Оформление трудовых отношений с работниками контрактной службы, контрактным управляющим (Закон N 44-ФЗ)
Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 - 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение - Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.
1. В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
- заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
- перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 - 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).
2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
- переименовании должности работника;
- переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.
Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы. Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.
Тема
Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий
См. также
Внесение изменений в должностную инструкцию
Оформление совмещения и других видов дополнительной работы
Наименования должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах