Об упрощении процедур валютного контроля
Федеральным законом от 06.12.2011 N 406-ФЗ, вступающим в силу 05.06.2012, внесены изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), направленные на упрощение процедур такого контроля.
О выплате заработка гражданину РФ - нерезиденту
Когда сотрудники российской компании работают за границей, для организации зачастую удобнее выплачивать им заработную плату в иностранной валюте. Правомерны ли такие действия с точки зрения российского законодателя? Начнем с норм трудового права, а потом выясним, в каком случае в описанной ситуации может быть нарушено валютное законодательство.
Как известно, трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработка производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). На основании этого Роструд настаивает: выплата заработной платы на территории РФ в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена. Поэтому в трудовых договорах с работниками заработная плата должна быть установлена в рублях (письма от 24.06.2009 N 1810-6-1, от 28.07.2008 N 1729-6-0). Установление в трудовых договорах заработной платы в рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте, по мнению Роструда, не в полной мере соответствует трудовому законодательству, а в определенных условиях ущемляет права работников. Поэтому установление в трудовых договорах размера должностного оклада в иностранной валюте можно расценивать как нарушение трудового законодательства (Письмо от 10.10.2006 N 1688-6-1). В другом письме (от 31.10.2008 N 5919-ТЗ) отмечено: Трудовой кодекс не содержит положений, прямо запрещающих установление заработной платы в иностранной валюте. Однако устанавливая в трудовом договоре размер оплаты труда в иностранной валюте, выплачивать заработок работодатель должен все-таки в рублях. Изменение курса рубля по отношению к иностранной валюте может привести к ухудшению условий оплаты труда работника.
Нарушение законодательства о труде - административно наказуемое деяние, ответственность за которое установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 1 000 до 5 000 руб., юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб. В отношении должностных и юридических лиц штраф может быть заменен на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное*(1) правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до трех лет.
Помимо этого, выплата российской организацией заработка в иностранной валюте сотрудникам-резидентам является нарушением валютного законодательства. Это связано с тем, что валютные операции между резидентами запрещены, а перечисление заработной платы в иностранной валюте - валютная операция. Поясним подробнее.
Согласно пп. "а" п. 9 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа. Валютные ценности - это иностранная валюта и внешние ценные бумаги. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, перечисленных в этом пункте. Операции, связанные с перечислением иностранной валюты в качестве оплаты труда, в список не включены.
В соответствии с п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций (например, запрещенных валютным законодательством РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В то же время выплата российской компанией нерезидентам заработка в иностранной валюте не относится к незаконным валютным операциям. Объясним.
В соответствии с пп. "б" пп. 9 п. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента (либо наоборот) валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях является валютной операцией. Валютой РФ признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ). Следовательно, выдача российской компанией заработной платы сотрудникам-нерезидентам в любой валюте (иностранной или валюте РФ) является валютной операцией. При этом согласно ст. 6 Федерального закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7 (действовала до 01.07.2006), 8 (действовала до 01.01.2007), 11 указанного закона. В статье 11 речь идет о внутреннем валютном рынке РФ.
А теперь самый главный вопрос: кто из граждан РФ признается нерезидентом? Физические лица считаются нерезидентами, если не являются резидентами по пп. "а" и "б" п. 6 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ. В настоящее время согласно пп. "а" физические лица признаются резидентами, если являются гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признанных постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. С 05.06.2012 граждане РФ будут признаваться нерезидентами, если они:
- постоянно проживают в иностранном государстве не менее года, в том числе имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство;
- временно пребывают в иностранном государстве не менее года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее года.
Таким образом, по сути, круг граждан РФ, относящихся к категории физических лиц - нерезидентов, расширен, и отныне выплата заработка и иные выплаты в иностранной валюте таким лицам - законная валютная операция.
Обратите внимание: перечень документов, запрашиваемых агентами валютного контроля, дополнен документами, необходимыми для подтверждения статуса физического лица - нерезидента. В пункте 4 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ приведен список документов, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, которые в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов. В этот список включены документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в пп. "а" пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ (новый пп. 14).
Репатриация иностранной валюты и валюты РФ
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности должны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Невыполнение резидентом данной обязанности чревато для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц штрафом, размер которого составляет 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действовавшей в период просрочки) от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ);
- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Невыполнение данного требования грозит все тем же лицам штрафом в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ (п. 5 ст. 15.25).
При этом теперь резиденты должны будут представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках (новый п. 1.1 обозначенной статьи):
- получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ за исполнение обязательств по передаче нерезидентам товаров (работ, услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности;
- исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Порядок предоставления резидентами уполномоченным банкам указанной информации должен установить ЦБ РФ.
Представленная поправка, среди прочего, направлена на освобождение резидента от обязанности переоформлять паспорт сделки в том случае, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились условия по срокам, указанные в паспорте сделки.
Обратите внимание: уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля наделены новой обязанностью (п. 9.1 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ). Если они обладают информацией о нарушении юридическим лицом - резидентом требований ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ, они обязаны передать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к указанному лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения. Передача производится в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.
О паспорте сделки
Перечень сведений, подлежащих указанию в паспорте сделки, теперь закреплен на федеральном уровне. В соответствии с обновленной ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки должны быть указаны:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Перечисленные сведения, за исключением п. 1 и 4, отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.
Важным новшеством является то, что уполномоченные банки будут обязаны оформленные паспорта сделок в электронном виде передавать органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном ЦБ РФ (п. 6 ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ). Срок передачи - не более трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.
Об однократном представлении документов
На основании нового абзаца, включенного в п. 5 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ, одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу и агенту валютного контроля, их территориальным подразделениям, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в этих документах. Данное правило не срабатывает только в случае утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. Если же сведения, указанные в таких документах, изменяются, резидент (нерезидент) обязан сообщить об этом соответствующему органу, представив необходимые документы, подтверждающие изменения.
Помимо изложенного, в указанном абзаце уточнено: для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. Составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется (если иное не предусмотрено законодательством РФ). В то же время общий подход - агенты (это касается и органов) валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, - сохранился.
* * *
Хотя Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ и называется "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля", не все поправки направлены исключительно на упрощение этих процедур. Так, для резидентов новой обязанностью является представление в уполномоченный банк информации об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов денежных средств. Есть хорошая новость: расширен список граждан РФ - нерезидентов. Теперь перечисление им заработной платы в иностранной валюте не будет нарушением валютного законодательства (незаконной валютной операцией), хотя данная операция и спорна с позиции трудового права.
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Такое же, а не любое нарушение законодательства о труде (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"