Рассмотрение жалоб в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ контрольным органом
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц (далее - заявитель) имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 этого Закона (далее - в административном порядке), в контрольный орган в сфере закупок (далее - контрольный орган) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Для рассмотрения в административном порядке жалобы могут подаваться в контрольные органы различного уровня, но в любом случае жалоба может быть подана в органы ФАС России по подведомственности, определяемой положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент). Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в силу ч. 1 ст. 106 Закона N 44-ФЗ в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает (кроме случаев определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) закрытыми способами) в единой информационной системе (далее - ЕИС) информацию о ее поступлении и ее содержании, а также направляет заявителю, лицу или лицам, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении и содержании жалобы и о месте и времени ее рассмотрения. Несоблюдение контрольным органом этой обязанности может стать основанием для отмены принятого им решения (см. постановления Одиннадцатого ААС от 18.01.2018 N 11АП-17927/17, АС Центрального округа от 30.03.2016 N Ф10-257/16, АС Поволжского округа от 03.11.2017 N Ф06-26067/17). В то же время иным, помимо вышеуказанных, лицам (в том числе другим участникам закупки), контрольный орган вышеуказанные уведомления направлять не обязан, они могут узнать обо всем из информации, размещенной в ЕИС (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 N Ф02-206/17 и от 03.05.2017 N Ф02-298/17).
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п.п. 3.30, 3.31 Регламента контрольный орган при рассмотрении жалобы проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства РФ при определении контрагента. Такая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-734). Причем при проведении проверки контрольный орган не связан содержанием жалобы и вправе проверять соблюдение закона в ходе проведения закупки в целом (п. 3.31 Регламента, см. также письма Минэкономразвития России от 20.10.2016 N Д28и-2814, от 22.06.2015 N Д28и-1797, постановления Третьего ААС от 03.11.2017 N 03АП-5802/17, Девятого ААС от 06.12.2017 N 09АП-59030/17, Двадцатого ААС от 20.01.2016 N 20АП-6526/15, АС Поволжского округа от 19.07.2016 N Ф06-10177/16).
Контрольный орган согласно ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ вправе (но не обязан) приостановить определение контрагента в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган возражения на жалобу. К указанным лицам относятся и иные, помимо заявителя жалобы, участники закупки в отношении которой подана жалоба (см. ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Возражение на жалобу должно содержать согласно ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, то есть ту же информацию, что и в жалобе, и направляется в контрольный орган не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Только в случае подачи возражений на жалобу у антимонопольного органа возникают обязанности по рассмотрению таких возражений, по уведомлению лиц, подавших возражения, о результатах рассмотрения жалобы (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ), по направлению им копий решения и предписания (ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ), а у лица, подавшего возражения на жалобу, в этом случае возникает право принимать участие в рассмотрении жалобы и давать необходимые пояснения (ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ) (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 N Ф02-206/17 и от 03.05.2017 N Ф02-298/17).
Сложившаяся на настоящий момент практика исходит из того, что закон не обязывает контрольный орган предоставлять какие-либо материалы дела как заявителю, так и другим заинтересованным лицам. Предполагается, что право на ознакомление с этими материалами фактически реализуется путем предусмотренного ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ личного участия в рассмотрении дела, заявления доводов и возражений, ведения видео- и аудиозаписи заседания комиссии контрольного органа (см. письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2199, постановления АС Уральского округа от 20.04.2017 N Ф09-906/17, АС Дальневосточного округа от 05.08.2016 N Ф03-3534/16 (определением ВС РФ от 17.11.2016 N 303-КГ16-15889 в передаче этого дела Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра отказано)).
Контрольный орган на основании ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ обязан рассмотреть жалобу по существу и возражения на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы. Для этого он вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе (ч. 4 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Для этого контрольные органы могут создавать постоянно действующие комиссии (см. приказ ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, постановления АС Московского округа от 06.09.2016 N Ф05-12382/16, от 29.08.2017 N Ф05-8508/17, от 18.12.2017 N Ф05-18664/17).
Все лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей (ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, п. 3.27 Регламента). Подтверждение полномочий физических лиц не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией) о назначении или об избрании лица на соответствующую должность. Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом. На заседание комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п. 3.26 Регламента).
В ходе рассмотрения жалобы лицо или лица, действия (бездействие) которых обжалуются, дают возражения по фактам, указанным в жалобе. Заинтересованные лица вправе давать свои пояснения по жалобе в устной и (или) письменной форме.
Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ критериями оценки этих заявок, окончательных предложений (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Контрольный орган рассматривает соответствие порядка оценки заявок, предусмотренного документацией о закупке, закону и соответствие действий закупочной комиссии этому порядку, но не результаты оценки (см. решения ФАС России от 04.06.2015 N К-671/15, от 04.08.2016 N К-1270/16, решение АС г. Москвы от 16.11.2016 N А40-163916/2016-92-1402, постановления АС Уральского округа от 04.09.2017 N Ф09-4531/17, АС Северо-Западного округа от 12.07.2017 N Ф07-6990/17).
По результатам рассмотрения жалобы по существу согласно ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ контрольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, о совершении иных действий, предусмотренных ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ. Копия такого решения, а в случае выдачи предписания - и копия предписания, в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения направляются:
- заявителю жалобы;
- участникам закупки, направившим возражение на жалобу;
- лицу или лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.
Требования к форме и содержанию решения установлены п. 3.37 Регламента и рассмотрены в отдельном материале.
Подробнее вопрос о полномочиях контрольных органов при принятии решения рассматривается в отдельном материале.
Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в ЕИС в тот же срок (ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).
Из ч. 10 ст. 106 Закона N 44-ФЗ следует, что жалоба может быть рассмотрена разными контрольными органами, однако приоритет будет иметь решение вышестоящего (контрольного органа субъекта РФ - перед решением муниципального, федерального - перед решением органа субъекта РФ). При этом, если территориальным органом и ФАС России вынесены решения (выданы предписания) по одним и тем же действиям (бездействию), противоречащие друг другу полностью или частично, решение (предписание) территориального органа действует и выполняется в части, не противоречащей принятому решению (предписанию) ФАС России (п. 3.34 Регламента).
Разделом V Регламента предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) контрольного органа, а также сотрудников контрольного органа.
Кроме того, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия (ч. 9 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах