Контроль проведения НИОКР
В соответствии с п. 3 Указа N 673*(1) контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ возложен на Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Порядок осуществления указанного контроля определен Постановлением Правительства РФ N 9*(2). В статье мы поговорим о порядке осуществления Роспатентом контроля и надзора в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКР.
Общие положения о НИОКР
Постановлением Правительства РФ N 9 определен порядок осуществления контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКР.
Напомним, что под научно-исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ)):
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Общие требования к организации и оформлению НИОКР установлены следующими нормативными актами:
- ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.09.1999 N 286-ст);
- ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 17.10.2000 N 263-ст);
- Постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности";
- Методическими рекомендациями по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, утвержденными Минобрнауки РФ 01.04.2010;
- ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.1996 N 40).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 127-ФЗ основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.
Правовые основы заключения договоров на выполнение НИОКР установлены гл. 38 ГК РФ. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (ч. 1 ст. 769 ГК РФ).
Согласно ст. 773 ГК РФ исполнители государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКР, обязаны:
- выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
- согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
- своими силами и за свой счет устранять допущенные по их вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
- незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
- гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Обязанности заказчика прописаны в ст. 774 ГК РФ и включают в себя:
- передачу исполнителю необходимой для выполнения работы информации;
- принятие результатов выполненных работ и оплату их;
- выдачу исполнителю технического задания и согласование с ним программы (технико-экономических параметров) или тематики работ.
Заметим, что помимо ГК РФ вопросы, связанные с выполнением НИОКР, могут регулироваться и другими нормативными актами. Так, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.09.1998 N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" в государственных контрактах (договорах) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения должно быть указано, что право на получение патента на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение, свидетельства на полезную модель, исключительное право на использование программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых при выполнении указанных работ, принадлежат РФ, от имени которой выступают Минюст и государственный заказчик, или с их согласия исполнителю.
Напомним, что согласно ст. 772 ГК РФ стороны в договорах на выполнение НИОКР имеют право использовать результаты работ в пределах и на условиях, установленных договором. Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. Права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с разд. VII ГК РФ.
Порядок осуществления контроля
Федеральный государственный надзор осуществляется в целях реализации государственной политики в области создания и использования результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте и обеспечения защиты прав РФ, российских физических и юридических лиц на созданные результаты научно-технической деятельности.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 9 под федеральным государственным надзором понимается деятельность Роспатента, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными казенными учреждениями, иными получателями средств федерального бюджета, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", размещающими заказы на выполнение НИОКР гражданского назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий (далее - заказчики), и организациями - исполнителями государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение НИОКР (далее - исполнители), требований, установленных законодательством РФ в сфере интеллектуальной собственности, посредством организации и проведения проверок заказчиков и исполнителей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность Роспатента по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения заказчиками и исполнителями обязательных требований.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). При осуществлении Роспатентом контроля и надзора в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКР, указанный орган помимо Постановления Правительства РФ N 9 обязан руководствоваться и этим нормативным актом.
В соответствии со ст. 9, 10 Федерального закона N 294-ФЗ контрольные мероприятия, проводимые контрольным органом, подразделяются на плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, могут быть документарными или выездными.
Документарная проверка. Указанная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа без выезда его должностных лиц в проверяемую организацию. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридических лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях проведения такой проверки контрольный орган может запрашивать у проверяемых организаций необходимые документы и сведения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 294-ФЗ в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемая организация обязана направить в контрольный орган указанные в запросе документы. Такие документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, иного должностного лица проверяемой организации. Так, согласно п. 12 Постановления Правительства N 9 Роспатент имеет право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от заказчиков и исполнителей следующие документы и материалы:
- государственные контракты, в том числе прилагаемую к ним документацию, касающуюся предмета проверки;
- договоры, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, включая прилагаемую к ним документацию, касающуюся предмета проверки;
- акты сдачи-приемки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах;
- отчеты о проведении патентных исследований;
- материалы заявок на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств);
- официально опубликованные заявки и патенты (описания к патентам);
- приказы (распоряжения) об отнесении информации о результатах интеллектуальной деятельности к коммерческой (служебной) тайне;
- документы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
- инвентаризационные описи, ведомости, акты инвентаризации, передаточные акты, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
- договоры об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
- лицензионные договоры о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности;
- документы, касающиеся использования (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;
- документы бухгалтерского учета прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- формы статистического наблюдения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
- отчеты об оценке стоимости исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
- договоры о международном научно-техническом сотрудничестве;
- иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы, относящиеся к предмету проверки.
Обратите внимание! Непредставление или несвоевременное представление указанных в запросе сведений и документов (представление которых предусмотрено законом), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб., на организацию - от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Выездная проверка. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения проверяемой организации или фактического осуществления ее деятельности (ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ N 9 предметом проверок заказчиков является соблюдение ими при осуществлении деятельности обязательных требований, касающихся:
- распоряжения правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности;
- включения в государственные контракты и договоры, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, предусматривающие проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условий в части распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществления государственного учета и использования таких результатов, обеспечения их правовой охраны, а также проведения патентных исследований;
- обеспечения защиты прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности;
- обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат РФ;
- осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Напомним, что все открытые НИОКР и проекты внедрения новых информационных технологий, выполняемые учреждениями с использованием государственной поддержки, подлежат обязательной государственной регистрации (п. 1.2 Письма Минобрнауки РФ от 30.11.2010 N АП-352/07 "О государственном учете результатов НИОКР и проектов внедрения новых информационных технологий");
- организации использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат РФ.
Предметом проверки исполнителей является соблюдение ими обязательных требований, касающихся выполнения условий государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, в части:
- распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- проведения патентных исследований;
- обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
- представления сведений для осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
- использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат РФ.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ).
Отметим, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня (п. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ):
- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или оказания услуг, требующих представления указанного уведомления.
Заметим, что п. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ носит императивный характер, поэтому согласно разъяснениям Минэкономразвития, приведенным в Письме от 21.01.2011 N Д05-178, для включения плановых проверок в ежегодный план их проведения необходимо наличие одного из оснований, установленных данным пунктом.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ N 9 при разработке проекта ежегодного плана проведения плановых проверок определение заказчиков или исполнителей, плановые проверки которых включаются в проект указанного плана, осуществляется с учетом данных единого реестра результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, государственных реестров (реестров) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ, ведение которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) контрольного органа, типовая форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ N 141).
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки указанное уведомление осуществляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
По результатам проверки должностные лица контрольного органа, проводившие проверку, должны составить акт по установленной форме в двух экземплярах. В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 09.02.2010 N Д05-315 указанный акт должен быть составлен по типовой форме акта проверки, приведенной в приложении 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 141.
В случае выявления в ходе проверки нарушений контрольный орган:
- направляет проверяемой организации предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Обратите внимание! Невыполнение требований предписания в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
В случаях выявления нарушений прав РФ, российских юридических и физических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, а также неисполнения (ненадлежащего исполнения) предписания Роспатента по решению его руководителя информация о нарушении законодательства РФ и материалы проверки направляются в правоохранительные органы РФ, Счетную палату РФ, Росфиннадзор и иные органы государственной власти РФ.
Н. Гусева,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности".
*(2) Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 N 9 "Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"