Реализация прав работников на соцобеспечение в фокусе проверок трудинспекции
Комментарий к приказу Минздравсоцразвития России от 07.11.11 N 1325н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счёт средств работодателей".
(Зарегистрирован Минюстом России 28.12.11 за N 22787).
В рамках проводимой административной реформы государственное управление совершенствуется по разным направлениям. Одним из таких направлений является разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти.
В конце прошлого года Минюстом России был зарегистрирован приказ Минздравсоцразвития России от 07.11.11 N 1325н, которым утверждён регламент проведения Рострудом проверок работодателей по соблюдению ими требований, касающихся реализации прав работников на получение:
- обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ);
- пособий по временной нетрудоспособности.
Такие права гарантированы Трудовым кодексом РФ, а точнее его статьями:
- 183 "Гарантии работнику при временной нетрудоспособности";
- 184 "Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании".
Полномочия Роструда
Обязанность Роструда осуществлять федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена статьёй 353 Трудового кодекса РФ.
На Роструд также возложены полномочия по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством:
- проверок;
- обследований;
- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности.
Кроме того, Роструд осуществляет государственный надзор и контроль соблюдения порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве, установленного постановлением Минтруда России от 24.10.02 N 73 (ст. 356 ТК РФ, п. 5.1.1 и 5.1.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 324).
С 2009 года в компетенцию Роструда входит надзор и контроль:
- за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от НСПиПЗ (в виде оплаты по больничным листам, предоставления пострадавшим от НСПиПЗ дополнительного отпуска для лечения в санатории);
- за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счёт средств работодателей.
Регламентация административных процедур
Для начала разберёмся, что представляет собой административный регламент, а точнее, регламент исполнения государственной функции.
По сути это инструкция, которая устанавливает сроки и последовательность действий трудинспекций при осуществлении государственного контроля (надзора).
Действия трудовой инспекции, необходимые для осуществления её полномочий, называются административными процедурами. В состав административных процедур включаются:
- планирование мероприятий по контролю;
- организация и проведение плановых и внеплановых проверок работодателей.
Предметом проверки трудовиков будет являться соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) требований законодательства РФ по выплате больничных листов и обеспечению по обязательному социальному страхованию от НСПиПЗ (п. 4 регламента).
Регламент устанавливает порядок взаимодействия:
- между структурными подразделениями трудовой инспекции, их должностными лицами;
- трудовой инспекции с гражданами и организациями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при проведении проверок (п. 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.05.11 N 373).
При разработке регламента Минздравсоцразвития России старалось упорядочить действия трудовых инспекций, устранить избыточные действия сотрудников при проверках и сократить их сроки.
Документ полезен не только проверяющим инспекторам, но и работодателям, ведь в регламенте описаны порядок проведения проверок, права и обязанности проверяющих и проверяемых, последовательность действий сотрудников трудовой инспекции в ходе проверки.
Теперь работодателю не придётся гадать, что будет проверять трудовая инспекция, а значит, к проведению плановой проверки он сможет подготовиться.
Кроме того, в регламенте прописан порядок обжалования решений и действий проверяющих в случае, если работодатель с ними не согласен.
Заметим, что на портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/ru/subcat/index.php?coid_4=199&ccoid_4=209&rid=2 29&tid=2) надзор и контроль за реализацией рассматриваемых прав работников внесён в перечень государственных услуг в разделе "Страхование", подраздел "Социальное страхование".
Предмет проверок
Действуя в соответствии с регламентом, трудовые инспекторы будут проверять, как работодатели соблюдают требования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, касающиеся прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от НСПиПЗ и пособий по временной нетрудоспособности.
Что касается пособий, то инспекции будут проверять назначение, исчисление и выплату только той их части, которую работодатели выплачивают работникам за свой счёт (т.е. оплату первых трёх календарных дней болезни или травмы работника). Что касается пособий, начисленных с 4-го дня болезни и травмы работника, то контроль правильности расчёта и выплаты этой части пособий осуществляют работники ФСС России.
Поскольку пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребёнка и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет финансируются за счёт средств ФСС России, то проверку правильности начисления и выплаты этих пособий осуществляет также этот фонд. При этом специалисты фонда руководствуются Методическими указаниями, утверждёнными постановлением ФСС России от 07.04.08 N 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам".
В соответствии с комментируемым регламентом трудовая инспекция помимо пособий по временной нетрудоспособности в связи с НСПиПЗ и отпуска на санаторное лечение будет проверять:
- формирование и представление в ФСС документов (их заверенных копий), которые являются основанием для назначения обеспечения по страхованию, и иных сведений, необходимых для осуществления обязательного страхования от НСПиПЗ;
- соблюдение установленного порядка расследования и оформления страховых случаев, включая своевременное извещение о них страховщика и иных заинтересованных органов, а также обеспечение реализации права на участие в расследовании работников и их полномочных представителей;
- обеспечение мер по предотвращению наступления страховых случаев и выполнение мероприятий по устранению причин страховых случаев, выработанных и предложенных в ходе их расследования;
- обеспечение направления работников, получивших повреждение здоровья в результате страхового случая, в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные сроки;
- обеспечение проведения за счёт работодателя государственной экспертизы условий труда в целях объективного установления характера и условий труда работников, в том числе предшествовавших наступлению страхового случая;
- обучение за свой счёт работников безопасным методам и приёмам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством РФ, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;
- информирование работников об их правах и обязанностях, а также об установленном порядке и условиях обязательного социального страхования от НСПиПЗ.
Документы, которые следует подготовить к проверке
В ходе проверки проверяющие могут запросить целый ряд документов. Первыми в перечне значатся копии уставных документов, сведения о видах деятельности работодателя, структуре и общей численности работников. Проверяющих также будут интересовать документы, подтверждающие:
- постановку на учёт в налоговых органах (это свидетельство);
- регистрацию в качестве страхователя в ФСС России (это уведомление).
Нужно будет подготовить копии этих документов.
Далее в списке документов следуют сведения о результатах проверок работодателя, ранее проводимых трудовой инспекцией по аналогичным вопросам.
Заинтересуются инспекторы и бумагами, подтверждающими выплату (своевременно и в полном объёме) работодателем за свой счёт в текущем и предыдущем году пособий по временной нетрудоспособности.
В части обеспечения по обязательному социальному страхованию от НСПиПЗ при проверке будут исследовать:
- акты о расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний с тяжёлыми последствиями, произошедших у работодателя в текущем и предыдущем годах;
- приказы руководителя, изданные по результатам расследования;
- персональные сведения о работниках, уволенных работодателем в течение трёх лет, предшествовавших проверке, в связи со смертью либо установлением стойкой утраты трудоспособности, с указанием структурных подразделений, в которых они работали;
- сведения о предоставлении работникам, нуждающимся в лечении по причине, связанной с наступлением страхового случая, оплачиваемого отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;
- сведения об организации работодателем обучения работников безопасным методам и приёмам работы без отрыва от производства и о расходах, произведённых на основании договоров о профессиональном обучении с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования.
Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью работодателя. Можно представить документы и в электронном виде (п. 42 регламента).
Министерство ограничило "аппетит" проверяющих и запретило им требовать документы, которые не относятся к предмету документарной проверки. Нет права у проверяющих требовать и копии документов, заверенные нотариально. И наконец, при направлении запроса трудовая инспекция не вправе запрашивать те документы, которые она может получить от органов государственного либо муниципального контроля.
Права и обязанности проверяющих...
Несоблюдение порядка проведения проверки и оформления её результатов влечёт отмену постановления об административных правонарушениях. Поэтому работодатели должны иметь представление о своих правах, обязанностях и действиях, а также о правах и обязанностях проверяющих.
Сотрудники трудовой инспекции вправе прийти с проверкой в любое время суток (п. 5 регламента). Полномочия проверяющих должны быть подтверждены служебными удостоверениями.
Перед началом проведения выездной проверки по просьбе работодателя проверяющий должен ознакомить его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка. При выездной проверке работодатель обязан допустить проверяющих на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию и транспортным средствам.
Должностное лицо трудовой инспекции, проводящее проверку, имеет право запросить у работодателя и безвозмездно получить от него документы, объяснения, информацию, касающиеся целей и предмета проверки, а работодатель обязан их представить.
В случае обнаружения нарушений проверяющие вправе предъявлять работодателю предписание об их устранении или о восстановлении прав работников, о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности.
Проверяющим дано право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности.
При рассмотрении дел о нарушении работодателями обязательных требований законодательства в суде специалисты трудовой инспекции вправе выступать в нём в качестве экспертов.
В пункте 5 регламента помимо прав приведены и обязанности работников трудовой инспекции. Всякие нарушения работодателем обязательных требований законодательства в рассматриваемой сфере они должны своевременно выявлять и пресекать, соблюдая при этом права и законные интересы работодателей, проверка которых проводится.
Должностные лица трудовой инспекции не должны злоупотреблять своим служебным положением и могут проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей. Проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя Роструда или его территориальной инспекции. Если проводится внеплановая проверка, то проверяющий должен предъявить документ о согласовании её проведения с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого работодателя.
Определяя меры ответственности по фактам выявленных нарушений, проверяющие должны учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и (или) здоровья граждан, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей.
О проведённой проверке проверяющий обязан сделать запись в журнале учёта проверок. Такой журнал обязаны вести работодатели. Типовая форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.09 N 141.
Должностные лица трудовой инспекции не вправе:
- проверять то, что не относится к полномочиям Роструда;
- проводить проверку при отсутствии оснований для её проведения;
- требовать документы, которые не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- распространять информацию, которая была получена в результате проведения проверки и составляет государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проверки.
...и проверяемых
Работодатель или его уполномоченный представитель имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки. Работодатель обязан обеспечить присутствие руководителей и иных должностных лиц, отсутствие которых может рассматриваться как препятствие проведению проверки или противодействие со стороны работодателя.
В случае несогласия с актом проверки, а также действиями проверяющих работодатель имеет право указать это в акте.
Сроки проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки с учётом положений Федерального закона от 26.12.08 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных инспекций положений этого закона утверждены приказом Роструда от 24.01.11 N 14.
Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней, что составляет приблизительно месяц (п. 21 регламента). Если у организации есть филиалы или представительства, которые осуществляют деятельность на территории нескольких субъектов РФ, то срок устанавливается по каждому филиалу (представительству) работодателя.
Для субъектов малого бизнеса установлены более короткие сроки проведения проверок:
- не более 50 часов (6 раб. дн. х 8 ч + 2 ч) - для малых предприятий;
- не более 15 часов (почти 2 раб. дн.) - для микропредприятий.
Срок проведения проверки может быть продлён, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства - не более чем на 15 часов.
Основания для проведения плановой проверки
Любая проверка трудовой инспекцией может проводиться только по тем основаниям, которые перечислены в пункте 8 статьи 9 закона N 294-ФЗ. Для включения плановой проверки в ежегодный план проверок является истечение трёх лет со дня:
- государственной регистрации работодателя;
- окончания проведения последней плановой проверки работодателя;
- начала осуществления работодателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о её начале, представленным в федеральный орган исполнительной власти.
Этот перечень является исчерпывающим, и проведение плановых проверок по другим основаниям не допускается.
В отношении работодателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.
Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительства РФ от 23.11.09 N 944.
Ежегодный план проведения проверок трудовой инспекцией на следующий год размещается на официальном сайте территориальной инспекции Роструда в сети интернет в срок до 1 декабря текущего года (п. 35 регламента).
Документарные и выездные плановые проверки
Для начала любой проверки руководитель Роструда или трудовой инспекции должен издать распоряжение (типовая форма приведена в приказе N 141). Копия этого документа направляется работодателю не позднее трёх рабочих дней до начала проверки.
Регламент (п. 40) предусматривает две формы проверок:
- документарная (проводится по месту расположения Роструда или его территориальной инспекции);
- выездная (проводится по месту нахождения работодателя).
Документарная проверка
Перед началом документарной проверки работники трудовой инспекции рассматривают сведения о работодателе, которые имеются в трудовой инспекции: акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы предыдущих проверок.
Если у трудовой инспекции недостаточно материалов, то она направляет работодателю запрос о представлении документов, необходимых для проведения документарной проверки (п. 41 регламента).
Если никаких нарушений и несоответствий в представленных документах не выявлено, то руководитель трудовой инспекции принимает решение о прекращении проведения проверки (п. 44 регламента).
Если работодатель не представит указанную информацию, его ожидает административная ответственность в соответствии со статьёй 19.7 КоАП:
- предупреждение или
- административный штраф (в размере от 300 до 500 руб. - на должностных лиц, от 3000 до 5000 руб. - на юридических лиц).
Если в ходе проведения документарной проверки материалов и документов, представленных работодателем, выявлены ошибки или противоречия той информации, которая имеется в трудовой инспекции, инспектор сообщает об этом работодателю. В течение 10 календарных дней работодатель должен представить дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде.
Инспектор рассматривает представленные пояснения и документы. В случае выявления нарушений обязательных требований либо отсутствия каких-либо пояснений он вправе внести предложение руководителю инспекции о продолжении проверки на территории работодателя. Иначе говоря, предложить провести выездную проверку.
Выездная проверка
На основании служебной записки трудового инспектора, проводившего документарную проверку, руководитель инспекции издаёт дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки (по ранее упомянутой типовой форме).
Проверяющие обязаны предъявить распоряжение работодателю при прибытии на проверку (п. 45 регламента).
В ходе выездной проверки трудовые инспекторы будут анализировать решения и действия работодателя по исполнению обязательных требований.
По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются установленные факты соответствия или несоответствия действий работодателя установленным требованиям. Акт составляется по типовой форме, приведённой в приказе N 141.
Если работодатель в ходе проверки устранит выявленные нарушения, это должно найти отражение в акте.
Акт составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр акта передаётся работодателю. К акту прилагаются документы, связанные с результатами проверки, или их копии, в том числе:
- предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- протоколы об административных правонарушениях.
Внеплановые проверки
Основания для проведения внеплановой проверки установлены статьёй 360 ТК РФ. Например, внепланово инспекторы могут нагрянуть, если истёк срок исполнения работодателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований или в трудовую инспекцию поступили обращение, заявление или запрос от работника. В последнем случае внеплановая проверка проводится после согласования с органом прокуратуры, а работника уведомляют не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом (п. 59 регламента).
Кроме того, внеплановая проверка будет проводиться на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры. В этом случае нет необходимости получать одобрение о проведении проверки в органах прокуратуры и предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой проверки не допускается.
Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной или выездной проверки (п. 60 регламента).
Выездную проверку инспекция будет проводить в том случае, когда ей не представилось возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных работодателем, либо если ей не удалось оценить соответствие деятельности работодателя обязательным требованиям без проведения дополнительных мероприятий по контролю (п. 61 регламента).
Бывают случаи, когда трудовая инспекция принимает решение сразу провести выездную проверку работодателя, минуя этап документарной проверки. Например, если трудовикам стало известно, что работодатель не расследовал несчастный случай или допускает иные нарушения. В этом случае работодателя предварительно не уведомляют о проведении выездной проверки, поскольку это может нанести ущерб эффективности осуществляемых мероприятий по контролю.
По результатам внеплановой проверки составляется акт, к которому прилагаются протоколы или заключения проведённых исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работодателей и должностных лиц (ст. 69 регламента).
Возражения работодателя по акту проверки
Проверяющие должны разъяснить работодателю его право представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений (п. 55 регламента). Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки. К возражениям работодателю следует приложить документы, подтверждающие их обоснованность.
В течение 10 рабочих дней со дня получения возражений работодателя руководитель трудовой инспекции рассматривает материалы проверки и выносит письменное решение. В течение трёх календарных дней это решение доводится до сведения работодателя.
Работники, работодатели имеют право на обжалование решений и действий должностных лиц трудовой инспекции как в судебном, так и в досудебном порядке.
Для обжалования решений и действий трудовиков работодатели могут непосредственно обратиться к руководителю территориальной инспекции, руководителю Роструда или в Минздравсоцразвития России. Порядок досудебного обжалования определён пунктами 79-90 регламента.
Проверка назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с НСПиПЗ
От редакции. О том, на что должны обращать внимание специалисты трудовой инспекции при проверке назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с НСПиПЗ, говорится в пункте 48 регламента. Главное, что будет подвергаться анализу, - это то, как работодатель соблюдает порядок, установленный законодательством, регламентирующим вопросы возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Речь идёт о выполнении норм Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ).
Право работника на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Таковым признаётся подтверждённый в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечёт обязанность страховщика осуществить обеспечение по страхованию (ст. 3 закона N 125-ФЗ).
В постановлении Пленума ВС РФ от 10.03.11 N 2 даны разъяснения судам относительно того, как следует применять законодательство об обязательном социальном страховании от НСПиПЗ.
В частности, в пункте 12 постановления N 2 сказано, что основным документом, подтверждающим временную утрату профессиональной трудоспособности, а также факт повреждения здоровья, является листок нетрудоспособности выдаваемый медицинской организацией. Что же касается стойкой утраты профессиональной трудоспособности, то её наступление устанавливается на основании заключения учреждения медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акта о профессиональном заболевании.
При наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у застрахованного лица возникает право на ряд выплат, которые перечислены в статье 8 закона N 125-ФЗ. В этот перечень входят:
- пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счёт средств на обязательное социальное страхование от НСПиПЗ;
- страховые выплаты (единовременная и ежемесячные);
- оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Выплату пособия по временной нетрудоспособности осуществляет работодатель, но в счёт уплаты взносов на обязательное социальное страхование от НСПиПЗ. Иначе говоря, расходуются средства страховщика (ФСС России). Остальные выплаты и расходы (за исключением дополнительного отпуска в связи с предоставлением путёвки на санаторно-курортное лечение) производит фонд.
В пункте 14 постановления N 2 Верховный суд указал на то, что неисполнение работодателем-страхователем своих обязанностей не должно распространяться на пострадавшего работника. Это значит, что пособие должно предоставляться работнику и в случаях, когда:
- трудовые отношения между работником и работодателем возникли на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, но трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ);
- судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 11 ТК РФ);
- работодатель не уплачивает страховые взносы за работника в ФСС России.
Страховое возмещение производится и в том случае, когда работодатель уклонялся от обязанности в определённый срок зарегистрироваться в качестве страхователя.
В такой ситуации судебная практика исходит из того, что для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством РФ не предусмотрено. При таких обстоятельствах у ФСС России отсутствуют основания для квалификации несчастного случая на производстве, произошедшего с работником организации до её регистрации в качестве страхователя, как нестрахового (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.11 по делу N А28-313/2010).
Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с НСПиПЗ производятся в порядке, установленном законодательством РФ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию (п. 1 ст. 15 закона N 125-ФЗ).
К пособиям по временной нетрудоспособности, выплачиваемым в связи с НСПиПЗ, применяются положения статей 12-15 Федерального закона от 29.12.06 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Значит, в расчётный период включаются два календарных года, предшествующие году выплаты пособия. За весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности пособие выплачивается в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.
В отличие от обычных больничных листов в данном случае сумма пособия рассчитывается без ограничения предельной величиной базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Сумма выплат с 1 июня 2011 года и позднее должна быть не менее 110 664 руб. (4611 руб. х 24 мес.).
Пособие с первого дня выплачивается за счёт средств ФСС России на страхование от НСПиПЗ.
В средний заработок, исходя из которого рассчитывается пособие, за каждый из годов, входящих в расчётный период, включаются все выплаты, на которые начисляются страховые взносы от НСПиПЗ.
Средний дневной заработок для исчисления пособия определяется путём деления суммы начисленного заработка за указанный период на 730.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с НСПиПЗ рассчитывается путём умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (п. 5 ст. 14 закона N 255-ФЗ), с учётом положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15.06.07 N 375.
Пример
В связи с производственной травмой работнику организации выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 13 по 26 февраля 2012 года (14 календ. дн.).
Расчётный период (2010 и 2011 годы) отработан им полностью. Выплаты, на которые начислялись страховые взносы от НСПиПЗ, составили 180 000 руб. в 2010 году, 216 000 руб. в 2011 году.
Средний дневной заработок работника составляет 542,46 руб. ((180 000 руб. + 216 000 руб.) : 730 дн.). Пособие выплачено в размере 100% среднего заработка, его сумма составила 7594,44 руб. (542,46 руб. х 14 календ. дн.).
Пособие подлежит обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). В бухгалтерском учёте начисление и выплата пособия отражены следующими записями:
Дебет 69-1 субсчёт "Расчёты с ФСС России по страхованию от НСПиПЗ" Кредит 70
- 7594,44 руб. - начислено пособие по временной нетрудоспособности в связи с НСПиПЗ;
Дебет 70 Кредит 68 субсчёт "Расчёты с бюджетом по НДФЛ"
- 987,28 руб. (7594,44 х 13%) - удержан НДФЛ;
- 6607,16 руб. - перечислено пособие на лицевой счёт работника.
Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС России на сумму пособия не начисляются.
Помимо пособия по временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями работодатель оплачивает и дополнительные отпуска (сверх ежегодных оплачиваемых) в связи с предоставлением территориальными отделениями ФСС России пострадавшим работникам путёвок на санаторно-курортное лечение, включая весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 8 и подп. 10 п. 2 ст. 17 закона N 125-ФЗ).
При проверке правильности произведённой работодателем оплаты такого отпуска инспектор будет анализировать фактическое соблюдение установленного законом N 125-ФЗ порядка, который предусматривает, что оплата указанного отпуска производится работодателем и засчитывается страховщиком в счёт уплаты страховых взносов.
Основанием для оплаты данного отпуска является копия приказа страховщика о предоставлении работнику путёвки на санаторно-курортное лечение вследствие происшедшего с ним страхового случая. Оплата указанного отпуска производится работодателем в порядке и по правилам, установленным трудовым законодательством (ст. 139 ТК РФ, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённым постановлением Правительства РФ от 24.12.07 N 922). Расходы на проезд в санаторно-курортную организацию оплачиваются с учётом требований постановления Правительства РФ от 15.05.06 N 286.
В ходе проверки будет анализироваться правильность сроков предоставления отпусков, исчисления оплаты отпусков (наличие документов, подтверждающих время нахождения в пути следования к месту лечения и обратно (заявление, копии билетов и т.п.)).
В заключение отметим, что комментируемый регламент вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. На момент подготовки номера к печати документ опубликован не был.
О. Романчук,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru