Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ
Ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) по контракту предусмотрена:
- ч.ч. 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
- Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждеными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года);
- Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч.5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года).
В соответствии с п. 11 Правил N 1042 общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. В Правилах N 1063 такого положения не было.
В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика*(1). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867.
Информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 2 письма Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).
Пеня
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ*(2) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных контрагентом.
При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент вынесения судебного решения (см. п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее - Обзор ВС РФ от 28.06.2017)).
Формула расчета пени для закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года, была установлена п.п. 6 - 8 Правил N 1063 и подробно рассмотрена в отдельном материале.
Как указано в п. 10 Правил N 1042, которые применяются к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ*(2) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.
Следует учитывать, что правила расчета, приведенные в Правилах N 1063 и в Правилах N 1042, подходит лишь для случаев, когда все обязательства контрагента по контракту должны исполняться единовременно, а не в течение определенных контрактом периодов (в отношении Правил N 1063 см. также письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36402). Однако ни нормы Закона N 44-ФЗ, ни названные правила не содержат случаев, когда неустойку можно рассчитать без учета их требований.
Вместе с тем в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 22.06.2017 N 305-ЭС17-624 указано, что начисление поставщику пени на общую сумму контракта, без учета частичного исполнения, противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, таким образом, причитается компенсация не только за неисполненное обязательство, но и за обязательство, которое было выполнено надлежащим образом. Также указано, что начисление пени на общую сумму контракта без учета частичного исполнения обязательств по поставке товара допустимо при условии невозможности использования и отсутствии потребительской ценности для заказчика поставленной части предмета поставки, для чего необходимо установить возможность использования отдельных предметов поставки по отдельности с учетом цели закупки.
В п. 35 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что условие контракта об уплате заказчиком и (или) контрагентом неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Правилами N 1063, является действительным.
Позиция о том, что в ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правилах N 1063 установлен только нижний предел ответственности контрагента в виде пени и не содержится запрета на увеличение размера пени соглашением сторон, изложена в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.03.2016 N 306-ЭС15-15659.
Поэтому, учитывая п. 2 ст. 332 ГК РФ, в контракте пени могут быть установлены в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ и Правилах N 1063 либо Правилах N 1042.
Штраф
В силу ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено до 9 сентября 2017 года, то размер штрафа устанавливался контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном п.п. 4, 4.1 Правил N 1063, а именно:
- 10% цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 4 Правил N 1063);
- 5% цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (пп. "б" п. 4 Правил N 1063);
- 1% цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (пп. "в" п. 4 Правил N 1063);
- 0,5% цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. "г" п. 4 Правил N 1063);
- 5% стоимости работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению таких видов и объемов работ (п. 4.1 Правил N 1063).
В п. 37 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.
Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года, то за каждый факт неисполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной порядке, установленном п.п. 3 - 8 Правил N 1042.
Подробно размеры штрафов, начисляемых контрагенту в соответствии с Правилами N 1042, приведены в отдельном материале.
СК по экономическим спорам ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 высказана позиция о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара не препятствует взысканию с поставщика пени за просрочку исполнения обязательств по поставке. Соответственно, заказчик в такой ситуации вправе взыскать с поставщика как штраф за нарушение условий контракта в целом, так и пеню. В этом случае, по мнению ВС РФ, просрочка исполнения обязательств по поставке имеет место с момента наступления срока поставки до момента расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика.
Такой же вывод содержится в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017.
На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.
При взыскании с контрагента неустойки в судебном порядке суд вправе уменьшить ее размер на основании ст. 333 ГК РФ, если должник, осуществляющий предпринимательскую деятельность, докажет, что взыскиваемая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. О том, что положения ст. 333 ГК РФ применяются к контрактам, указано в п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
______________________________
*(1) В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик мог предоставить отсрочку уплаты неустоек и (или) осуществить списание начисленных сумм неустоек. Такие случаи рассмотрены в отдельных материалах.
*(2) С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
Тема
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Включение в контракт по Закону N 44-ФЗ условия о начислении неустойки
Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ в 2016 году
Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ в 2015 году
Штрафы, начисляемые поставщику по контракту по Закону N 44-ФЗ после 9 сентября 2017 года
Зачет (удержание) суммы пеней и штрафов из суммы обеспечения исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Уменьшение судом суммы неустойки
Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях
Калькуляторы
Калькулятор пеней, начисляемых поставщику
Калькулятор штрафа, начисляемого поставщику
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах