Расчет детских пособий в 2012 году. Что следует знать бухгалтеру?
Государственные (муниципальные) учреждения являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих в таких учреждениях по трудовым договорам. Поэтому одной из их обязанностей является выплата своим работникам определенных видов пособий при наступлении случаев, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К таким пособиям следует отнести и государственные пособия гражданам, имеющим детей. В статье приведены ответы на вопросы, возникающие при начислении детских пособий в 2012 году.
Порядок расчета и выплаты государственных пособий, связанных с материнством и детством, за счет средств ФСС регулируется:
- Федеральным законом N 81-ФЗ*(1);
- Федеральным законом N 255-ФЗ*(2);
- Постановлением Правительства РФ N 375, Положением N 375*(3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 81-ФЗ лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, имеют право на выплату следующих пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Выделим основные моменты, на которые бухгалтеру следует обратить внимание при исчислении пособий в 2012 году.
Увеличение размеров детских пособий на коэффициент индексации, установленный на 2012 год
Во-первых, в силу ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ перечисленные выше пособия подлежат индексации в размерах и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" коэффициент индексации детских пособий в 2012 году утвержден в размере 1,06.
Таким образом, с 1 января 2012 года необходимо индексировать пособия, размер которых установлен на 1 января 2011 года, с учетом коэффициента 1,065. Например, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, на 1 января 2011 года составляло (с учетом коэффициента 1,065) 438,87 руб. На 1 января 2012 года с применением коэффициента 1,06 размер данного пособия будет равен 465,2 руб. Единовременное пособие при рождении ребенка на 1 января 2011 года составляло 11 703,13 руб. Соответственно, на 1 января 2012 года с применением коэффициента 1,06 размер данного пособия будет равен 12 405,32 руб.
Обратите внимание! Индексация размера единовременного пособия при рождении ребенка на коэффициент 1,06 применяется только в случае рождения ребенка 1 января 2012 года и позднее (Письмо ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244).
Не следует забывать, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий, если они не включены в состав заработной платы (ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ).
Пример 1
В бюджетное учреждение 16 января 2012 г. поступило заявление от работницы с приложением всех подтверждающих документов на выплату единовременного пособия на рождение ребенка, дата рождения которого - 31.12.2011.
В связи с территориальным расположением учреждения районный коэффициент не применяется.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ*(4) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 165-ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. На основании п. 1.1 ст. 7 Федерального закона N 165-ФЗ, п. 2 ст. 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ рождение ребенка признается страховым случаем.
Таким образом, дата рождения ребенка, указанная в свидетельстве о рождении, будет являться днем наступления страхового случая. Следовательно, организация-страхователь должна выплатить работнице единовременное пособие на рождение ребенка в размере, установленном на 2011 год, то есть в сумме 11 703,13 руб., без применения коэффициента индексации вне зависимости от того, что фактическая выплата пособия приходится на январь 2012 года.
Во-вторых, следует учитывать, что применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному в размере 40% среднего заработка, законом не предусмотрено. В данном случае следует сравнить сумму рассчитанного ранее ежемесячного пособия по уходу за ребенком с минимальным размером данного пособия с учетом индексации, который не может быть ниже минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
С 01.01.2012 размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с учетом индексации на коэффициент 1,06 не должен быть менее 2 326 руб., по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - 4 651,99 руб. Округление суммы пособия до полного рубля не предусмотрено.
Пример 2
Сотруднице бюджетного учреждения с 15 декабря 2011 г. был предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком и назначено пособие в размере 4 583,4 руб. В связи с территориальным расположением учреждения районный коэффициент не применяется.
Поскольку минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком с 01.01.2012 составляет 2 326 руб., назначенное сотруднице пособие в размере 4 583,4 руб. изменению не подлежит. Она до конца 2012 года будет получать данную выплату в одной и той же сумме.
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, что уход требуется за вторым ребенком сотрудницы.
При рассмотрении данной ситуации следует учитывать, что минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми с 01.01.2012 составляет 4 651,99 руб.
Таким образом, начиная с указанной даты данное пособие не может выплачиваться в размере меньшем, чем установленный для него минимальный размер, то есть 4 651,99 руб. Следовательно, организация-страхователь с 01.01.2012 обязана назначить сотруднице ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме не 4 583,4, а 4 651,99 руб.
Исчисление пособий по старым правилам в 2012 году
При исчислении пособий в 2012 году следует учитывать, что до 31 декабря продолжают действовать нормы Федерального закона N 343-ФЗ*(5), в соответствии с которым женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, вправе выбрать новый или старый порядок исчисления пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, действовавший до 01.01.2011. В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона N 343-ФЗ сотрудница должна написать заявление и указать, какой порядок расчета пособий она выбирает, - по нормам, действовавшим:
- в 2010 году (исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, с исключением из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм);
- с 2011 года (исходя из заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм).
При выборе порядка расчета среднего заработка по старым нормам следует учитывать, что он применяется для расчета пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком только в том случае, если размер данных пособий превысит рассчитанный в соответствии с нормами Федерального закона N 255-ФЗ, действующими в 2012 году.
Таким образом, в случае указания в заявлении сотрудницей учреждения старого порядка расчета пособий учреждение обязано произвести расчет как по старым, так и по действующим в настоящее время правилам и выбрать тот вариант, который приводит к увеличению размера пособия.
При отсутствии заявления от застрахованного лица учреждение производит расчет пособия по нормам, установленным на 2012 год, то есть исходя из заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм. При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на основании Федерального закона N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (п. 1, 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пример 4
Сотруднице бюджетного учреждения предоставлен отпуск по беременности и родам с 09.01.2012 по 27.05.2012 - на 140 кал. дн. Согласно поданному ею заявлению при исчислении пособия по беременности и родам следует руководствоваться старым порядком расчета, действовавшим в 2010 г. Для расчета пособия по беременности и родам в учреждении имеются следующие данные:
- для применения старых норм, действовавших в 2010 г., заработная плата сотрудницы за 12 мес., предшествовавших месяцу, на который приходится начало отпуска по беременности и родам, составила 130 640 руб. Количество календарных дней, приходящихся на отработанное в расчетном периоде время, - 350;
- для применения норм, действующих в 2012 г., заработная плата за 2010 г. - 130 640 руб., за 2011 г. - 150 689 руб.
Необходимо рассчитать сумму пособия по беременности и родам.
1. Произведем расчет пособия в соответствии с нормами, действовавшими в 2010 году.
Исчислим величину среднего дневного заработка за расчетный период. Она составит 373,26 руб. (130 640 руб. / 350 кал. дн.).
Определим максимальное значение среднего дневного заработка, из которого может быть произведен расчет пособия по беременности и родам по старым правилам. Оно составит 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365 кал. дн.), где 415 000 руб. - величина предельной базы для начисления взносов, применявшаяся в 2010 году в соответствии с Федеральным законом N 343-ФЗ. Поскольку фактический средний дневной заработок не превышает максимального размера заработка (373,26 руб. < 1 136,99 руб.), расчет пособия будем производить исходя из суммы 373,26 руб.
Исчислим сумму пособия по беременности и родам. Она составит 52 256,4 руб. (373,26 руб. x 100% x 140 кал. дн.).
2. Произведем расчет пособия по нормам, действующим в 2012 году. Исчислим величину среднего дневного заработка за расчетный период. При этом следует учитывать, что для расчета пособия за каждый календарный год расчетного периода можно учесть выплаты, произведенные в пользу работника, размер которых не превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (п. 1, 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):
- в 2010 году - 415 000 руб.;
- в 2011 году - 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).
Рассчитаем величину среднего дневного заработка за расчетный период. Она составит 385,38 руб. ((130 640 + 150 689) руб. / 730). Определим сумму пособия по беременности и родам. Она составит 53 953,2 руб. (385,38 руб. x 100% x 140 кал. дн.).
3. Сравним суммы пособия по беременности и родам, исчисленные по старым и новым правилам. Поскольку размер пособия по беременности и родам, исчисленный по новым правилам, больше, чем рассчитанный по правилам 2010 года (53 953,2 руб. > 52 256,4 руб.), к назначению причитается большая сумма, то есть 53 953,2 руб.
Аналогичным образом следует подходить к расчету пособия по уходу за ребенком.
Пример 5
Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, что сотруднице предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 28.05.2012. В заявлении она указала, чтобы ей произвели расчет пособия по уходу за ребенком по старым правилам.
Для расчета пособия по уходу за ребенком имеются следующие данные:
- сумма выплат и вознаграждений за расчетный период с 01.05.2011 по 30.04.2012, подлежащих включению в расчет пособия по уходу за ребенком, - 88 452 руб.;
- количество календарных дней в расчетном периоде, приходящихся на отработанное время, - 183.
Необходимо рассчитать сумму пособия по уходу за ребенком.
1. Произведем расчет пособия в соответствии с нормами, действовавшими в 2010 году.
Исчислим величину среднего дневного заработка за расчетный период. Она составит 483,34 руб. (88 452 руб. / 183 кал. дн.).
Определим среднемесячный заработок за расчетный период. Он составит 14 693,54 руб. (483,34 руб. x 30,4).
Определим максимальный размер среднемесячного заработка исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Он составит 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.).
Сравним фактический средний заработок сотрудницы с максимальным размером среднего заработка, исчисленного расчетным путем (14 693,54 руб. < 34 583,33 руб.). По условиям примера расчет пособия по уходу за ребенком следует производить из фактического среднемесячного заработка, поскольку он меньше.
Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Он составит 5 877,42 руб. (14 693,54 руб. x 40%).
2. Произведем расчет пособия по нормам, действующим в 2012 году. При этом, как и при расчете пособия по беременности и родам, следует учитывать, что для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком за каждый календарный год расчетного периода можно учесть выплаты, произведенные в пользу работника, размер которых не превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (п. 1, 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что средний заработок застрахованного за 2010 и 2011 годы, исходя из которого исчисляется данное пособие в 2012 году, не может превышать величину, равную 36 563,29 руб. ((415 000 + 463 000) руб. / 730 x 30,4).
Определим величину среднего дневного заработка за расчетный период. Она составит 385,38 руб. ((130 640 + 150 689) руб. / 730).
Рассчитаем величину среднего месячного заработка за расчетный период. Она составит 11 715,55 руб. (385,38 руб. x 30,4).
Определим сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Она составит 4 686,22 руб. (11 715,55 руб. x 40%).
3. Сравним суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленные по старым и новым правилам. Поскольку размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный по старым правилам, больше, чем рассчитанный по правилам 2012 года (5 877,42 руб. > 4 686,22 руб.), к назначению причитается большая сумма, то есть 5 877,42 руб.
Расчет детских пособий из минимального размера оплаты труда
Пунктом 11.1 Положения N 375 установлено, что в случае если работница в расчетном периоде не имела заработка, а также если ее средний месячный заработок за расчетный период ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Для справки. МРОТ, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, с 01.06.2011 составляет 4 611 руб. (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ).
Необходимо отметить, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Например, в расчетном периоде (2010 и 2011 годов) средний заработок сотрудницы составил 106 288 руб. Средний дневной заработок в этом случае - 136,99 руб. (106 288 руб. / 730). Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, равен 151,59 руб. (4 611 руб. x 24 мес. / 730). Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую (151,59 руб.). Если учреждение рассчитывает пособие по беременности и родам, исходя из приведенных условий оно составит 21 222,6 руб. (151,59 руб. x 100% x 140 кал. дн.).
При этом в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом указанных коэффициентов.
Далее хотим обратить ваше внимание на расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, когда у сотрудницы отсутствует заработок в расчетном периоде или средний месячный заработок оказывается меньше МРОТ (п. 11.1 Положения N 375). В этой ситуации средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
При исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (п. 23 Положения N 375) (Письмо ФСС РФ от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129).
Отражение операций, связанных с назначением и выплатой детских пособий
Согласно ст. 4 Федерального закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ источником финансирования пособия по беременности и родам являются средства ФСС.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания N 180н), расходы по выплате детских пособий относятся на подстатью 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.
Учет расчетов по данной выплате ведется на счете 302 13 "Расчеты по начислениям по оплате труда" (п. 256 Инструкции N 157н*(6)).
Сумма начисленных детских пособий отражается следующей бухгалтерской записью (п. 128 Инструкции N 174н*(7)):
Дебет счета 0 303 02 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Кредит счета 0 302 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда"
Выдача детских пособий из кассы учреждения оформляется записью (п. 85 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 302 13 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения"
В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ суммы детских пособий, связанных с материнством и детством, не подлежат обложению НДФЛ. Аналогичные нормы действуют в отношении страховых взносов во внебюджетные фонды. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах*(8), пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ*(9) на данные пособия не начисляются страховые взносы.
Пример 6
Воспользуемся условиями примера 4 и отразим операции, связанные с начислением и выплатой пособия по беременности и родам через кассу бюджетного учреждения. Все операции в учреждении отражаются по коду вида приносящей доход деятельности - 2.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислено пособие по беременности и родам сотруднице учреждения | 2 303 02 830 | 2 302 13 730 | 53 953,2 |
Получены денежные средства в кассу учреждения | 2 210 03 560 2 201 34 510 | 2 201 11 610 2 210 03 660 | 53 953,2 |
Выдано из кассы учреждения пособие по беременности и родам | 2 302 13 830 | 2 201 34 610 | 53 953,2 |
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(3) Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(4) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
*(5) Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(6) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(7) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(8) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(9) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"