Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 09.02.2012 N 02-03-09/428
В результате внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления" (далее - Постановление N 590) с сентября 2012 года органы государственной власти вправе передавать автономным учреждениям полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (далее - переданные полномочия). Публичными обязательствами в целях Постановления N 590 являются публичные обязательства РФ перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (далее - публичные обязательства).
Полномочия по исполнению публичных обязательств передаются автономному учреждению на основании нормативного акта, в котором определяются правила исполнения публичных обязательств, учреждением, получившим такие полномочия. Данный правовой акт принимается в течение месяца со дня утверждения органу государственной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Приказ Минобрнауки РФ от 25.01.2012 N 46 "Об осуществлении федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки РФ, полномочий Министерства образования и науки РФ по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме". В соответствии с этим нормативным документом автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки (указаны в приложении к приказу), переданы полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
При исполнении переданных полномочий учреждения обязаны:
- производить выплаты пособий в соответствии с целевым назначением;
- информировать Минобрнауки до 15 октября текущего года о возможном образовании неиспользованных остатков пособий на конец текущего финансового года, а также представлять предложения по их перечислению в федеральный бюджет.
В отношении автономных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований разрабатываются аналогичные нормативные акты.
Заметим, что согласно требованиям Постановления N 590 федеральное автономное учреждение, принявшее полномочия, обязано:
- представлять в федеральный орган государственной власти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Минфином для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ получателями бюджетных средств*(1);
- отражать информацию об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств в отчете о результатах деятельности федерального автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти (государственным органом).
Финансовое обеспечение исполнения публичных обязательств
Финансирование исполнения публичных обязательств федеральными автономными учреждениями осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу государственной власти на указанные цели. Субсидия автономному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), предоставляется без учета объема выплат по исполнению переданных полномочий. Оплата денежных обязательств по исполнению переданных бюджетных полномочий осуществляется от имени федерального органа государственной власти, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных автономным учреждением, принявшим полномочия, в территориальный орган Федерального казначейства*(2). Автономным учреждениям денежные средства в качестве финансового обеспечения исполнения публичных обязательств доводятся в форме как бюджетных ассигнований, так и субсидий на иные цели. Вид финансового обеспечения расходов по исполнению публичных обязательств устанавливается нормативным актом.
Минфин в Письме от 09.02.2012 N 02-03-09/428 (далее - Письмо N 02-03-09/428) разъяснил, что учет операций по исполнению автономным учреждением переданных ему полномочий осуществляется на лицевых счетах получателя бюджетных средств, предназначенных для отражения операций по переданным полномочиям, открытых в территориальных органах Федерального казначейства по месту нахождения учреждения федеральному органу государственной власти (государственному органу) (далее - лицевой счет с кодом 14). Как показывает практика, не всегда такой счет открывается своевременно и денежные средства, необходимые для выполнения денежных обязательств, своевременно на него зачисляются. В этом случае, по мнению Минфина, за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение переданных полномочий, учреждение вправе осуществлять единовременное возмещение расходов по социальным выплатам, произведенных в январе-феврале 2012 года. Для возмещения расходов учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с оформленной в установленном порядке Заявкой на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) (далее - Заявка) соответствующие отчеты, подписанные руководителем учреждения.
Копии отчетов направляются учреждением федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему в отношении учреждения функции и полномочия учредителя. Ответственность за достоверность сведений, отраженных в отчетах, возлагается на руководителя учреждения.
Отражение операций по восстановлению расходов учреждения на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений с кодом 20 (30) (далее - лицевой счет с кодом 20 (30)) на сумму произведенных расходов по социальным выплатам с лицевого счета с кодом 21 (31), осуществляется на основании представленной учреждением в орган Федерального казначейства Заявки.
При этом Заявка не подлежит направлению в учреждение ЦБ РФ, в котором открыт счет органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40501 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации" (далее - счет N 40501).
Отражение операций по восстановлению расходов учреждения на лицевом счете с кодом 20 (30) на сумму произведенных расходов по выполнению переданных полномочий с лицевого счета с кодом 14 осуществляется на основании расчетного документа, оформленного на основании Заявки, представленной учреждением в орган Федерального казначейства для перечисления средств из федерального бюджета на счет N 40501.
В Заявке в графе "Назначение платежа (примечание)" раздела 1 "Реквизиты документа" указывается "выплаты учреждению согласно отчету о произведенных расходах от "___" ____ 2012 г."; в разделе 2 "Реквизиты документа-основания" в графе 1 указывается "отчет о произведенных расходах от "___" ____ 2012 г.", в графе 2 - дата отчета о произведенных расходах от "___" ____ 2012 г.
Бухгалтерский учет расходов по исполнению публичных обязательств
В бухгалтерском учете расходы по социальным выплатам, производимым учреждением в рамках исполнения публичных обязательств, когда финансовое обеспечение расходов осуществляется за счет сумм бюджетных ассигнований, отражаются в порядке, установленном:
- Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
- Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Бухгалтерская отчетность по использованию средств в рамках исполнения публичных обязательств составляется в соответствии с нормами Инструкции N 191н.
Если финансовое обеспечение исполнения публичных обязательств осуществляется за счет сумм субсидий на иные цели, предоставляемых автономному учреждению из бюджета, то операции по исполнению публичных обязательств в бухгалтерском учете будут отражаться с учетом следующих нормативных актов:
- Инструкции N 157н;
- Приказа Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказа Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
В приложении к Письму N 02-03-09/428 приведена корреспонденция счетов по отражению расходов, совершаемых учреждением в рамках исполнения публичных обязательств. Рассмотрим ее на конкретных примерах.
Пример 1
Решением Думы г. ХХХ от 23.12.2011 N 48 "Об установлении размера ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений" педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) выплачивается ежемесячная компенсация в размере 300 руб. Начисление и выплата ежемесячной денежной компенсации данным работникам производятся в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. В соответствии с нормами муниципального акта 1 января 2012 г. автономному учреждению были переданы полномочия по исполнению публичного обязательства в виде выплаты компенсации педагогическим работникам. Размер утвержденных автономному учреждению лимитов бюджетных обязательств на исполнение им публичных обязательств в 2012 г. - 43 200 руб.
Счет, на который должны поступать денежные средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, своевременно учреждению открыт не был. В январе 2012 г. расходы в сумме 3 200 руб. по исполнению публичных обязательств учреждение произвело за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Лицевой счет, на котором отражаются денежные средства, полученные учреждением от приносящей доход деятельности, открыт в органе Федерального казначейства. Исполнение публичных обязательств перед физическими лицами производится путем выплаты денежных средств из кассы учреждения.
В бухгалтерском учете операции по исполнению публичных обязательств будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
отражена сумма бюджетных обязательств по расходам (выплатам), принятым автономным учреждением в рамках исполнения им бюджетных обязательств, оплата которых осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, утвержденных ему на соответствующий финансовый год | 1 503 13 262 | 1 502 11 262 | 43 200 |
отражена сумма принятых автономным учреждением бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств (лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований) | 1 501 13 262 | 1 502 11 262 | 3 200 |
начислены расходы по исполнению публичных обязательств учреждением в январе 2012 года | 1 401 20 262 | 1 302 62 000* | 3 200 |
отражена сумма принятых денежных обязательств | 1 502 11 262 | 1 502 12 262 | 3 200 |
заимствованы средства для оплаты денежного обязательства (учреждением было принято решение об оплате публичного обязательства за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, с последующим их возмещением) | 1 302 62 000 |
2 302 62 000* | 3 200 3 200 |
На счетах по учету санкционирования расходов отражается заимствование денежных средств: | |||
- скорректированы сметные назначения по расходам Автономного учреждения | 2 504 11 262 | 2 506 11 262 | 3 200 |
- скорректированы сметные назначения по доходам Автономного учреждения | 2 507 11 180 | 2 504 11 180 | 3 200 |
сняты со счета денежные средства для погашения денежного обязательства через кассу учреждения | 3 200 | ||
Поступили денежные средства на погашение денежного обязательства в кассу учреждения | 3 200 | ||
выплачены денежные средства физическим лицам | 2 302 62 000 | 2 301 34 000 | 3 200 |
При поступлении бюджетных средств на исполнение публичных обязательств затраты, осуществленные учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, компенсируются | 1 304 06 830 | 1 304 05 262 | 3 200 |
Поступили на лицевой счет средства в части погашения заимствования, произведенного ранее | 3 200 | ||
На счетах по учету санкционирования расходов отражены суммы полученного финансирования | 2 508 11 180 | 2 507 11 180 | 3 200 |
* В аналитическом учете отражаются фамилия, имя, отчество получателя социальной выплаты. |
Отражение операций по исполнению публичных обязательств на счетах бухгалтерского учета, в случае если финансирование расходов по исполнению публичных обязательств осуществляется за счет иных субсидий, рассмотрим на другом примере.
Пример 2
В соответствии с нормами закона Х-й области учащиеся и студенты государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, обучающиеся по очной форме, получают ежемесячную государственную академическую стипендию в размере 450 руб. С 2012 г. исполнение публичного обязательства по выплате стипендий передано автономному учреждению. Финансовое обеспечение исполнения публичного обязательства осуществляется за счет сумм иных субсидий. Размер утвержденных на 2012 г. субсидий на иные цели - 83 000 руб. Ввиду отсутствия финансирования публичные обязательства по выплате государственной академической стипендии в январе 2012 г. были произведены за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. Сумма выплат в январе 2012 г. составила 6 900 руб.
В бухгалтерском учете операции по исполнению публичных обязательств будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства по социальным выплатам, производимым в рамках исполнения публичных обязательств за счет средств целевых субсидий | 5 506 11 262 | 5 502 11 262 | 83 000 |
Начислены (приняты к учету) денежные обязательства по социальной выплате за счет целевой субсидии | 5 401 20 262 | 5 302 62 000** | 6 900 |
На счетах по учету санкционирования расходов отражается принятие учреждением денежных обязательств | 5 502 11 262 | 5 502 12 262 | 6 900 |
Произведено заимствование средств для оплаты денежного обязательства (учреждением было принято решение об оплате публичного обязательства за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, с последующим их возмещением) | 5 302 62 000 |
2 302 62 000** | 6 900 6 900 |
На счетах по учету санкционирования расходов отражается заимствование денежных средств: | |||
- скорректированы сметные назначения по расходам Автономного учреждения | 2 504 11 262 | 2 506 11 262 | 6 900 |
- скорректированы сметные назначения по доходам Автономного учреждения | 2 507 11 180 | 2 504 11 180 | 6 900 |
-исполнены обязательства за счет средств, источником получения которых является приносящая доход деятельность: | |||
- сняты денежные средства со счета | 2 210 03 560 | 6 900 | |
- поступили денежные средства в кассу учреждения | 6 900 | ||
выплачена государственная академическая стипендия студентам | 2 302 62 000 | 6 900 | |
При поступлении сумм субсидий на исполнение публичных обязательств затраты, понесенные учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, компенсируются | 6 900 | ||
Поступили на лицевой счет средства в части погашения заимствования, произведенного ранее | 6 900 | ||
На счетах по учету санкционирования расходов отражены суммы полученного финансирования | 2 508 11 180 | 2 507 11 180 | 6 900 |
** В аналитическом учете отражаются фамилия, имя, отчество получателя социальной выплаты. |
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, март-апрель, 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Формы отчетности и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 191н).
*(2) Санкционирование кассовых выплат по исполнению федеральным автономным учреждением публичных нормативных обязательств от имени федерального органа государственной власти осуществляется в общем порядке, установленном в отношении получателей средств федерального бюджета, то есть в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"