Налоговики проверят полноту приходования выручки
С 01.01.2012 действует новый порядок ведения кассовых операций*(1). Прежний порядок предусматривал контроль банками соблюдения норм положения, новый - освободил банки от контрольных функций. Теперь они возложены на ФНС. Однако ФНС будет проверять не соблюдение порядка ведения кассовых операций, как это делали банки. Теперь акценты сместились. ФНС будет контролировать полноту учета выручки денежных средств. При этом данный вид проверок находится вне рамок налогового законодательства, регулируется утвержденным Регламентом *(2). Регламент описывает не только порядок проведения проверки, но и процедуру досудебного обжалования актов, принятых по результатам таких проверок.
С основными положениями Регламента читателей знакомит наш эксперт.
Предмет и объект проверки
Предметом проверки является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
К проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители (далее - проверяемые объекты).
Правовое регулирование проверок полноты учета выручки денежных средств
Какими нормативными документами будут руководствоваться специалисты ФНС при проведении проверки? В Регламенте приведены следующие документы:
- КоАП РФ;
- Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации";
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
- Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами";
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";
- Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями";
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники";
- Приказ ФНС РФ от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
- Приказ Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы";
- Приказ Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 351 "Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники";
- Приказ Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 352 "Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники";
- Приказ Минфина РФ от 18.12.2007 N 135н "Об утверждении образца знака "Сервисное обслуживание";
- Приказ Минфина РФ от 18.12.2007 N 136н "Об утверждении образца знака "Государственный реестр";
- Приказ ФНС РФ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники".
Права и обязанности проверяющих и проверяемых
Права и обязанности проверяющих
Права проверяющих | Обязанности проверяющих |
- иметь беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам; - запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств; - проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности; - получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах); - получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции; - получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты; - взаимодействовать с органами внутренних дел РФ; - привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ | Соблюдать положения Регламента. В случае выявления нарушений соблюдения положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проведению проверок, виновные специалисты инспекции несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе проведения проверки. Персональная ответственность специалистов инспекции закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства РФ |
Права и обязанности проверяемых
Права проверяемых | Обязанности проверяемых |
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - получать от специалистов инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Регламентом; | - обеспечивать специалистам инспекции беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам; |
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов инспекции; - обжаловать действия (бездействие) специалистов инспекции, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ | - представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах); - давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки; - предоставлять в инспекцию по запросам ее специалистов информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами |
Этапы проверки и сроки их проведения
Срок проверки в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) инспекции и не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому лицу поручения руководителя (заместителя руководителя) инспекции на проведение проверки.
Для каждого этапа проверки установлен свой предельный срок.
Этап проверки | Максимальный срок данного этапа проверки с момента предъявления проверяемому объекту поручения на проведение проверки | Общий срок проверки |
Предъявление проверяемому объекту поручения на проведение проверки | Не более двух рабочих дней | Не более 20 рабочих дней |
Рассмотрение специалистами инспекции документов, необходимых для исполнения государственной функции | Не более 28 календарных дней | |
Проверка полноты учета выручки денежных средств | Не более 30 календарных дней | |
Оформление результатов проверки | Не более 30 календарных дней |
Предъявление проверяемому объекту поручения на проведение проверки
Специалисты инспекции предоставляют проверяемому объекту поручение на проведение проверки и служебные удостоверения.
Факт предъявления поручения на проведение проверки фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении на проведение проверки.
Отсутствие либо уклонение проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на проведение проверки отражается в поручении.
Рассмотрение документов, необходимых для проверки
После предъявления проверяемому лицу поручения на проведение проверки специалисты инспекции переходят к рассмотрению документов, необходимых для проверки. Результатом данного этапа является получение либо неполучение специалистами инспекции, осуществляющими проверку, документов, необходимых для проверки.
Какие документы заинтересуют проверяющих? В общем случае это документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники. Регламент содержит открытый перечень документов, необходимых для проверки. В частности, это следующие документы:
- журнал кассира-операциониста;
- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
- распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
- контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
- приходные и расходные кассовые ордера;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
- справка-отчет кассира-операциониста;
- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
- бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
- информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
- акт приемки бланков строгой отчетности;
- книга учета бланков строгой отчетности;
- акт о списании бланков строгой отчетности;
- книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
- книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;
- книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
- иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции для проведения проверки.
Также Регламентом установлено, что при истребовании документов учитывается специфика работы хозяйствующего субъекта.
Особенности работы хозяйствующего субъекта | Документы, истребуемые при проверке |
Проверяемое лицо оказывает услуги населению и осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку | Документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности |
Формирование документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы | Специалистам инспекции представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах |
Проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) | Документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) |
Проверяемые лица представляют документы в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.
Обратите внимание! Специалисты инспекции не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в инспекцию.
Проверка полноты учета выручки денежных средств
После окончания этапа рассмотрения документов специалисты инспекции переходят к проверке полноты учета выручки денежных средств. Результатом данного этапа проверки является установление (выявление, фиксация) фактов неполного (полного) учета выручки денежных средств.
В каждом отдельном случае специалисты инспекции определяют объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы их проведения. Проверка может проводиться сплошным или выборочным методом. Сплошной метод заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций. Выборочный метод - проведение контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку); документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций, и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В ходе проверки специалисты инспекции получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).
Специалистом инспекции в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах.
Перед началом проверки кассир дает расписку в отсутствии или наличии в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.
Проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.
Специалист инспекции по каждому факту расхождений получает от проверяемого объекта письменное объяснение.
Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов контрольно-кассовой техники сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и идентификационный номер налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации контрольно-кассовой техники.
На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).
По фискальному отчету контрольно-кассовой техники и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
Если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным проверяемого объекта, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности проводится проверка фактического наличия бланков строгой отчетности, по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.
Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.
При проверке полноты учета выручки денежных средств у проверяемых объектов, применяющих бланки строгой отчетности, определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта.
Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.
Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Оформление результатов проверки
Специалисты инспекции по результатам проверки полноты учета выручки денежных средств составляют акт проверки в двух экземплярах. Акт проверки подписывается специалистами инспекции и проверяемым объектом. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста инспекции и проверяемого объекта.
В акте проверки указываются:
- дата составления акта проверки специалистами инспекции;
- полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его ИНН, код причины постановки на учет;
- фамилии, имена, отчества (при наличии) специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;
- дата и номер поручения на проверки;
- перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки;
- период, за который проведена проверка;
- даты начала и окончания проверки;
- адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;
- документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.
Специалист инспекции по фактам нарушений, отраженным в акте проверки, принимает от проверяемого объекта письменные объяснения (замечания, возражения), сделав при этом запись в акте проверки.
Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.
В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ специалисты инспекций возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов при проведении проверок полноты учета выручки денежных средств
Проверяемые имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, управления, инспекции, а также принимаемых ими решений при проведении проверок в досудебном (внесудебном) порядке. Жалоба подается руководителю управления.
Обращение (жалоба) может быть:
- изложена в устной форме, в том числе по телефону;
- направлена по почте в виде письменного обращения (жалобы);
- направлена в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет.
Пожаловаться можно на:
- нарушение своих прав и законных интересов;
- противоправные решения специалистов инспекции;
- противоправные действия (бездействие) специалистов инспекции;
- нарушение специалистами инспекции положений Регламента;
- некорректное поведение или нарушение служебной этики специалистами инспекции.
В обращении (жалобе) в обязательном порядке указываются наименование государственного органа, в который оно направляется, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы), излагается суть обращения (жалобы), проставляются личная подпись и дата.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней с момента его регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в управление, инспекцию о представлении дополнительных документов и материалов, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения (жалобы) документов и материалов руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока проверяемый объект, который направил обращение (жалобу).
В ответе будет отказано, если:
- в письменном обращении (жалобе) не указаны наименование проверяемого объекта, направившего обращение (жалобу), и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалиста, а также членов его семьи;
- текст обращения (жалобы) не поддается прочтению;
- в обращении (жалобе) содержится вопрос, на который проверяемому объекту многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- ответ по существу поставленного в обращении (жалобе) вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
О.К. Данилова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ утверждено ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П.
*(2) Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"