Банковская гарантия как способ обеспечения заявки на участие в конкурсе, закрытом аукционе по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе (далее - заявка) может предоставляться банковской гарантией, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки. Банковская гарантия в силу п. 3 ст. 368 ГК РФ является видом независимой гарантии.
По смыслу ст.ст. 368, 373 ГК РФ банковская гарантия представляет собой одностороннюю сделку (п. 2 ст. 154 ГК РФ, смотрите также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии, направленного информационным письмом ВАС РФ от 15.01.1998 N 27, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий"). По сути ее выдача - одностороннее волеизъявление со стороны банка.
Банковская гарантия предоставляется участником закупки в составе заявки (п. 5 ч. 2 ст. 51, п. 4 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ). Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ. В том числе, информация о банковской гарантии и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, должны быть включены либо в реестр банковских гарантий, либо в закрытый реестр банковских гарантий (ч.ч. 8 и 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Требования к банковской гарантии, а также вопросы формирования и ведения реестров банковских гарантий рассматриваются в отдельных материалах.
При непредоставлении банковской гарантии в составе заявки, а также при отказе заказчика в принятии банковской гарантии поданная участником закупки заявка является не соответствующей документации о закупке. В этом случае заявка на участие в конкурсе отклоняется (ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ), а по результатам рассмотрения заявки на участие в закрытом аукционе принимается решение об отказе в допуске участника закупки к участию в закрытом аукционе (ч. 4 ст. 89 Закона N 44-ФЗ).
Основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком перечислены в ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Таковыми являются:
- отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона N 44-ФЗ реестрах банковских гарантий (п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
- несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что из анализа ч.ч. 5 - 7 ст. 45 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод о том, что эти нормы, в том числе и ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, распространяются только на банковские гарантии, выданные в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако существуют решения ФАС России и судебные решения, из которых следует, что ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ применяется и к банковским гарантиям, выданным для целей обеспечения заявок (см., например, решения ФАС России от 18.11.2014 N К-1683/14, от 27.10.2014 N К-1534/14, постановление Пятого ААС от 27.10.2014 N 05АП-12733/14).
Банковская гарантия, предоставленная участником конкурса, аукциона в качестве обеспечения заявки и принятая заказчиком, участнику не возвращается. При этом в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях по такой гарантии осуществляется взыскание. Возможные действия заказчика с предоставленной участником банковской гарантией рассматриваются в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах