Как льготники заполняют 4-ФСС?
Компании, которые применяют УСН и занимаются льготными видами деятельности, не должны перечислять взносы в ФСС России и ФФОМС. Но при этом право на возмещение пособия за счет средств фонда у них остается. Для получения такого возмещения необходимо представить форму N 4-ФСС.
Компании на "упрощенке", подпадающие под пониженный тариф страховых взносов, уплачивают всю их сумму в ПФР. В 2012 году они не перечисляют взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Несмотря на отсутствие перечислений в ФСС России, фирмы могут выплачивать пособия за счет средств фонда.
Возмещение пособий
Порядок расходования средств обязательного социального страхования компаниями, которые применяют пониженный тариф страховых взносов (0%), отличается от порядка, применяемого организациями, которые начисляют страховые взносы по тарифу 2,9 процента.
Компании, начисляющие страховые взносы по тарифу 2,9 процента, расходы производят в счет начисленных страховых взносов. А в случае недостаточности средств обращаются в ФСС России за необходимыми средствами. Следовательно, фирмы, которые применяют пониженный тариф, могут не иметь начислений в соцстрах. В ФСС России нам сообщили, что таким компаниям рекомендуют при наступлении страхового случая, не дожидаясь отчетного периода, обратиться в фонд по месту регистрации за получением необходимых средств.
Для этого нужно представить документы в отделение ФСС России, которое будет принимать решение о выделении средств на выплату страхового обеспечения*(1). Согласно перечню компании нужно представить следующие документы.
1. Письменное заявление страхователя, которое должно содержать:
- наименование и адрес страхователя - юридического лица либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства страхователя - физического лица;
- регистрационный номер страхователя;
- указание суммы средств, необходимых на выплату страхового обеспечения.
2. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма N 4-ФСС). В данной ситуации форма N 4-ФСС представляется не как отчет, а как расчетный документ, подтверждающий начисление расходов. Отметим, что представление этой формы именно как отчета за компанией сохраняется. Ближайший расчет следует представить за I квартал 2012 года не позднее 15 апреля.
3. Копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Заполняем 4-ФСС для обращения за средствами
Как нам пояснили в ФСС России, при обращении за выделением средств в форме N 4-ФСС следует заполнять:
- таблицу 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов";
- таблицу 2 "Расходы" (по видам пособий).
Итоговую сумму по таблице 2 переносят в строку 15 "Расходы на цели обязательного социального страхования" таблицы 1.
Поскольку льготные "упрощенцы" не уплачивают взносы, в таблице 1 по строке 2 "Начислено страховых взносов" ставят прочерк (тариф 0%). По строке 18 "Всего" указывают ту же сумму, что и по строке 15 "Расходы на цели обязательного социального страхования". По строке 9 "Задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода" вписывают сумму расходов.
Территориальный орган фонда выделяет компании средства на выплату страхового обеспечения в течение десяти календарных дней с даты представления всех необходимых документов. Одновременно при рассмотрении обращения фирмы о выделении необходимых средств фонд проводит проверку этих документов. Если проверка прошла успешно, фонд выделит средства и перечислит их на банковский счет компании.
Заполняя отчетную форму N 4-ФСС, фирма указывает сумму, полученную от фонда, по строке 6 "Получено от территориального органа Фонда на банковский счет в возмещение произведенных расходов" таблицы 1, при этом задолженность по строке 9 будет отсутствовать. Все предыдущие расходные показатели в форме сохраняются.
Конечно, организация может сначала выплатить работникам пособия, а затем обратиться в фонд за средствами, но если бухгалтер допустил ошибку при расчете, например по больничному листу, и выплатил больше, чем положено, фонд эту сумму не возместит. Если фирма заранее не обращалась за возмещением пособий в ФСС России, то все необходимые документы представляются вместе с отчетом.
Пример
Компания находится на УСН. Основной вид деятельности - производство пищевых продуктов - позволяет применять пониженные тарифы страховых взносов в 2012 г. Среднесписочная численность работников за отчетный период составила 27 человек. Сотрудников, занятых на вредном, опасном производстве, в компании нет. Фирма заранее не обращалась за выделением средств для пособий. Все документы были поданы вместе с отчетностью по форме N 4-ФСС за I квартал 2012 г. 13 апреля. Задолженности за страхователем и за фондом на начало расчетного периода не было, поэтому в строках 1, 12-14 будут стоять прочерки. Поскольку компания не уплачивает взносы в ФСС России, в строке 2 "Начислено страховых взносов" ставят прочерк. Всего в I квартале фирма понесла расходы на цели обязательного социального страхования в сумме 180 327,35 руб., из них:
- январь - 75 123,77 руб.;
- февраль - 35 458,31 руб.;
- март - 69 745,27 руб.
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Расчеты по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
С. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству
Статья подготовлена при участии специалиста ФСС России
"Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.