Федеральная контрактная система: аукцион по новым правилам
Президент России в своем Послании Федеральному Собранию от 22.12.2011 среди приоритетных задач, на решении которых он намерен сконцентрироваться в ближайшее время, назвал принятие федерального закона, предусматривающего создание федеральной контрактной системы. Результаты работы законодателей в данном направлении представлены в проекте федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг"*(1) (далее - Законопроект). В статье рассмотрим особенности проведения аукциона в соответствии с новыми правилами.
Общие положения о федеральной контрактной системе
Вначале повествования о проведении электронного аукциона по новым правилам следует сказать несколько слов о новациях Законопроекта, которые касаются в том числе проведения электронного аукциона.
В соответствии с Законопроектом вся система госзакупок будет преобразована в федеральную контрактную систему. В соответствии со ст. 3 Законопроекта федеральная контрактная система - это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов:
1) прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, планирование обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах осуществляется исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, посредством разработки и реализации сводного прогноза закупок, планов закупок и планов-графиков осуществления закупок (ст. 15 Законопроекта).
В Законопроекте определены принципы федеральной контрактной системы - это открытость (прозрачность), конкуренция, профессионализм заказчика, единство системы, ответственность за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд и эффективность расходования бюджетных средств (ст. 6 Законопроекта).
Федеральная контрактная система предусматривает применение новых способов осуществления закупок:
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- запрос предложений.
Наряду с этим отменен такой способ размещения заказа, как аукцион, оставлены только электронный аукцион и закрытый аукцион.
Информационное сопровождение федеральной контрактной системы на всех этапах, в том числе при прогнозировании и планировании обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществлении закупок, исполнении контрактов и осуществлении мониторинга, контроля и аудита, реализации общественного контроля, будет осуществляться посредством создания единой информационной системы. Информация, содержащаяся в этой системе, будет размещена на официальном сайте федеральной контрактной системы (ст. 5 Законопроекта). Напомним, что в соответствии со ст. 16 Закона о госзакупках*(2) на официальном сайте публикуется информация, относящаяся только к стадии заключения контракта.
Новеллой Законопроекта является требование обоснования начальной (максимальной) цены контракта. В нем устанавливаются способы ее расчета и случаи, в которых данный метод должен применяться. Закон о госзакупках в редакции, действующей с 1 апреля 2011 года, также содержит требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта, однако он не устанавливает методы ее расчета.
В соответствии со ст. 21 Законопроекта начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом с использованием следующих методов:
- нормативный метод - расчет цены контракта на основе нормативов. Он применяется в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в том числе их предельная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;
- метод одной цены, когда берется цена единственного производителя либо производителя, обладающего исключительным правом на товар. Соответственно, метод применяется в случае, если закупаются товары, производимые одной организацией, либо в отношении которых исключительным правом обладает одна организация;
- тарифный метод - цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара;
- метод индексации - цена контракта определяется путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров, закупленных заказчиком в предыдущем (текущем) году, на уровень инфляции. Метод применяется если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предыдущем (текущем) году;
- запросный метод, который используется дополнительно к методу индексации, а также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков необходимых товаров, работ, услуг. Стоимость товаров, работ, услуг определяется на основе изучения ценовых предложений (включая структуру цены) не менее пяти организаций - поставщиков таких товаров, работ, услуг;
- проектный метод, под которым понимается расчет цены долгосрочных, дорогостоящих (стоимостью более 100 млн. руб.) и особо важных комплексных контрактов. Метод заключается в оценке обоснованности и стоимости критического пути и реализуемых в рамках контракта проектных решений в целом;
- иной обоснованный заказчиком метод, который применяется в случае невозможности использования указанных выше методов.
Правительство РФ вправе установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, а также общие подходы к порядку ее формирования. Кроме того, Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок товаров, работ, услуг предусматриваются особенности определения начальных (максимальных) цен контрактов.
Порядок проведения электронного аукциона
Как указывалось выше, в Законопроекте отсутствует такой способ размещения заказа, как аукцион. Аукцион как способ размещения заказа оставлен только в виде электронного аукциона, поскольку он показал себя как наиболее эффективная процедура размещения заказа.
Согласно п. 1 ст. 52 Законопроекта электронный аукцион - это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
В соответствии с п. 2 указанной статьи в обязательном порядке применять процедуру электронного аукциона заказчик должен, когда осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Включение товаров в указанный перечень осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупок;
2) имеется конкурентный рынок поставщиков, подрядчиков, исполнителей, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, отвечающие требованиям заказчика;
3) критерии определения победителя аукциона поддаются количественному и денежному выражению.
Заказчик также имеет право проводить электронный аукцион в случае закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечень, установленный Правительством РФ.
Порядок проведения электронного аукциона практически не изменился (ст. 61 Законопроекта). Как и раньше, он проводится в день, указанный в извещении о его проведении. Время начала проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней со дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о его проведении. Оставлено без изменения правило демпинговой цены: электронный аукцион считается несостоявшимся, если при его проведении цена контракта снижена на 25% от начальной (максимальной) цены, поскольку возникает риск неисполнения данного контракта.
При проведении электронного аукциона участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона" - от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Стоит отметить, что шаг аукциона остался прежним, хотя в Законе о госзакупках не установлена верхняя граница шага аукциона - 0,5% (ст. 37 Закона о госзакупках).
В случае если несколькими участниками аукциона была предложена одинаковая цена контракта, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее других предложений. При этом электронный аукцион считается несостоявшимся, если в течение 10 минут после начала проведения электронного аукциона ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта, предусматривающее снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта при проведении электронного аукциона
В Законопроекте четко разграничены понятия обеспечения заявок при проведении закупок и обеспечения исполнения контракта. Правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 39 Законопроекта, а правила обеспечения исполнения контракта - ст. 88 Законопроекта. При этом, в отличие от Закона о госзакупках, правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов едины, то есть в Законопроекте объединены в одну статью.
Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона
Устанавливать требование об обеспечении заявки заказчик вправе при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млн. руб. Требование об обеспечении заявки на участие в аукционе содержится и в Законе о госзакупках (п. 5 ст. 32), однако в нем нет условия о начальной (максимальной) цене контракта, то есть в соответствии с указанным законом заказчик может устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении открытого аукциона независимо от цены контракта.
В соответствии с Законопроектом размер обеспечения заявок не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) либо в случае осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства - 2% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Как видим, размер обеспечения заявки при проведении электронного аукциона не изменился по сравнению с нормами Закона о госзакупках.
Изменения коснулись способа обеспечения заявки. Законопроект рассматривает два способа обеспечения исполнения контракта:
1) внесение денежных средств;
2) предоставление безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией. Форма банковской гарантии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета (Федеральное казначейство).
Форма, размер, и условия обеспечения заявок должны быть указаны заказчиком в документации об аукционе.
Напомним, что п. 5 ст. 32 Закона о госзакупках был предусмотрен только один способ обеспечения заявки - внесение денежных средств.
К нововведениям Законопроекта относится возможность участника аукциона направить заказчику запрос о подтверждении приемлемости предлагаемого обеспечения заявки до ее представления. При этом заказчик обязан незамедлительно ответить на такой запрос.
В Законопроекте содержится закрытый перечень случаев, когда обеспечение заявок возвращается (не возвращается) участнику закупок.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 39 Законопроекта обеспечение заявок возвращается в случае:
- истечения срока действия обеспечения заявок;
- заключения контракта;
- отмены процедуры закупки;
- отзыва обеспечения заявок до истечения срока его действия, если такой отзыв допускается в соответствии с документацией об осуществлении закупки.
При этом заявки не возвращаются в случае (п. 6 ст. 39 Законопроекта):
- отказа участника процедур закупки заключить контракт;
- непредставления или представления с нарушением установленных условий до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта, в случае если такая обязанность установлена условиями документации об осуществлении закупки;
- изменения или отзыва участником процедур закупок заявки после истечения срока окончания подачи заявок.
Обеспечение исполнения контракта
Установление требования об обеспечении исполнения контракта в документации об аукционе - это право, а не обязанность заказчика, поскольку п. 1 ст. 88 Законопроекта гласит, что заказчик в документации об осуществлении закупки может, а не должен устанавливать такое требование. Однако это право становится обязанностью, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. руб.
Исполнение контракта может обеспечиваться двумя способами:
- безотзывной банковской гарантией, выданной банком или иной кредитной организацией. Форма банковской гарантии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета*(3);
- внесением денежных средств.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником самостоятельно.
Напомним, что Законом о госзакупках предусмотрено три способа обеспечения исполнения контракта. Кроме внесения денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), и безотзывной банковской гарантии, исполнение контракта в соответствии с п. 4 ст. 38 Закона о госзакупках может быть обеспечено договором поручительства. При этом выбор способа также осуществляется участником аукциона.
Правило заключения контракта в случае если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта осталось прежним: контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об аукционе.
В соответствии с Законопроектом размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении об осуществлении закупки.
Как указывалось выше, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. руб. заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения устанавливается в границах от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Подобные требования об обеспечении исполнения контракта содержатся в пп. 11 п. 3 ст. 41.6 Закона о госзакупках.
Законопроект устанавливает новое требование о распространении обеспечения контракта на гарантийный срок в случае, если контрактом предусмотрено предоставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантии качества.
Напомним, что в соответствии с Законом о госзакупках заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет 50 млн. руб. и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2 до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Обратите внимание! Если участником, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется (п. 6 ст. 88 Законопроекта). Подобное правило было установлено Законом о госзакупках для бюджетных организаций.
Общий порядок заключения контракта
В Законе о госзакупках порядок заключения контракта установлен отдельно для каждого вида закупок.
Законопроект (ст. 33) предусматривает общие правила заключения контракта при осуществлении закупок всеми предусмотренными в нем способами. Рассмотрим их.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением или приглашением принять участие в закрытых процедурах осуществления закупки и документацией об осуществлении закупки, а также заявкой (предложением) участника процедур закупок, с которым заключается такой контракт.
В контракте в обязательном порядке оговариваются условия и сроки оплаты товаров (работ, услуг), правила и сроки осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки. При заключении долгосрочных, дорогостоящих (стоимостью более 100 млн. руб.) и особо важных комплексных контрактов в состав контракта должен быть включен план-график его исполнения.
По соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может быть включено условие о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда*(4). В таком случае в контракте оговариваются виды споров, решение которых осуществляется в третейском суде, и условия участия сторон контракта в расходах, связанных с решением этих споров.
В контракт также включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренного в нем обязательства. Так, для заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в п. 3 ст. 33 Законопроекта предусмотрена ответственность в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Неустойка (штраф, пеня) для заказчика установлена в размере 1/300 действующей на день ее (его) уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта.
Размер неустойки (штрафа, пеней) для поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день ее (его, их) уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта.
Заказчик, поставщик (подрядчик, исполнитель) освобождаются от уплаты неустойки (штрафа, пеней) только в том случае, если докажут, что просрочка исполнения обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или не по их вине.
К сведению. Изменение условий контракта при его заключении и исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 87 Законопроекта (положения данной статьи будут рассмотрены в следующем номере журнала).
Согласно п. 6 ст. 33 Законопроекта контракт может быть заключен с несколькими участниками аукциона, если он проводится в целях приобретения технических средств реабилитации инвалидов, создания нескольких произведений литературы или искусства, выполнения научно-исследовательских работ, оказания услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (в частности, предоставление путевок). Условия и порядок заключения контракта с несколькими участниками процедур закупок устанавливаются заказчиком в документации об аукционе.
Для целей осуществления закупок в рамках федеральной контрактной системы предполагается создание библиотеки типовых контрактов, которая будет размещаться в единой информационной системе. Проекты таких контрактов будут разрабатываться федеральными органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
Особенности заключения контракта по результатам электронного аукциона
Правила заключения контракта по результатам электронного аукциона, установленные Законопроектом, в сравнении с Законом о госзакупках*(5) существенно не изменились.
Контракт заключается с победителем аукциона, которым признается участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям документации об аукционе (ст. 63, п. 9 ст. 62 Законопроекта).
В случае если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, контракт заключается с иным участником аукциона, заявка на участие в аукционе которого признана соответствующей требованиям документации об аукционе и который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем электронного аукциона условий. Если и данный участник электронного аукциона уклонился от заключения контракта, заказчик в зависимости от конкретных обстоятельств закупки вправе повторно провести электронный аукцион или запрос предложений, при этом заказчик вправе уточнить условия контракта.
Правила составления проекта контракта по результатам проведения электронного аукциона также не изменились. Проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, и сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в электронном аукционе такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме (п. 2 ст. 63 Законопроекта, п. 2 ст. 41.12 Закона о госзакупках).
Заказчик направляет победителю аукциона проект контракта в течение 5 дней со дня размещения на электронной площадке протокола по результатам рассмотрения вторых частей заявок. Проект контракта направляется участнику аукциона на первоначальном этапе без подписи заказчика.
В течение 5 дней со дня получения проекта контракта участник электронного аукциона направляет заказчику подписанный проект контракта, а также подписанный документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком было установлено такое требование. Участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если он не направил заказчику подписанный проект контракта, а также подписанный документ об обеспечении исполнения контракта в указанный выше срок.
Заказчик в течение 3 дней со дня получения проекта контракта и документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных лицом, имеющим право действовать от имени участника электронного аукциона, обязан подписать контракт и направить его участнику электронного аукциона.
С момента направления участнику электронного аукциона подписанного заказчиком контракта такой контракт считается заключенным.
Обратите внимание! Заключение контракта в соответствии с Законопроектом, так же как и в соответствии с Законом о госзакупках, возможно только после предоставления участником аукциона обеспечения исполнения контракта в случае, если заказчиком было установлено такое требование (п. 9 ст. 63 Законопроекта, п. 6 ст. 41.12 Закона о госзакупках).
Исполнение контракта
Особенностью Законопроекта является наличие в нем комплекса мер, которые должны быть реализованы после заключения контракта и которые направлены на обеспечение исполнения контракта. Данный комплекс мер должен быть реализован не только после заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, но и по результатам проведения всех видов закупок (ст. 86 Законопроекта). Функции по исполнению контракта Законопроект возлагает на контрактную службу заказчика. Ее создание - это новация Законопроекта. Контрактная служба является самостоятельным структурным подразделением заказчика (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется руководителем (начальником), назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), утвержденным в установленном порядке и разработанным на основании типового положения (регламента), утвержденного уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти (ст. 36 Законопроекта).
Итак, в обязанности контрактной службы заказчика по обеспечению мер по исполнению контракта входит (ст. 86 Законопроекта):
- взаимодействие с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) по вопросам исполнения контракта;
- проведение экспертизы результатов контракта, представленных поставщиком (его отдельных этапов);
- контроль за исполнением заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров;
- представление заказчику предложения по изменению, расторжению контракта в соответствии со ст. 87 Законопроекта, применению мер ответственности, предусмотренных контрактом;
- подготовка отчетов по результатам исполнения контракта.
Однако процесс исполнения контракта включает в себя не только работу контрактной службы заказчика - определенные обязанности по исполнению контракта возлагаются и на поставщика. Так, на основании п. 2 ст. 86 Законопроекта в обязанности поставщика входит своевременное представление результатов исполнения контракта и информирование заказчика о ходе исполнения контракта, в том числе о сложностях, возникающих при таком исполнении.
Как указывалось выше, в обязанности контрактной службы заказчика входит проведение экспертизы представленных результатов исполнения контракта на предмет их соответствия условиям контракта. К проведению экспертизы могут привлекаться независимые эксперты, экспертные организации. Проведение экспертизы обязательно только в случае закупки товаров (работ, услуг) у единственного источника. При этом Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертизы результатов контракта.
Приемка результатов контракта (его отдельных этапов) может осуществляться приемочной комиссией, созданной в рамках контрактной службы по решению заказчика. Она должна состоять не менее чем из 5 членов, председателем комиссии является руководитель контрактной службы заказчика или уполномоченный им по согласованию с заказчиком работник контрактной службы.
Приемка результатов контракта (его отдельных этапов) осуществляется в соответствии с условиями контракта и оформляется документом о приемке или иным документом, определенным бюджетным законодательством РФ. В случае отказа в приемке результатов заказчик направляет поставщику письменный мотивированный отказ от подписания такого документа. Причиной отказа может служить несоответствие представленных результатов (поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) условиям контракта, за исключением несущественного отклонения результатов контракта от его требований, которые были устранены исполнителем контракта.
Отчет о результатах исполнения контракта размещается в единой информационной системе. В нем должны содержаться сведения:
- об исполнении контракта: о достигнутых результатах, в том числе об их соответствии плану-графику, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
- о ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных нарушений или о неисполнении контракта и о санкциях, которые были применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
- об изменении контракта в ходе его исполнения (при наличии).
К отчету прилагаются заключения независимых экспертов, экспертных организаций (если проводилась экспертиза), а также документ о приемке или иной документ, определенный бюджетным законодательством РФ.
Дата подписания документа о приемке или иного документа, определенного бюджетным законодательством РФ, является датой возникновения у заказчика обязательства оплатить поставленные товары в предусмотренные контрактом сроки.
Обратите внимание! Одной из новаций Законопроекта является ведение реестра недобросовестных заказчиков, которое осуществляется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Правительством РФ. При этом порядок включения заказчиков, должностных лиц заказчика в реестр недобросовестных заказчиков, а также их исключения из реестра устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти по согласованию с Советом по федеральной контрактной системе и органом, уполномоченным на осуществление аудита в федеральной контрактной системе (п. 13 ст. 94 Законопроекта).
Изменение и расторжение контракта
В отдельную статью в Законопроекте выделены правила изменения и расторжения контракта, заключенного по результатам проведения закупок (ст. 87).
Контракт считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения контракта не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
При этом информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в одностороннем порядке, направляется в реестр недобросовестных поставщиков.
Сведения об изменении и расторжении контрактов размещаются в единой информационной системе.
Изменение контракта
Изменение контракта возможно по соглашению сторон в том случае, если это было предусмотрено в документации об осуществлении закупки и в проекте контракта.
В Законопроекте оставлено без изменения правило, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть отражены в единой информационной системе. Подобное положение предусмотрено п. 6.7 ст. 9 Закона о госзакупках.
Другим вариантом изменения условий контракта названо снижение цены контракта. Оно возможно без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Законом о госзакупках также установлена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения количества товаров, работ, услуг и иных условий исполнения контракта (п. 4.1 ст. 9 данного закона).
Законопроект также допускает изменение условий контракта в форме изменения объема всех предусмотренных контрактом работ, но не более чем на 10%. Инициатором изменений должен выступать заказчик. Изменения возможны в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на 10% такой цены. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о госзакупках при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 6-6.7 ст. 9 Закона о госзакупках. На основании п. 6 ст. 9 данного закона заказчик по согласованию с исполнителем в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, также может изменить объем работ не более чем на 10% при условии изменения потребности в них. При этом перечень работ, услуг, по которым можно изменить объем работ, был закрытым: НИОКР, аварийно-спасательные работы, реставрационные работы объектов культурного наследия, музейных предметов, коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, оказание медицинских, аудиторских услуг.
В соответствии с Законопроектом изменение условий контракта возможно при подготовке проекта закона (решения) о бюджете или о внесении изменений в него по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования.
По решению Правительства РФ изменения вносятся в контракты, заключенные на срок не менее 3 лет в целях осуществления бюджетных инвестиций, реализации государственного оборонного заказа. Если цена такого контракта составляет не менее 10 млрд. руб., то его изменение возможно при условии внесения изменений не ранее чем через 3 года со дня его заключения. Напомним, в Законе о госзакупках содержится подобная возможность изменения по решению Правительства РФ цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года, если его цена составляет 10 млрд. руб. и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ (п. 6.2 ст. 9 Закона о госзакупках).
По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в рамках новой контрактной системы изменения вносятся в контракты, заключенные на срок не менее 3 лет в тех же целях. Если цена контракта составляет не менее 5 млрд. руб., изменения вносятся не ранее чем через 3 года со дня его заключения.
По решению местной администрации муниципального образования изменения вносятся в контракты, заключенные на срок не менее 1 года. Если цена контракта составляет не менее 1 млрд. руб., изменения вносятся не ранее 1 года со дня их заключения.
Невозможность по не зависящим от заказчика и поставщика причинам исполнить контракт также является основанием изменения его условий. Такой причиной может стать введение новых технических требований к продукции и (или) процессам ее производства. Порядок изменения условий контракта по данному основанию устанавливается Правительством РФ. Срок действия контракта должен быть не менее 2 лет, а его цена должна превышать 1 млрд. руб. При этом изменение цены контракта не допускается.
Законопроектом также предусмотрена возможность изменения контракта в случае изменения регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги. При этом снято ограничение, установленное Законом о госзакупках, что такое изменение возможно только при заключении контракта с единственным поставщиком на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 6.4 ст. 9 и п. 1, 2 ст. 55 Закона о госзакупках).
Расторжение контракта
Законопроектом расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Такое же правило закреплено в п. 8 ст. 9 Закона о госзакупках. Однако Законопроект, в отличие от Закона о госзакупках, рассматривает возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.
Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке возможно в случае, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупки и контрактом. Основанием служит мотивированное решение контрактной службы заказчика о расторжении договора. По контракту на поставку товаров расторжение контракта возможно в следующих случаях:
- поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;
- поставка некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
- неоднократное (два и более) или существенное (более 30 дней) нарушение сроков поставки товаров, указанных в контракте.
По контракту на выполнение работ (оказание услуг) расторжение договора допускается в случаях:
- если подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет работу (оказывает услугу) таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
- если во время выполнения работы (оказания услуги) нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- неоднократного (два и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков выполнения работ, указанных в контракте.
Решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке размещается в единой информационной системе и вступает в силу через 20 дней после даты его опубликования. Если в течение указанного срока в контрольный орган заказчика поступает жалоба на такое решение заказчика, то указанный орган по результатам всестороннего рассмотрения жалобы и отзыва заказчика признает жалобу обоснованной (необоснованной) либо откладывает решение при необходимости исследования документов, но не более чем на 45 дней. После вступления решения в силу заказчик направляет уведомление поставщику об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик обязан также в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует предусмотренным в документации об осуществлении закупки требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о дополнительных требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки.
При расторжении контракта в одностороннем порядке заказчик вправе потребовать от поставщика возмещения причиненных убытков.
Обратите внимание! В соответствии с Законопроектом контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке не только заказчиком, но и поставщиком, если это было предусмотрено документацией и контрактом, в случае неоднократного нарушения заказчиком сроков оплаты товаров, работ, услуг (п. 11 ст. 87 Законопроекта).
Л. Салина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, 4, март, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Проект Федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" на момент написания статьи официально опубликован не был (подготовлен Минэкономразвития для представления в Правительство РФ и размещен на официальном сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru)).
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 таким органом является Федеральное казначейство.
*(4) Порядок образования и деятельности третейского суда регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"