 34 ПП 1005, абз. 8 п. 61 ПП 1019), а если инспектор делает фото - нужно не меньше двух снимков на каждое нарушение требований (абз. 12 п. 89 ПП 1100, абз. 8 п. 34 ПП 1005, абз. 10 п. 61 ПП 1019). Видеофайлы (пленки, фотографии) прикладываются к Акту выездной проверки/рейдового осмотра (абз.15 п. 89 ПП 1100, абз. 10 п. 34 ПП 1005, абз. 9 и абз.12 п. 61 ПП 1019). Помимо аудио-, видеозаписи, инспектор обязан оформить также протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), и вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов (ч. 3 ст. 76 Закона о госконтроле). Форма протокола осмотра пока не установлена. Отметим, что положения ст. 27.8 КоАП РФ (об осмотре принадлежащих юридическому лицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в том числе и о составлении соответствующего протокола) не применяются к осмотрам и протоколам осмотра в рамках КНМ по закону о госконтроле: это разные документы, ни при каких обстоятельствах не являющиеся взаимозаменяемыми.
Досмотр
Обследование помещений, транспорта и иных объектов со вскрытием помещений, транспорта, упаковки, удалением пломб, распечатыванием и т.п. называется ДОСМОТРОМ (п. 2 ч. 4 ст. 71, п. 2 ч. 8 ст. 73, ст. 77 Закона о госконтроле). Роспотребнадзор вправе проводить досмотр во время выездной проверки или рейдового осмотра, которые проводятся исключительно в рамках санэпиднадзора и надзора в сфере защиты прав потребителей (пп. "б" п. 96 и пп. "б" п. 108 ПП 1100, абз. 3 п. 29 и абз. 3 п.31 ПП 1005). Выездная проверка Роспотребнадзора в рамках надзора в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их развитию, не предполагает проведение досмотра (п. 55 ПП 1019). Что можно во время досмотра: - вскрывать помещения и отсеки и осматривать их, - вскрывать и осматривать транспортные средства, - вскрывать упаковку продукции и товаров и осматривать их, - снимать (удалять, ломать) пломбы, печати и другие средства идентификации. Все эти действия РАЗРЕШЕНО сопровождать разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1 ст. 77 Закона о госконтроле). Досмотр, согласно ч. 2 ст. 77 Закона о госконтроле, совершается либо под видео, либо в присутствии контролируемого лица или его представителя (абз. 4 п. 34, п. 36 ПП 1005, абз. 6 п. 89 ПП 1100), а в рамках санитарного надзора даже в присутствии контролируемого нужно проводить видеосъемку, если результаты досмотра могут грозить административным приостановлением деятельности или досмотр производится во время выездной проверки, см. абзацы 8 и 5 п. 89, п. 98, п. 113 ПП 1100). По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра, в который вносится: - перечень досмотренных помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров), - вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых во время досмотра объектов. Отметим, что положения ст. 27.9 КоАП РФ (о досмотре транспортного средства) не применяются к досмотрам и протоколам досмотра в рамках КНМ по Закону о госконтроле: это разные документы, ни при каких обстоятельствах не являющиеся взаимозаменяемыми.
Инструментальное обследование
Инспектор Роспотребнадзора может, при наличии такой технической возможности, привезти с собой различные технические приборы (и даже специалиста, который умеет с ними работать), и прямо в месте проведения КНМ измерить важные для предмета проверки параметры, например, измерить расстояние с помощью лазерного дальномера или рулетки, измерить температуру, уровень шума, освещения, радиации и т.п.; это называется "инструментальным обследованием" (п. 7 ч. 4 ст. 71, п. 7 ч. 8 ст. 73, ст. 82 Закона о госконтроле). Роспотребнадзор вправе проводить инструментальное обследование во время выездной проверки или рейдового осмотра, которые проводятся исключительно в рамках санэпиднадзора и надзора в сфере защиты прав потребителей (пп. "ж" п. 108 и пп. "ж" п. 96 ПП 1100, абз.8 п. 31 и абз. 7 п. 29 ПП 1005), выездная проверка Роспотребнадзора в рамках надзора в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их развитию, не предполагает инструментального обследования (п. 55 ПП 1019). Что важно: - используемая для обследования техника должна иметь соответствующий сертификат и пройти метрологическую поверку (если применимо, ч. 2 ст. 82); - ч. 3 ст. 82 Закона о госконтроле и п. 86 ПП 1100 требуют наличия допуска к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов у инспектора или специалиста, проводящих обследование (если такой допуск предусмотрен действующим законодательством, см. письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6803); - в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информсистемы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации (абз.3 п. 84 ПП 1100, п. 38 ПП 1005); - по результатам обследования составляется протокол, в котором указываются дата, место, ФИО инспектора или специалиста, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые спецоборудование и приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования. Этот протокол может составить и не инспектор, а специалист! (ч. 4 ст. 82 Закона о госконтроле). Форма протокола инструментального обследования пока не разработана. О надлежащей методике измерения температуры горячей воды при проверках работы ГВС см. Методические указания МУК Роспотребнадзора 4.3.4061-24 "Измерение температуры горячей воды централизованной системы горячего водоснабжения".
Отбор проб / образцов и их экспертиза или испытание
Инспектор вправе отобрать образцы (товаров и продукции, сырья, воздуха, воды и т.п. см. подпункты "г", "б" п. 10 ПП 1100), чтобы затем отправить их на экспертизу или на испытание (ч. 1 ст. 81, п. 6, п. 8 и п. 9 ч. 8 ст. 73, п. 6, п. 8 и п. 9 ч. 4 ст. 71 Закона о госконтроле). Однако в любом случае проводить отбор проб и образцов разрешается законом исключительно в тех случаях, когда нет никакой возможности оценить соблюдение обязательных требований иными способами, без отбора проб (ч. 10 ст. 73, ч. 5 ст. 71 Закона о госконтроле). Важно! Право на отбор проб и их испытание и экспертизу в настоящий момент зависит от того, в рамках какого именно надзора проходит выездная проверка или рейдовый осмотр.
Отбор проб проводится строго по правилам и методам, установленным для соответствующих техрегламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (ч. 1 ст. 81 Закона о госконтроле). Отбирать нужно немного - ровно столько, сколько необходимо и достаточно для проведения экспертизы или испытания (ч. 3 ст. 81 Закона о госконтроле), продукция (товары) направляется для проведения исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техрегламентами или действующими до дня их вступления в силу иными НТД, правилами и методами исследований, испытаний, измерений (п. 80 ПП 1100). Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов или экспертных организаций (п. 100, п. 115 ПП 1100, абз. 3 п. 38 ПП 1005). Отборы проб осуществляются под видео- или фотокамеру, см. ч. 2 ст. 81 Закона о госконтроле, и п. 65, абз. 7 п. 89 ПП 1100, п. 37 ПП 1005). Кроме этого, инспектор должен составить отдельный протокол отбора проб, в котором фиксируются дата, место, ФИО участников, идентификаторы отобранных образцов и методики отбора проб (ч. 4 ст. 81 Закона о госконтроле), этот протокол является обязательным приложением к акту проверки / рейдового осмотра (см. предложение 4 ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле). Форма протокола отбора проб (образцов) пока не установлена, но в ней должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта (п. 90 ПП 1100). Альтернативный отбор проб для проведения альтернативной экспертизы или альтернативного исследования (ч. 7 ст. 81 Закона о госконтроле), альтернативного испытания (ч. 4 ст. 83 Закона о госконтроле) Роспотребнадзором не предусмотрен. Отобранные пробы/образцы затем отправляются: - на экспертизу (ст. 84 Закона о госконтроле), которую Роспотребнадзор поручает провести эксперту или экспертной организации, и которая завершается оформлением экспертного заключения (ч. 9 ст. 84 Закона о госконтроле, абз. 7 п. 88, п. 91 ПП 1100). Экспертиза не обязательно проводится в какой-то далекой лаборатории - эксперт, если позволяют обстоятельства, может провести ее по месту нахождения контролируемого лица (абз. 6 п. 88 ПП 1100, абз. 3 п. 38 ПП 1005, п. 60 ПП 1019). При этом экспертизу можно проводить дистанционно, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 11 ст. 84 Закона о госконтроле). Важно - экспертиза в рамках санэпиднадзора проводится аккредитованными в национальной системе аккредитации ФГБУ и ФГУП, подведомственными Роспотребнадзору (абз. 8 п. 88 ПП 1100), в рамках иных видов надзора экспертиза экспертиза проводится экспертной организацией, которая должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации (ч. 2 ст. 33 Закона о госконтроле, см. также постановление Семнадцатого ААС от 11.11.2022 N 17АП-12907/22); - либо на испытание (ст. 83 Закона о госконтроле), которое проводится в подразделении Роспотребнадзора, самим инспектором или специалистом, у которых есть допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов (ч. 2 ст. 83 Закона о госконтроле), и которое завершается оформлением протокола испытания (ч. 3 ст. 83 Закона о госконтроле, п. 87 ПП 1100). Круг экспертных задач обозначен ч. 2 ст. 84 Закона о госконтроле. При назначении экспертизы проверяемое лицо вправе (ч. 5 ст. 84 Закона о госконтроле, п. 88 ПП 1100): - предлагать дополнительные вопросы эксперту, а также уточнять формулировки уже поставленных вопросов; - сообщать в Роспотребнадзор, что у эксперта/экспертной организации есть конфликт интересов (например, эксперт - бывший работник проверяемого лица, его конкурентов или процессуальных оппонентов); - присутствовать при осуществлении экспертизы (только если инспектор разрешит) и давать объяснения эксперту. Контролируемое лицо вправе знакомиться с заключением экспертизы (п. 4 ч. 5 ст. 84 Закона о госконтроле). Важно: "отличные" результаты экспертизы, свидетельствующие о соблюдении обязательных требований, должны быть зафиксированы инспектором в Акте проверки/рейдового осмотра (абз. 9 п. 88 ПП 1100).
Опрос граждан
Под опросом Закон о госконтроле понимает устную беседу инспектора как с контролируемым лицом или его представителем, работниками, так и с любым другим (например, покупателем), кто может располагать интересующей инспектора информацией (ч. 1 ст. 78, см. также ч. 8 ст. 71). Инспектор Роспотребнадзора может опрашивать во время любой выездной проверки (пп. "в" п. 108 ПП 1100, абз. 4 п. 31 ПП 1005, пп. "б" п. 55 ПП 1019) и во время любого рейдового осмотра (пп. "в" п. 96 ПП 1100, абз. 4 п. 29 ПП 1005). Опрос можно проводить в ходе личной встречи, а можно - с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 3 ст. 78 Закона о госконтроле). Закон о госконтроле нигде прямо не устанавливает обязанность каждого, к кому обратится инспектор, отвечать на его вопросы и поддерживать беседу, однако имеются опасения, что все же инспектор может расценить отказ от опроса как неповиновение законному распоряжению инспектора (ст. 19.4 КоАП РФ) или даже как воспрепятствование его законной деятельности (ст. 19.4.1 КоАП РФ). По факту невозможности провести опрос составляется отдельный протокол (п. 5 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле). При опросе оформляется протокол опроса, который подписывает опрошенное лицо, подтверждая тем самым достоверность изложенных им сведений (ч. 2 ст. 78 Закона о госконтроле). Форма протокола опроса контролируемого лица (представителя) не установлена. В то же время, как представляется, очень сложно привлечь к ответственности за дачу ошибочных или даже заведомо ложных ответов на вопросы инспектора.
Истребование и изучение документов, письменных объяснений
Для полноты картины инспектор изучит и документы на контролируемое лицо - как те, которые есть у него, так и те, которые находятся у контролируемого лица. Для этого инспектор вправе истребовать документы и получать письменные объяснения (п. 4, 5 ч. 4 ст. 71, п. 4, 5 ч. 8 ст. 73 Закона о госконтроле, подп. "г" и "д" п. 96, "г" и "д" п. 108 ПП 1100, абз. 5 и 6 п. 31, абз. 5 и 6 п. 29 ПП 1005, пп. "в" и "г" п. 55 ПП 1019), а именно: - инспектор предъявит (или направит) Требование представить необходимые ему документы по перечню, в том числе материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (ч. 1 ст. 80 Закона о госконтроле), ведь инспектор вправе знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему проверки (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле). Документы нужно направить ему в электронном виде или предъявить в бумажном виде, как попросит инспектор (ч. 2, ч. 3 ст. 80 Закона о госконтроле), в срок, указанный в его Требовании (ч. 4 ст. 80 Закона о госконтроле). Форма требования о представлении необходимой инспектору информации и документации не установлена. Однако инспектору строго запрещено просить - во-первых, документы не по предмету проверки (а тем более изымать их оригиналы, см. п. 5 ст. 37 Закона о госконтроле), под угрозой отмены результатов выездной проверки или рейдового осмотра (п. 12 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), а во-вторых, документы хотя и по предмету проверки, но такие, которые могут быть получены инспектором от иных органов (п. 6 ст. 37 Закона о госконтроле). Отметим, что изъятие оригиналов доверенностей контролируемого лица в отношении своих представителей и их возвращение спустя значительное время после проверки суд не признал грубым нарушением процедуры проверки, см. постановление Второго ААС от 15.01.2024 N 02АП-9301/23; - инспектор запросит "письменные свидетельства" (а попросту - объяснительные) от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (ст. 79 Закона о госконтроле). Автор объяснения может написать его собственноручно, или просто устно сообщить инспектору необходимые сведения, а затем подписать пересказ, составленный инспектором, с примечанием "С моих слов записано инспектором верно".
Окончание проверки и оформление Акта проверки / рейдового осмотра
После изучения объекта (территорий, помещений и т.п.) выездной проверки или рейдового осмотра, инструментального обследования, получения итогов экспертизы или испытания, а также анализа документов и пояснений инспектор Роспотребнадзора должен сделать вывод о том, соблюдает ли контролируемое лицо требования обязательные требования в соответствующих сферах. На этом проверка заканчивается, инспектор - либо на месте проведения КНМ (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле), либо по месту нахождения органа Роспотребнадзора, проводившего данное КНМ (в том числе если проверка проводилась с "Мобильным Инспектором" или если составить акт на месте было нельзя из-за инструментального обследования/ экспертизы/ отбора проб/ испытаний, которые производились не в месте выездной проверки или рейдового осмотра, см. ч. 2 ст. 88) оформляет: - Акт выездной проверки (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 14 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, в отношении того контролируемого лица, объекты и деятельность которого проверялись; - по одному отдельному Акту рейдового осмотра (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 12 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований (ч. 10 ст. 71 Закона о госконтроле, письмо Минэкономразвития России от 02.09.2021 N ОГ-Д24-6863). В нем обязательно описывается нарушение обязательных требований (если выявлено): какое именно, каким НПА и какой статьей /пунктом / подпунктом этого НПА установленное. Если нарушение устранили до окончания проверки, в Акте это должно быть отражено (третье предложение ч. 2 ст.87 Закона о госконтроле), если не выявлено нарушений, то этот факт вносится в ЕРКН (ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле). Все истребованные документы и объяснения, протоколы осмотра и видео-, аудио-, фотоматериалы, а также иные протоколы, если они доказывают нарушение обязательных требований, прилагаются к Акту (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле), а вот предписание - если оно выдано по итогам проверки/рейдового осмотра - не является приложением в Акту и оформляется после подписания Акта (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Подробнее о предписании см. в отдельном материале. Отметим, что если инспектор выявил нарушения обязательных требований, и эти нарушения не устранены до конца КНМ, зафиксированы в Акте - инспектор обязан после оформления Акта выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 90.1 Закона о госконтроле), за невыдачу предписания инспектору грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ. После составления Акта - если он составлялся на месте КНМ - он предъявляется контролируемому проверенному лицу (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле). Если КНМ проводилось с "Мобильным Инспектором", а также в случае, если составить акт на месте было нельзя из-за КНД, которые проводятся не в месте выездной проверки /рейдового осмотра, Роспотребнадзор направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 (ч. 2 ст. 88 Закона о госконтроле). Важно: тот, кого проверили, обязан этот Акт проверки подписать - тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле). В ЕРКНМ отражается факт ознакомления контролируемого лица с результатами проверки (строка 8 сведений об акте КНМ в приложении к ПП 604). Однако если акт составлен не на месте проведения КНМ в день его окончания, то контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в ЕРКНМ и получения электронного уведомления об этом с подтверждением факта доставки (ч.4 ст. 88 Закона о госконтроле). Непредставление Акта выездной проверки / Акта рейдового осмотра для ознакомления и подписания - грубое нарушение (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет несколько важных последствий: - предписания и штрафы, вынесенные по итогам КНМ, должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторная выездная проверка, повторный рейдовый осмотр в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Как долго может продлиться выездная проверка, рейдовый осмотр?
Максимальный срок выездной проверки - 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 73 Закона о госконтроле, п. 111 ПП 1100, абз. 11 п. 31 ПП 1105), при этом: - общий срок взаимодействия в ходе проведения каждой отдельной выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия; - если выездная проверка проводится в отношении организации (а не ИП), осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то срок устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (ч. 7 ст. 73 Закона о госконтроле, см. также п. 31 ПП 1005, п. 112 ПП 1100). Данные сроки включают в себя исключительно время непосредственного взаимодействия при осуществлении контрольных (надзорных) действий, а время составления и подписания акта и предписания в эти сроки не входят (постановление Девятого ААС от 23.11.2022 N 09АП-63671/22). Максимальный срок рейдового осмотра - 10 рабочих дней, однако срок взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день (ч. 7 ст. 71 Закона о госконтроле, постановление Восьмого ААС от 13.10.2023 N 08АП-9221/23). При этом ч. 13 ст. 65 Закона о госконтроле разрешает (Роспотребнадзору) приостанавливать срок проведения проверки/рейдового осмотра, если были назначены испытания или экспертизы, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний (если этот срок больше срока КНМ). О необходимости приостановления КНМ инспектор выносит мотивированное представление. Закон не указывает, каким именно образом Роспотребнадзор должен уведомить контролируемое лицо о приостановлении КНМ, на практике достаточно просто разместить эту информацию в ЕРКНМ (постановление Семнадцатого ААС от 20.11.2023 N 17АП-11952/23). Если срок проверки приостановлен для проведения экспертизы, то может ли эксперт в рамках этой экспертизы посещать и осматривать объект надзора? Судебная практика подобное разрешает (постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2023 N Ф04-2904/23). Превышение срока КНМ является грубым нарушением (п. 8 ч. 2 ст. 91, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - предписания и штрафы, вынесенные по итогам выездной проверки или рейдового осмотра, должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторные выездная проверка/рейдовые осмотр в отношении того же лица обязательно согласовываются с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно правое привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Возвращение отобранных для испытаний и экспертизы проб и образцов
Если в ходе выездной проверки: - осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) на сумму более 10 000 рублей, - но нарушений обязательных требований не было выявлено, - а испытанная продукция (товары) не подлежит возврату, потому что она утратила потребительские свойства, или не утратила, но ее нельзя реализовывать согласно правилам продажи отдельных видов продукции (товаров), то контролируемое лицо (или тот, у кого осуществлялся отбор проб) вправе обратиться в Роспотребнадзор с требованием о возмещении стоимости утраченной продукции (утраченных товаров), изъятой (изъятых) в ходе выездной проверки (ч. 11 ст. 73 Закона о госконтроле, постановление Правительства РФ от 03.08.2021 N 1299). Аналогичное возмещение предусмотрено ч. 11 ст. 71 Закона о госконтроле и для случаев изъятия "хороших" товаров во время рейдового осмотра, но подзаконного акта пока еще нет, вероятно, стоимость утраченных товаров, изъятых во время рейдового осмотра, не компенсируется (постановление от 03.08.2021 N 1299 касается лишь возмещения стоимости изъятого во время исключительно выездной проверки).
Штраф или иное наказание по итогам проверки/ рейдового осмотра
Если Акт проверки/ рейдового осмотра зафиксировал нарушение обязательных требований (по теме проверки, разумеется), соответствующее должностное лицо Роспотребнадзора в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ - на основе Акта - составит протокол об административном правонарушении (может быть, даже в день составления акта) по соответствующей статье КоАП РФ (см. Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица Роспотребнадзора), после чего санитарный врач, его заместитель или суд (в зависимости от обстоятельства) рассмотрит протокол и вынесет постановление о наказании (или о прекращении дела, если к тому будут основания, см. ст. 29.9 КоАП РФ). Подробнее о процедуре привлечения к административной ответственности см.: - Рассмотрение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении. Важно: с 25.07.2022 тот инспектор, который непосредственно участвовал в проведении КНМ и возбудил дело об административном правонарушении по результатам этого же КНМ, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ).
Досудебное обжалование Акта выездной проверки/ Акта рейдового осмотра
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, они вправе направить жалобу в Роспотребнадзор (ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 125 ПП 1100, п. 42 ПП 1005, п. 68 ПП 1019). Судебное обжалование результатов любых КНМ Роспотребнадзора, минуя предварительную жалобу в Роспотребнадзор, запрещено (ч. 2 ст. 39 Закона о госконтроле). Однако суды рассматривают дела об оспаривании КНМ, если досудебная жалоба была подана после заявления в суд и рассмотрена Роспотребнадзором по существу к моменту рассмотрения дела судом (постановление Первого ААС от 26.12.2022 N 01АП-8380/22). Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается: - исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (см. постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2022 N Ф02-3398/22, но если по не зависящим от контролируемого лица обстоятельствам подача электронной жалобы невозможна, суд может обязать Роспотребнадзор рассмотреть и "бумажную" жалобу, однако в таком случае необходимо доказать факт обращения в техподдержку ЕПГУ с запросом о решении технических проблем, см. определение Верховного Суда РФ от 22.11.2023 N 72-КАД23-3-К8. О том, как действовать в случае технических неполадок на ЕПГУ и ЕРКНМ, из-за которых не получается вовремя подать досудебную жалобу, см. отдельный материал) , - причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)") или являющегося индивидуальным предпринимателем (п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336). Это, очевидно, касается и тех жалоб, которые содержат в себе сведения, отнесенные к гостайне или иной тайне, охраняемой законом, поскольку иной порядок направления таких "секретных" жалоб должен быть установлен Положением о виде надзора (ч. 1.1 ст. 40 Закона о госконтроле), но положения NN 1100,1105, 1119 специальных правил не предусматривают. Срок подачи жалобы пока не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965, см. также абз.4 п. 43 ПП 1005), обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле). В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле. Рассматривают жалобу долго - три недели, 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле). По результатам рассмотренной жалобы выносится решение, которое либо оставляет жалобу без удовлетворения, либо отменяет Акт полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле), решение направляется в личный кабинет контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование
После этого - если результат досудебного обжалования не устроил - можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ), однако есть шанс, что арбитражные суды будут просто прекращать подобное дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку Акт проверки или иного КНМ носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (см. например, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401, постановления АС Московского округа от 26.09.2017 N Ф05-13303/17, Первого ААС от 31.07.2017 N 01АП-2360/17, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16). Суды общей юрисдикции относятся к таким делам лояльнее и могут рассмотреть их по существу (определения Пермского краевого суда от 25.10.2017 по делу N 33а-12597/2017, Омского облсуда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, Брянского облсуда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, противоположную позицию см. в определении Мосгорсуда от 16.08.2019 по делу N 33а-4609/2019).
|
Тема Процедура проверки (контрольного (надзорного) мероприятия) Роспотребнадзора
См. также Памятка: встречаем проверяющих Роспотребнадзора Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором Формы документов Жалоба на акт контрольного (надзорного) мероприятия Практические ситуации
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах