Предоставление информации отдельными категориями лиц на рынке ценных бумаг
Вступивший в силу с 7 апреля 2011 г. Федеральный закон N 264-ФЗ внес существенные изменения в ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Теперь она регулирует не только раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, прежде всего акционерными обществами, в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, но и предоставление информации некоторыми категориями лиц, имеющими отношение к таким эмитентам.
Этих лиц условно можно объединить в четыре группы:
участники (акционеры) эмитента, владеющие 5% или более его голосующих акций (долей);
лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;
организации, подконтрольные эмитенту. Здесь необходимо отметить, что подконтрольная организация - это юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
При этом можно выделить следующие признаки, позволяющие признать физическое или юридическое лицо контролирующим лицом. Такое лицо вправе: прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации; назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Причем реализовывать указанные права контролирующее лицо может как в силу непосредственного участия в подконтрольной организации, так и на основании договоров доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями подконтрольной организации. Именно с этих позиций следует подходить к пониманию терминов "подконтрольное лицо" и "контролирующее лицо", используемых в рамках данной статьи;
лица, получившие полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента.
Закон "О рынке ценных бумаг" (п. 19-22) обязывает перечисленных выше лиц предоставлять определенную его нормами информацию эмитентам, а также в ФСФР России (в частности, эмитентам она нужна для раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах). Такая обязанность никак не связана с наличием у самого лица обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Информацию предоставляют все лица, имеющие отношение к эмитентам, раскрывающим информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, при условии, что они входят в одну из названных выше групп лиц. Требование по предоставлению информации исполняется ими путем направления эмитентам и в ФСФР России уведомлений.
Конкретные требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений установлены Положением, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н.
Уведомление о контролирующих лицах участника (акционера) эмитента
Такое уведомление направляют акционер (участник) эмитента, владеющий 5% или более его акций (долей). В него включается информация о лице (появлении лица), которое контролирует такого акционера (участника), либо о его отсутствии (прекращении оснований такого контроля).
Упомянутый документ предусматривает следующие сроки направления такого уведомления:
в случае появления у акционера (участника), владеющего 5% или более акций (долей) эмитента, контролирующего лица или прекращения оснований контроля - в срок не позднее 10 дней с даты, когда акционер (участник) узнал или должен был узнать о таком факте;
в случае наличия у лица, которое приобретает (получает во владение) 5% или более голосующих акций (долей) эмитента, контролирующего лица - в срок не позднее 10 дней с даты, когда оно узнало или должно было узнать о приобретении им соответствующего количества акций (долей) эмитента;
в случае приобретения 5% или более голосующих акций (долей) эмитента в результате размещения дополнительных акций эмитента - в срок не позднее 10 дней с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций эмитента.
Уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента
Это уведомление направляют лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента. Оно включает информацию о получении такими лицами или прекращении у них соответствующего права.
Данные лица направляют уведомление в случае, если количество принадлежащих или контролируемых ими голосов составляет 5% либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.
Это уведомление направляется в срок не позднее 10 дней с даты, когда лицо (акционер) узнало или должно было узнать:
о получении им права распоряжаться определенным количеством голосов эмитента, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляет 5% либо стало больше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;
о прекращении у него права распоряжаться определенным количеством голосов эмитента, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляло 5% либо стало больше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.
Если право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции эмитента, было получено (прекращено) в результате размещения эмитентом дополнительных акций, уведомление направляется в срок не позднее 10 дней с даты, когда лицо, их приобретшее, узнало или должно было узнать о государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска). Отметим, что ФСФР России (РО ФСФР России) публикуют подобные сведения для всеобщего ознакомления на своих сайтах в Интернете.
Уведомление о приобретении (отчуждении) подконтрольной эмитенту организацией голосующих акций (долей) эмитента
Данное уведомление направляют организации, подконтрольные эмитенту, т.е. его дочерние или зависимые общества. В него включается информация о приобретении (об отчуждении) ими голосующих акций (долей) эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента.
Такое уведомление направляется не позднее 10 дней с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о приобретении (отчуждении) голосующих акций (долей) эмитента, контролирующего его, или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций такого эмитента*(1).
Уведомление о получении полномочий для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента
Рассматриваемое уведомление направляет лицо, получившее полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента.
В данном случае речь идет о крупном акционере, владеющим самостоятельно или совместно с иными акционерами 10% и более голосующих акций акционерного общества. Дело в том, что такой акционер вправе самостоятельно организовать проведение внеочередного общего собрания акционеров только на основании соответствующего решения суда.
Уведомление направляется в течение одного дня, с даты, когда лицо, получившее полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента, узнало или должно было узнать о вступлении в законную силу решения арбитражного суда о понуждении эмитента провести внеочередное общее собрание акционеров. В связи с тем что акционер сам является заинтересованным лицом, скорее всего, такой датой станет 10 день после принятия соответствующего судебного решения, поскольку именно такой срок установлен для вступления подобного решения в силу. Отметим, что арбитражные суды также обязаны публиковать информацию о рассмотренных ими исках и принятых решениях на своих сайтах.
Форма и содержание уведомления
По своему содержанию и форме уведомления должны соответствовать Приложениям 1-4 к Положению, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н (согласно предложенной нумерации). Их анализ показал, что каких-либо затруднений с заполнением форм уведомлений в принципе возникнуть не должно. Поэтому подробно этот вопрос в рамках данной статьи рассматривать не будем, отметим лишь, что в уведомления должны быть включены только те сведения, которые известны или должны быть известны лицу, от имени которого направляется такой документ.
Порядок направления уведомлений
Куда, как и в каком порядке должны направляться рассмотренные в этой статье уведомления?
Как было отмечено выше, уведомления должны направляться в два адреса - эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Если с эмитентом все понятно, то со вторым адресатом, по мнению автора, могут возникнуть некоторые вопросы.
Дело в том, что сегодня, как известно, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). При этом ФСФР России действует как самостоятельно, так и через свои территориальные органы - региональные отделения ФСФР России (РО ФСФР России). Всего в Российской Федерации таких территориальных органов создано 13. Их перечень с указанием территорий деятельности представлен на официальном сайте ФСФР России в Интернете по адресу: http://www.ffms.ru/ru/about/structure/local_govenment/.
Здесь может возникнуть вопрос: куда направлять уведомление - в ФСФР России или же в одно из РО ФСФР России?
Исходя из сложившейся практики разделения полномочий между ФСФР России и РО ФСФР России (регистрация выпусков ценных бумаг, контроль за приобретением крупных пакетов акций ОАО и др.), рекомендация может быть следующей: уведомления, касающиеся эмитентов федеральной группы и кредитных организаций, направляются в ФСФР России, а уведомления в отношении иных эмитентов - в то РО ФСФР России, на территории которого находится компания.
Положение, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н, определяет несколько вариантов направления уведомлений.
Первый из них самый традиционный - направление уведомления на бумажном носителе.
Достаточно традиционны и требования к его оформлению:
если документ насчитывает более одного листа, его необходимо прошить и пронумеровать;
если документ направляется юридическим лицом, бумажный носитель уведомления скрепляется печатью такого юридического лица на прошивке и заверяется подписью уполномоченного лица такого юридического лица;
если документ направляется физическим лицом, в том числе являющимся представителем соответствующего лица, каждая страница бумажного носителя подписывается таким физическим лицом.
Важно отметить, что в случае, если от имени соответствующего лица уведомление направляется его уполномоченным представителем, вместе с ним направляется также и доверенность (копия доверенности, заверенная в установленном порядке) или иной документ (копия документа, заверенная в установленном порядке), на котором основываются полномочия представителя.
Как и в других ситуациях, когда какие-либо документы направляются в ФСФР России или РО ФСФР России на бумажном носителе, например, в рамках процедуры эмиссии ценных бумаг, в нашем случае текст уведомления также одновременно должен быть направлен и на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям ФСФР России.
Вроде бы все понятно. Проблема - только в том, что сегодня такие требования к рассматриваемым уведомлениям на электронном носителе не установлены. Выход из этой ситуации представляется таким. В качестве электронного носителя следует использовать дискету 3,5" DOS-формата либо компакт-диск (Compact Disk, CD-R или CD-RW). Здесь используем аналогию с приказом ФСФР России от 18 июня 2009 г. N 09-23/пз-н, устанавливающим требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Использовать формат, предписываемый названным нормативным правовым актом, для файла, содержащего текст уведомления, - не получится. Это связано с тем, что эмитенты ценных бумаг должны представлять файлы, содержащие тексты документов, в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение ".smc" или же в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение ".xml". При этом для заполнения электронных документов должны использоваться программные продукты, разработанные и распространяемые на бесплатной основе ФСФР России, - это Программа-анкета эмитентов ФСФР России и Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России. Аналогичного продукта для подготовки уведомлений, о которых говорится в этой статье, как и для ряда других документов (тестов добровольного и обязательного предложения и др.), сегодня не разработано. Поэтому для подготовки файлов, содержащих тексты уведомлений, пока можно использовать, например, стандартные программы Microsoft WORD или EXEL. Соответствующими должны быть и расширения файлов, записанных на электронные носители. Например, для файлов, подготовленных с использованием программы Microsoft WORD, расширение должно быть ".doc", а предпочтительнее ".rtf".
Другой вариант направления уведомлений также не нов, хотя и не столь традиционен, как первый, особенно для эмитентов, не относящихся к федеральной группе. Тексты уведомлений могут быть направлены и эмитенту, и ФСФР России (РО ФСФР России) в форме электронного документа. Такой документ должен быть подписан электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи.
Порядок взаимодействия лиц, направляющих тексты уведомлений в форме электронного документа, с эмитентом определяется условиями заключаемого между ними договора об использовании электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Общие принципы организации информационного обмена электронными документами с электронной цифровой подписью с ФСФР России определяет Порядок, утв. приказом ФСФР России от 25 марта 2010 г. N 10-21/пз-н.
Следует отметить, что при использовании данного варианта направления текста уведомления направление уведомления на бумажном носителе и текста уведомления на электронном носителе не требуется.
И наконец, третий вариант - направление уведомления в электронном виде через одного из распространителей информации на рынке ценных бумаг - информационное агентство, которое в установленном порядке уполномочено на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
Сегодня таких информационных агентств пять. Их перечень представлен на официальном сайте ФСФР России в Интернете по адресу: http://www.ffms.ru/ru/contributors/financialmarket/emitters/inf_open/.
Порядок взаимодействия с распространителем информации на рынке ценных бумаг определяется договором, заключенным между ним и лицом, направляющим уведомление. Как и в предыдущем варианте, при направлении уведомления в электронном виде через распространителя информации на рынке ценных бумаг необходимость направления уведомления на бумажном носителе и текста уведомления на электронном носителе отпадает.
Особые требования Приказа N 11-44/пз-н
Важно иметь в виду, что обязанность по направлению соответствующих уведомлений (кроме уведомления о праве проведения внеочередного общего собрания акционеров) возникает у лиц, рассматриваемых в рамках данной статьи, не только в порядке, указанном выше, т.е. в зависимости от появления оснований для направления уведомлений, но и единовременно.
Дело в том, что п. 2 текста Приказа России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н обязывает этих лиц разово направить соответствующие уведомления вне связи с наступлением каких-либо событий в срок не позднее 90 дней с даты вступления Приказа в силу.
Таким образом, к этой дате:
участники (акционеры) эмитента, владеющие 5% или более его голосующих акций (долей), должны направить уведомление о лицах контролирующих их;
лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, - уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента;
организации, подконтрольные эмитенту, - уведомление о приобретении (отчуждении) подконтрольной эмитенту организацией голосующих акций (долей) эмитента.
Ответственность за нарушение требований ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" (в рассматриваемой части) и Положения, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н, в части представления уведомлений в ФСФР России (РО ФСФР России)
Как следует из ст. 19.7.3 КоАП РФ [1], непредставление информации в ФСФР России (РО ФСФР России), в том числе уведомлений, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, признаются административными правонарушениями.
Соответственно за их совершение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет:
для граждан - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
для должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Поэтому всем акционерам, а также подконтрольным лицам во избежание проблем с регулятором необходимо стремиться строго соблюдать все новые требования по представлению уведомлений как эмитенту, так и ФСФР России (РО ФСФР России). Очевидно, для этого надо четко отслеживать факт и момент появления того или иного основания для их направления.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аннотация
Закон N 264-ФЗ, вступивший в силу с 7 апреля 2011 г., внес достаточно существенные изменения в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг". Теперь она регулирует не только раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, прежде всего акционерными обществами, в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, но и предоставление информации некоторыми категориями лиц, имеющими отношение к таким эмитентам. Требование по предоставлению информации исполняется ими путем направления эмитентам и в ФСФР России уведомлений. Конкретные требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений установлены Положением, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н. В данной статье рассмотрены основные нормы этого нормативного правового акта ФСФР России.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела по организации взаимодействия
с субъектами Российской Федерации
Регионального отделения Федеральной службы
по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе
(РО ФСФР России в ЮЗР),
доцент кафедры государственного управления
и финансов ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК" (г. Орел),
кандидат экономических наук, доцент,
специалист по корпоративному управлению
"Право и экономика", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Уведомление не направляется лицом, если оно является брокером и (или) доверительным управляющим и совершило сделку от своего имени, но за счет клиента, не являющегося эмитентом и (или) подконтрольной ему организацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предоставление информации отдельными категориями лиц на рынке ценных бумаг
Автор
Д.А. Вавулин - начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), доцент кафедры государственного управления и финансов ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК" (г. Орел). Кандидат экономических наук, доцент. Специалист по корпоративному управлению.
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Автор ряда научных статей.
"Право и экономика", 2012, N 3