Процедура выездного обследования Роспотребнадзора
Смотрите в этом материале:
- выездные обследования табачной розницы в 2023-2024;
- обследование с применением техники;
- отбор проб и экспертиза, испытание;
Выездное обследование - это, по своей природе, негласное и чуть ли не секретное мероприятие, при котором инспектору запрещено вступать во взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", далее - Закон о госконтроле). Оно организуется по "облегченной" процедуре, зато и не влечет некоторых серьезных последствий - предписания или немедленного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле, см. также п. 124 ПП 1100). Роспотребнадзор проводит выездные обследования в рамках санэпиднадзора и надзора в сфере защиты прав потребителей (п. 120 ПП 1100, п. 22 ПП 1005), а вот что касается надзора за защитой детей от вредоносной информации, то утверждать что-либо затруднительно, - дело в том, что выездное обследование относится к проверочному мероприятию без взаимодействия с контролируемым лицом, а на эти мероприятия в рамках этого вида надзора Закон о госконтроле не распространяется (см. п. 21 ч. 5 ст. 2), в ПП 1019 они не упоминаются (см. также п. 1 ПП 1019), поэтому Роспотребнадзор, если заинтересован, может проводить какие-то подобные мероприятия по своим внутренним правилам.
В рамках надзора за защитой прав потребителя выездные обследования вправе проводить не только должностные лица Роспотребнадзора, но и работники подведомственных Роспотребнадзору ФБГУ (п. 10 ст. 40 ЗоЗПП и ч. 2 ст. 26 Закона о госконтроле, п. 35 ПП 1005). В рамках санитарно-эпидемиологического надзора выездные обследования также, казалось бы, могут проводиться работниками подведомственных Роспотребнадзору ФБГУ (п. 7 ст. 44 Закона о санэпидблагополучии, пп. "г" п. 4 ПП 1100), однако согласно разъяснению Роспотребнадзора (письмо от 21.01.2022 N 09-1552-2022-40) в рамках санитарного надзора должностными лицами государственных учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, могут проводиться только консультирование и профилактический визит.
Специальные выездные обследования табачной розницы в период с 21.10.23 по 31.12.2024
Пунктом 11.9 и Приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 установлено полномочие Роспотребнадзора проводить специальные выездные обследования на предмет оценки соблюдения обязательных требований к розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов, электронных сигарет и прочих устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Такие выездные обследования имеют свои особенности. Подробнее о них - в отдельном материале.
Повод для выездного обследования и его оформление
Выездное обследование, согласно ч. 2 ст. 57 Закона о госконтроле, проводится по заданию уполномоченных должностных лиц органа Роспотребнадзора, в том числе по заданиям, содержащимся в планах работы этого органа (а ФБГУ Роспотребнадзора могут проводить выездные обследования еще и по разовым поручениям, см. п. 35 ПП 1005). Поводы для контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) с взаимодействием для выездного обследования "не годятся" (ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле).
Однако, по меньшей мере, один повод для задания предусмотрен самим Законом о госконтроле - это проверка достоверности сообщения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, о соответствии объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров (п. 3 ч. 3 ст. 58 Закона о госконтроле).
Кроме того, ни ст. 63 Закона о госконтроле, ни приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294 не запрещают прокурору требовать проведения именно выездного обследования по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, таким образом, поводом к обследованию может являться и жалоба прокурору.
А вот иные основания для выдачи таких заданий не предаются огласке. Можно предположить, что инфоповодами к выдаче заданий на обследование могут быть, например, резонансные случаи грубого нарушения прав потребителей, начало туристического сезона или каникул, введение карантина и тому подобные события.
Оформлять Решение о проведении выездного обследования не нужно (ч. 3 ст. 64 Закона о госконтроле), "заводить" обследование в ЕРКНМ - по идее, тоже не нужно (ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле).
Выездное обследование не согласовывается с прокурором (ч. 2 ст. 66, ст. 75 Закона о госконтроле, п. 6 Порядка согласования, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (ч. 4 ст. 75 Закона о госконтроле, см. также п. 122 ПП 1100).
Проведение обследования
После прохождения всех вышеуказанных формальностей инспектор приступает к, собственно, проверочным действиям и приезжает на объект - место выездного обследования. Но в отличие от КНМ с взаимодействием, он не показывает удостоверения, задания на КНМ и вообще, вероятно, старается не выдавать своего присутствия (ч. 2 ст. 75 Закона о госконтроле).
Соответственно, у контролируемого лица в таком случае и нет обязанности пропускать инспектора и показывать ему все, что того интересует, - инспектор может находиться исключительно в общедоступном (открытом для посещения неограниченным кругом лиц) объекте, например, на рынке, в торговом центре, в магазине, в сквере, в кафе, на улице, во дворе МКД, улице СНТ, на вокзале, в поликлинике (ч. 3 ст. 75 Закона о госконтроле).
Наибольшую трудность представляют "пограничные случаи", например, "закрытый" двор МКД, подъезд МКД, школа, садик, фитнес-клуб, музей, библиотека, кинотеатр, закрытый паркинг, стадион и подобные объекты, в том числе религиозные.
Осмотр объекта
Во время выездного обследования инспектору разрешено проводить осмотр на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах (п. 1 ст. 3 ст. 75 Закона о госконтроле, см. также пп. "а" п. 121 ПП 1100).
Осмотр - это визуальное обследование (глазами, а не руками), без вскрытия осматриваемых помещений (ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле).
При этом Закон о госконтроле - в принципе - разрешает проводить осмотр без видеозаписи, если в осмотре участвует и контролируемое лицо (ч. 2 ст. 76), но поскольку контролируемое лицо в выездном обследовании не участвует, то представляется, что инспектор обязан делать фото или снимать видео, хотя бы даже это привлекло внимание контролируемых лиц и повлекло вынужденное взаимодействие с ними (пп. "ж" п. 64 ПП 1100). Нужно ли предупреждать о съемке во время выездного обследования, должна ли она вестись непрерывно - непонятно (п. 68 ПП 1100). Видео и фото прикладываются к Акту выездного обследования (п. 67, п. 66 ПП 1100).
Помимо видеозаписи, инспектор обязан оформить также протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов (ч. 3 ст. 76 Закона о госконтроле). Форма протокола осмотра пока не установлена.
Инструментальное обследование
Инспектор может привезти, принести с собой разные девайсы и на месте проведения КНМ измерить какие-то важные для предмета проверки параметры (например, шум, освещенность, температуру, радиацию, концентрацию паров ртути, расстояние до ближайшей школы и т.п.); это называется "инструментальным обследованием" (п. 3 ч. 3 ст. 75, ст. 82 Закона о госконтроле, см. также пп. "в" п. 121 ПП 1100).
Что важно:
- инструментальное обследование во время КНМ "Выездное обследование" обязательно проводится под видео!
- используемая для обследования техника должна иметь соответствующий сертификат и пройти метрологическую поверку (если применимо, см. ч. 2 ст. 82 Закона о госконтроле). В постановлении Семнадцатого ААС от 08.12.2023 N 17АП-12795/23 (Роспотребнадзор использовал лазерную рулетку) суд отдельно, со ссылкой на определение Верховного Суда РФ от 09.10.2018 по делу N 306-АД18-6500 (Роспотребнадзор использовал для измерения обычную рулетку), отметил, что законодательство не содержит требований об обязательном применении инспекторами специальных технических средств,
- ч. 3 ст. 82 Закона о госконтроле требует наличие допуска к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов у инспектора или специалиста, проводящих обследование,
- по результатам обследования составляется протокол (может называться по виду обследования, например "протокол линейного измерения" (см. постановление Семнадцатого ААС от 08.12.2023 N 17АП-12795/23), в котором указываются дата, место, ФИО инспектора или специалиста, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые спецоборудование и приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования. Этот протокол может составить и не инспектор, а специалист (ч. 4 ст. 82 Закона о госконтроле). Форма протокола инструментального обследования пока не разработана.
Отбор проб / образцов и их экспертиза или испытание
Инспектор вправе отобрать образцы, чтобы затем отправить их на экспертизу или на испытание (ч. 1 ст. 81, п. 2, 4, 5 ст. 75 Закона о госконтроле, см. также пп. "б", "г", "д" п. 121 ПП 1100). Однако:
- во-первых, делать это ему разрешается исключительно в тех случаях, когда нет никакой возможности оценить соблюдение обязательных требований иными способами, без отбора проб (ч. 8 ст. 69 Закона о госконтроле),
- во-вторых, очевидно, что на таком "секретном" КНМ отбор многих типов образцов будет затруднен или невозможен - вступать во взаимодействие с контролируемым лицом нельзя, красть образцы - тоже нельзя. В постановлении Семнадцатого ААС от 06.12.2023 N 17АП-12629/23 суд признал законным проведение экспертизы, с отбором проб холодной воды в водоразборном кране в квартире МКД, в рамках выездного обследования управляющей компании.
Отбор проб проводится по правилам и методам, установленным для соответствующих техрегламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (ч. 1 ст. 81 Закона о госконтроле). Отбирать нужно немного - ровно столько, сколько необходимо и достаточно для проведения экспертизы (ч. 3 ст. 81 Закона о госконтроле).
Отборы проб осуществляются только под видео (ч. 2 ст. 81 Закона о госконтроле), ведь контролируемое лицо НЕ присутствует при отборе проб).
Кроме этого, инспектор должен составить отдельный протокол отбора проб, в котором фиксируются дата, место, ФИО участников, идентификаторы отобранных образцов и методики отбора проб (ч. 4 ст. 81 Закона о госконтроле). Этот протокол является обязательным приложением к акту выездного обследования. Форма протокола отбора проб (образцов) не установлена
Отобранные пробы/образцы затем отправляются:
- на экспертизу (ст. 84, п. 5 ч. 3 ст. 75 Закона о госконтроле), которую проводит эксперт или экспертная организация, и которая завершается оформлением экспертного заключения (ч. 9 ст. 84 Закона о госконтроле);
- либо на испытание (ст. 83, п. 4 ч. 3 ст. 75 Закона о госконтроле), которое проводится в подразделении Роспотребнадзора, самим инспектором или специалистом, у которых есть допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов (ч. 2 ст. 83 Закона о госконтроле), и которое завершается оформлением протокола испытания (ч. 3 ст. 83 Закона о госконтроле).
Круг экспертных задач обозначен ч. 2 ст. 84 Закона о госконтроле. Отметим, что при назначении экспертизы в рамках КНМ "Выездное обследование" проверяемое лицо - поскольку не взаимодействует с инспектором, - очевидно, не сможет (ч. 5 ст. 84):
- предлагать дополнительные вопросы эксперту, а также уточнять формулировки уже поставленных вопросов;
- сообщать заранее в Роспотребнадзор, что у эксперта/экспертной организации есть конфликт интересов (например, эксперт - бывший работник проверяемого лица или его конкурентов),
- присутствовать при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту.
Окончание КНМ и оформление Акта выездного обследования
После осмотра объекта, инструментального обследования, а при необходимости испытаний и экспертизы инспектор должен сделать вывод о том, соблюдает ли контролируемое лицо санитарные или иные обязательные требования (по предмету надзора). На этом выездное обследование заканчивается, инспектор возвращается к себе в кабинет и оформляет Акт выездного обследования (ч. 2 ст. 88 Закона о госконтроле); отметим, однако, что Минэкономразвития России полагает возможным не составлять такой Акт вовсе - после КНМ без взаимодействия (письмо от 10.11.2021 N ОГ-Д24-8165, см. также решение АС Свердловской области от 16.11.2023 по делу N А60-50499/2023). Форма такого акта пока не установлена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, следовательно, форму такого акта вправе утвердить Роспотребнадзор (см. ч. 3 ст. 21 Закона о госконтроле).
В нем обязательно описывается нарушение обязательных требований (если выявлено): какое именно, каким НПА и какой статьей/пунктом / подпунктом этого НПА установлено. Все протоколы осмотра и видео/фотоматериалы, а также иные протоколы, если они доказывают нарушение, прилагаются к Акту (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле).
После составления Акта он направляется контролируемому лицу (ч. 2 ст. 88 Закона о госконтроле). Важно: тот, кого проверили, обязан этот Акт выездного обследования подписать тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле).
Непредставление Акта данного КНМ является грубым нарушением (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле), но влечет лишь одно важное последствие - предостережение или решение о назначении нового КНМ с взаимодействием, если оно вынесено по его итогам, должно быть отменено (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле). За непредоставление такого Акта инспектора могут наказать по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ (постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 23.11.2023 по делу N 5-1-53/2023).
Повторное выездное обследование в отношении того же лица не согласовывается у прокурора (см. письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6824, ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).
Последствия выездного обследования
Если в ходе КНМ "Выездное обследование" не было обнаружено нарушений обязательных требований, то ничего особенного не происходит, могут выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований или провести иные профилактические мероприятия (ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле).
В противном случае возможны вот такие варианты:
- инспектор выдаст рекомендации по соблюдению обязательных требований, проведет иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 5 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле), например, объявит предостережение. Выдача предписания по итогам выездного обследования прямо запрещена ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле (в совокупности с п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона, см. также решение АС Свердловской области от 29.11.2023 по делу N А60-48495/2023), хотя в деле N А60-22808/2023 суд обосновал право выдавать предписание после выездного обследования ссылкой на п.2 ст. 50 Закона о санэпидблагополучии (постановление Семнадцатого ААС от 23.01.2024 N 17АП-12576/23);
- инспектор примет меры по организации нового, внепланового КНМ с взаимодействием по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона о госконтроле. Привлекать к административной ответственности по итогам выездного обследования запрещают ч. 3.1 и примечание к ст. 28.1 КоАП РФ. Подробнее о процедуре привлечения к административной ответственности см. в материале "Привлечение к административной ответственности после проверки Роспотребнадзора".
Как долго длится выездное обследование
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день (ч. 6 ст. 75 Закона о госконтроле). Иное мог бы установить федеральный закон о виде контроля, но ни Закон о санэпидблагополучии, ни ЗоЗПП этого вопроса не касаются.
Превышение срока данного КНМ хотя является грубым нарушением (п. 8 ч. 2 ст. 91, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле), но влечет лишь одно важное последствие - предостережение или решение о назначении нового КНМ с взаимодействием, если оно вынесено по его итогам, должно быть отменено (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).
Повторное выездное обследование в отношении того же лица не согласовывается у прокурора (см. письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6824, ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).
Досудебное обжалование Акта выездного обследования
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, они вправе направить жалобу в Роспотребнадзор (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п.125 ПП 1100, п. 42 ПП 1005).
Судебное обжалование результатов любых КНМ Роспотребнадзора - минуя предварительную жалобу в сам этот орган - запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п.п. 19, 20, 21 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663).
Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается:
- исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (но если по не зависящим от контролируемого лица обстоятельствам подача электронной жалобы невозможна, суд может обязать Роспотребнадзор рассмотреть и "бумажную" жалобу, однако в таком случае необходимо доказать факт обращения в техподдержку ЕПГУ с запросом о решении технических проблем, см. определение Верховного Суда РФ от 22.11.2023 N 72-КАД23-3-К8),
- причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин).
Срок подачи жалобы не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965). Обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле), до момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле).
В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле.
Рассматривают жалобу долго - почти месяц, 20 рабочих дней со дня регистрации, срок рассмотрения могут увеличить "в исключительных случаях" (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле). Подробнее - в "Обжалование Акта проверки, предписания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах