По результатам проверки нашего федерального образовательного учреждения Росфиннадзор направил предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ с требованием о перечислении незаконно израсходованных средств (выявлена оплата фактически не выполненных ремонтно-строительных работ) в доход федерального бюджета. Правомерны ли требования Росфиннадзора и если да, то какой следует указать код доходов бюджетной классификации?
Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278).
В соответствии со ст. 268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Порядок осуществления Росфиннадзором контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере установлен Административным регламентом исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (либо его территориального органа) выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ. Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты определения руководителем Росфиннадзора (территориального органа) порядка реализации материалов контрольного мероприятия.
В предписании указываются:
- фамилия, имя, отчество руководителя проверенной организации либо руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация (ранее указывалось только наименование юридического лица, которому выносится предписание);
- наименование юридического лица, руководителю которого выносится предписание;
- факты выявленных в результате контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства РФ с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств) нормативного правового акта, документов, подтверждающих нарушение;
- способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства РФ;
- сроки принятия мер по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства РФ;
- срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений бюджетного законодательства РФ.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 2 ст. 284 БК РФ руководители Росфиннадзора и его территориальных органов при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Обратите внимание! Согласно ч. 4 Указа Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Таким образом, требования Росфиннадзора являются законными. Напомним, что невыполнение требований предписания влечет в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц - 500 000 руб.
Что касается указания кода доходов бюджетной классификации, согласно п. 3 Приказа Росфиннадзора от 27.12.2011 N 561 "О закреплении в 2012 году полномочий администратора доходов федерального бюджета за территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" территориальные органы Росфиннадзора администрируют доходы федерального бюджета по следующим кодам бюджетной классификации РФ на основании нижеприведенных нормативных правовых актов РФ:
- 151 1 16 05000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля" - ст. 15.25, ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ;
- 151 1 16 18010 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части федерального бюджета)" - ч. 1 ст. 15.14, ст. 15.15, ст. 15.16, ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ;
- 151 1 13 02061 01 0000 130 "Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества" - гл. 36 ГК РФ (в пределах компетенции Росфиннадзора);
- 151 1 13 02991 01 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" - гл. 23, 26, 30 ГК РФ, ст. 281, ч. 2 ст. 284 БК РФ;
- 151 1 16 07000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, о государственной власти РФ, о государственной службе РФ, о выборах и референдумах РФ, об Уполномоченном по правам человека в РФ" - ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ (в пределах компетенции Росфиннадзора);
- 151 1 16 23011 01 0000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета" - гл. 48 ГК РФ;
- 151 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет" - ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.26, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;
- 151 1 17 05010 01 0000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета" - в части зачисления излишне уплаченных сумм в доход федерального бюджета (кроме случаев администрирования доходов федерального бюджета, предусмотренных по следующим кодам бюджетной классификации: 151 1 16 05000 01 0000 140, 151 1 16 18010 01 0000 140, 151 1 13 02061 01 0000 130, 151 1 13 02991 01 0000 130, 151 1 16 07000 01 0000 140, 151 1 16 23011 01 0000 140, 151 1 16 90010 01 0000 140, 151 1 17 05010 01 0000 180).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н, в целях администрирования поступлений от оказания платных услуг и компенсации затрат государства по коду классификации доходов бюджетов 151 1 13 02991 01 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" - гл. 23, 26, 30 ГК РФ, ст. 281, ч. 2 ст. 284 БК РФ - следует применять следующие коды подвида доходов бюджетов:
- 0100 - средства, поступающие от деятельности, осуществляемой загранучреждениями;
- 0200 - средства, поступающие от деятельности, осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы;
- 0300 - средства, поступающие от деятельности прочих учреждений.
С учетом вышеизложенного при перечислении незаконно израсходованных средств в доход федерального бюджета вашему учреждению следует указать следующий код дохода бюджетной классификации: 151 1 13 02991 01 0300 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" - гл. 23, 26, 30 ГК РФ, ст. 281, ч. 2 ст. 284 БК РФ.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
1 апреля 2012 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"