Принципы использования стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии в описании объекта закупки по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен, помимо прочего, руководствоваться принципом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, применение в описании объекта закупки стандартных показателей, требований, обозначений и терминологии являются фактически обязательным, хотя и допускаются исключения при обоснованной необходимости использования иных.
Относительно критериев обоснованности применения иных показателей, требований, обозначений и терминологии закон каких-либо указаний не дает. По нашему мнению, этот вопрос и не может быть урегулирован законом, поскольку такая обоснованность определяется как спецификой поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, все многообразие которых заведомо невозможно определить и описать, так и - и даже прежде всего - характером потребностей самого заказчика. Приоритет потребностей заказчика при определении требований к предмету контракта признавался судебной практикой еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10). В связи с этим в правоприменительной практике неоднократно делался вывод, что заказчик устанавливает требования к закупаемому товару исходя из своих объективных потребностей, из которых могут вытекать требования, как соответствующие различного рода ГОСТам, техническим регламентам, техническим условиям, так и не соответствующие им, а также которые могут быть выше этих требований (см., например, решения УФАС по Тамбовской области от 29.03.2011 N 58-2-09/1010, УФАС по Волгоградской области от 25.11.2010 N 10-06/05-593, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2010 N А19-22868/09 и от 28.09.2010 N А10-552/2010, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2011 N Ф07-2159/11). В настоящее время судебная практика немногочисленна, однако, полагаем, есть основания говорить, что суды применяют тот же подход (см. постановление АС Уральского округа от 14.04.2015 N Ф09-1427/15).
Таким образом, только заказчик, исходя из своих конкретных потребностей, может в каждом отдельном случае определить, какие именно характеристики объекта закупки наиболее критичны для использования им, и могут ли в связи с этим применяться требования технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.
В связи со всем вышесказанным заметим также, что стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология при установлении требований к техническим, функциональным и качественным характеристикам объекта закупки должны применяться с учетом ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Представляется очевидным, что и максимальные и (или) минимальные значения указанных показателей, и значения показателей, которые не могут изменяться, должны по общему правилу устанавливаться с учетом как указаний технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, с одной стороны, так и с учетом потребностей заказчика, с другой стороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах