Особенности проведения закупок по Закону N 44-ФЗ с предоставлением преимуществ СМП, СОНО
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ следующим субъектам:
- социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением тех, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющим в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ) (далее - СОНО);
- субъектам малого предпринимательства, то есть потребительским кооперативам и коммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, соответствующим критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - СМП).
Порядок расчета доли закупок у СМП, СОНО и объема фактически осуществленных с применением преимуществ закупок рассматриваются в отдельном материале.
Преимущества указанным участникам закупки предоставляются двумя способами:
1. Осуществление закупок, то есть фактически процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) исключительно среди СМП и СОНО любыми открытыми конкурентными способами (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
2. Установление требования к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО (п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Данные преимущества предоставляются СМП и СОНО одновременно, а не раздельно для каждой категории субъектов, поскольку ст. 30 Закона N 44-ФЗ такого разделения не предусматривает (см. также разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183).
В то же время каждый способ предоставления преимуществ является отдельным и должен осуществляться строго в соответствии с нормами ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, если, например, в извещении об осуществлении закупки не указано, что эта закупка проводится только среди СМП, СОНО, а установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, то даже если победителем данной закупки становится СМП или СОНО, такая закупка не учитывается в отчете об объеме закупок у СМП, СОНО в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2792, п. 6 письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-118). Это относится и к заключению контрактов с СМП, СОНО как с единственными контрагентами, тем более, что контракты, заключаемые с единственными контрагентами, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключаются из расчета базы для определения доли закупок у СМП, СОНО (см. также письмо Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2276).
Вопросы, связанные с проведением закупок с предоставлением преимуществ СМП, СОНО каждым из описанных способов рассмотрены в отдельных материалах.
Объем закупки у СМП, СОНО определяется по сумме цен фактически заключенных контрактов (см. п. 2 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 24.06.2015 N Д28и-1748). В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить в порядке и по форме, определенным Правительством РФ, отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в единой информационной системе. Вопросы, связанные с составлением и размещением указанного отчета, рассмотрены в отдельном материале.
Тема
Особенности осуществления отдельных видов закупок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Особенности проведения закупки по Закону N 44-ФЗ исключительно среди СМП и СОНО
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах