Жалоба в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ в контрольный орган: форма и содержание
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 этого Закона (далее - в административном порядке), в контрольный орган в сфере закупок (далее - контрольный орган) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) подается в контрольный орган в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Письменная форма считается соблюденной, если жалоба подается в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (который согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" признается равнозначным документу на бумажном носителе, см. также, например, постановления Семнадцатого ААС от 23.10.2014 N 17АП-12476/14, АС Западно-Сибирского округа от 27.02.2017 N Ф04-6566/16), но не посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи (см. письмо Минэкономразвития России от 06.05.2014 N 10073-ЕЕ/Д28и, а также, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.02.2017 N Ф04-6566/16).
Требования к содержанию жалобы установлены ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность, перечень которых должен содержаться непосредственно в жалобе (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что Минэкономразвития России в письме от 19.12.2014 N Д28и-2779 и ФАС России в письме от 13.10.2014 N ИА/41224/14 высказали мнение, что требования к содержанию жалобы установлены только ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, которая не предусматривает обязательного приложения к жалобе таких документов, а потому их отсутствие не является основанием для возвращения жалобы заявителю без рассмотрения.
Однако, например, Двадцатый ААС в постановлении от 29.05.2017 N 20АП-2271/17 посчитал возвращение жалобы без рассмотрения в таком случае правомерным, поскольку приложение соответствующих документов предусмотрено ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ (косвенно эта позиция отражена также в постановлениях АС Восточно-Сибирского округа от 10.08.2016 N Ф02-3814/16, N Ф02-3815/16).
Из п. 3 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ следует, что жалоба должна быть подана в отношении действий (бездействия), совершенных в ходе одной конкретной закупки, а не в ходе нескольких (см. письма Минэкономразвития России от 13.08.2015 N Д28и-2449, от 29.07.2015 N Д28и-2221, постановления АС Центрального округа от 29.04.2015 N Ф10-857/15, Девятого ААС от 14.10.2014 N 09АП-39642/14).
Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Требование о приложении документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя применяются только в том случае, если жалоба подписывается не единоличным исполнительным органом, действия которого считаются действиями юридического лица в силу закона (п.п. 1, 3 ст. 53, п. 3 ст. 65.3, п. 5 ст. 113, п. 2 ст. 123.19, п. 4 ст. 123.21, п. 3 ст. 123.25 ГК РФ и т.д., см. также письмо ФАС России от 22.12.2015 N ИА/74071/15, постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 N Ф06-13179/16).
Жалоба, не соответствующая вышеизложенным требованиям, возвращается заявителю без рассмотрения на основании п.п. 1, 2 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ (см., например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 25.12.2015 N Ф08-9286/15, АС Московского округа от 29.03.2017 N Ф05-2672/17).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах