Совершенствование методики предварительного анализа отчетности организаций-налогоплательщиков на основе унифицированных аналитических процедур
В статье рассматривается методика предварительного анализа финансовой и налоговой отчетности организаций-налогоплательщиков на основе применения унифицированных аналитических процедур, позволяющих выявить "рискованные" виды деятельности, финансово-хозяйственные операции и "критические" показатели.
Развитие аудита как института современной экономики, играющего важнейшую роль в обеспечении достоверной информацией заинтересованных пользователей, и как самостоятельного направления профессиональной предпринимательской деятельности связано с развитием рыночных отношений, с интеграцией Российской Федерации в мировую экономику, в том числе со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом как внешние, так и внутренние пользователи заинтересованы в получении полной, достоверной и объективной информации о правильности отражения в финансовой отчетности налоговых обязательств, что способствовало появлению налогового аудита.
Проблема совершенствования и развития методологии аудита связана с объективной необходимостью повышения его качества. Однако увеличение затрат на осуществление качественного аудита невозможно на фоне высочайшей конкуренции на рынке аудиторских услуг, прежде всего со стороны транснациональных аудиторских корпораций. Единственным выходом в сложившейся ситуации является внедрение в практику налогового аудита унифицированных аналитических процедур как наиболее экономичного метода сбора аудиторских доказательств. В то же время в современной практике отечественного аудита методические вопросы проверки качества бухгалтерской и налоговой отчетности, в том числе разработки эффективных аналитических процедур, методики их выбора, обоснования и комплексного применения для анализа и выявления риска искажения налоговых показателей еще недостаточно разработаны.
Наиболее доходным для бюджета и, следовательно, наиболее обременительным для налогоплательщиков является налог на добавленную стоимость (НДС)*(1). В 2010 г. в бюджет Российской Федерации поступил НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в размере 1 328,7 млрд. руб., что на 13% больше, чем в 2009 г., а относительно уровня 2008 г. поступления выросли в 1,3 раза. НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 г. составил 55,2 млрд. руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2009 г., а относительно уровня 2008 г. поступления выросли в 1,4 раза. В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления от НДС в 2010 г. составили 41% [1].
Налог на добавленную стоимость составляет значительную долю в налоговой нагрузке на бизнес, что в условиях кризиса и нестабильности экономической ситуации в стране повышает риск недобросовестных действий руководства экономических субъектов по уклонению от его уплаты. По статистической информации налоговых органов Российской Федерации к характерным нарушениям законодательства о налогах и сборах по уплате НДС относятся [1]:
- занижение налоговой базы в результате неполного отражения реализации товаров (работ, услуг);
- невключение в налогооблагаемую базу строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления;
- занижение налоговой базы на стоимость безвозмездно переданного имущества;
- неправомерное применение освобождения от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
- отсутствие раздельного учета при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), и неправомерное заявление в связи с этим вычетов по НДС;
- занижение налоговой базы на суммы оплаты, частичной оплаты (авансы полученные) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
- неисполнение обязанности либо занижение налоговой базы налоговыми агентами;
- неправомерное применение пониженной налоговой ставки 10%;
- завышение налоговых вычетов по причине неправомерного принятия к учету НДС по счетам-фактурам, полученным от "проблемных" контрагентов;
- неправомерное включение в состав налоговых вычетов сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также договоров, счетов-фактур и др.
Под налоговым риском в данной работе понимается вероятность события, которое может оказать отрицательное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность организации в виде неуплаты налога.
Анализ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности", а также существующих практических подходов по применению аналитических процедур позволил ввести отсутствующее в современной нормативно-законодательной базе понятие "аналитические процедуры" применительно к аудиту НДС как логически связанную последовательность этапов проведения анализа информации, необходимой для выявления возможных рисков налогоплательщика, связанных с неуплатой (неполной уплатой) налога, с помощью установления и оценки вероятных взаимосвязей финансовых и нефинансовых показателей, изучения выявленных отклонений, разработки ответных действий на выявленные отклонения, нарушения, налоговые риски.
Наиболее эффективным инструментом, лежащим в основе аналитических процедур, является проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчетности. Использование в аудите взаимосвязей между показателями налоговых деклараций и финансовой (бухгалтерской) отчетности, между показателями в рамках налоговой отчетности по тому или иному налогу не только оправданно, но и необходимо, так как именно эти контрольные соотношения являются источником информации для исследования причин несоблюдения равенства в таких соотношениях, в частности при анализе взаимосвязи налога на прибыль и НДС, а также взаимосвязи и соответствии данных бухгалтерского учета, книг продаж и налоговых деклараций [3].
В соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденным приказом Минфина России от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011), наиболее искажаемыми показателями бухгалтерской отчетности являются:
- выручка;
- материально-производственные запасы;
- оценочные значения.
Для целей обложения НДС наиболее значимую роль играют выручка и материально-производственные запасы. Выручка представляет собой базу по НДС, в то время как приобретаемые материально-производственные запасы влияют на объем вычетов по НДС. Помимо материально-производственных запасов, для целей снижения налоговой нагрузки по НДС за счет завышения налоговых вычетов наиболее часто применяются вычеты по работам и услугам производственного характера, оказываемым проверяемому хозяйствующему субъекту другими предприятиями и организациями.
Для проведения предварительного анализа и оценки искажения суммы НДС в результате занижения выручки и (или) завышения сумм, предъявляемых по НДС к вычету (возмещению), в процессе данного исследования была разработана аналитическая процедура и алгоритм ее выполнения (табл. 1).
Таблица 1
Содержание и алгоритм выполнения аналитической процедуры контроля НДС
N п/п | Содержание | Формула расчета |
1 | Выручка по одноименной строке отчета о прибылях и убытках |
где N - выручка за отчетный период; П - показатель налоговой нагрузки |
2 | Суммируются налоговые базы по декларациям по НДС за проверяемый период (разд. 3, стр. 010 и 020) |
где m - число налоговых периодов в проверяемом отчетном периоде для целей составления бухгалтерской отчетности; НОБ - налоговая база по НДС |
3 | Сравнить |
переход к процедуре 4 |
переход к процедуре 5 | ||
4 | Проанализировать причины того, что налоговая база по реализации для целей налогообложения превышает выручку для целей бухгалтерского учета | |
5 | Проанализировать причины того, что налоговая база по реализации для целей налогообложения меньше выручки для целей бухгалтерского учета | |
6 | Суммируются налоговые базы по декларациям по НДС за проверяемый период (разд. 3, стр. 060 "Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления") |
где СМР - стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления |
7 | Определить сумму затрат за проверяемый отчетный период на осуществление капитальных вложений по данным пояснения к бухгалтерской отчетности |
где |
8 | Сравнить П3 и П4 |
переход к процедуре 9 |
переход к процедуре 10 | ||
9 | Проанализировать причины того, что налоговые базы по СМР по НДС меньше суммы затрат на осуществление капитальных вложений (НДС облагаются СМР, выполненные только хозяйственным способом) | |
10 | Проанализировать причины того, что налоговые базы по СМР по НДС больше суммы затрат на осуществление капитальных вложений | |
11 | Сумма затрат за проверяемый отчетный период, отраженная в пояснениях к бухгалтерской отчетности, скорректированная на разницу сальдо на конец и начало года по счетам учета запасов: 10, 20 и 43 |
где |
12 | Суммируются суммы налога, предъявленные к вычету по стр. 130 разд. 3 за вычетом показателей по стр. 140 разд. 3 декларации по НДС |
где |
13 | Сравнить П5 и П6 |
переход к процедуре 14 |
переход к процедуре 15 | ||
14 | Проанализировать, почему сумма НДС от стоимости материалов превышает сумму заявленных организацией-налогоплательщиком вычетов | |
15 | Проанализировать, является ли объяснимой разница между общей суммой вычетов, заявленных в декларации по НДС, и величиной вычетов по материалам | |
16 | Определить налоговую нагрузку |
где kn - количество налогов, уплачиваемых организацией |
17 | Сравнить | |
18 | Рассчитать показатель налоговой нагрузки П7 за период, предшествующий отчетному, и период, предшествующий предыдущему отчетному периоду, и исследовать динамику их изменения по сравнению с показателем налоговой нагрузки за отчетный период | |
19 | Рассчитать долю налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога за налоговые периоды, входящие в состав отчетного периода для целей составления бухгалтерской отчетности |
где
|
20 | Сравнить доли налоговых вычетов по НДС с нормативным значением, составляющим 89% за период 12 мес., установленным в приложении 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 ( | |
21 | Рассчитать показатель доли налоговых вычетов |
При разработке аналитической процедуры контроля НДС была обобщена практика государственного налогового контроля, а также учтены положения концепции системы планирования выездных налоговых проверок ФНС России [2], позволившие выявить критерии, применимые к НДС, говорящие о повышенном риске искажения налоговой отчетности в результате недобросовестных действий налогоплательщика.
С целью снижения риска необнаружения в ходе проведения аудиторской проверки (выявления возможных рисков налогоплательщиков по НДС), а также для выявления нетипичных операций, неоднозначных ситуаций, показателей, коэффициентов и тенденций, которые могут свидетельствовать о возможном неправомерном снижении НДС, предлагается использовать следующую методику предварительного анализа и оценки налоговых рисков по НДС, которая представляет собой комплекс унифицированных аналитических процедур, позволяющих выявлять искажения бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности в части отражения НДС.
1. Анализ сферы деятельности налогоплательщика:
- определить вид (виды) экономической деятельности налогоплательщика;
- проанализировать особенности налогообложения конкретного вида экономической деятельности (например, освобождение от налогообложения);
- определить значения показателей, характерных для данного вида экономической деятельности (налоговую нагрузку, рентабельность продаж и активов и др.).
2. Анализ операций, осуществляемых налогоплательщиком:
- выявить типовые операции, осуществляемые налогоплательщиком (например, реализация товаров, работ, услуг, имущественных прав, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, приобретение товаров, работ, услуг у иностранных поставщиков и другие);
- проанализировать особенности налогообложения конкретной операции (например, использование ставки НДС 0%, исполнение обязанности налогового агента и др.).
3. Анализ показателей, формирующих налоговую отчетность:
- проанализировать суммы исчисленных и уплаченных налоговых платежей;
- проанализировать долю налоговых вычетов в общей сумме налога, исчисленного к уплате;
- проанализировать показатели, позволяющие определить отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности от аналогичных показателей предыдущих периодов или же отклонения от среднестатистических показателей по хозяйствующим субъектам в конкретном виде экономической деятельности.
Каждая процедура позволяет выявить различные проблемные участки и рискованные действия налогоплательщика, которые представлены на карте рисков*(2) (табл. 2).
Таблица 2
Карта возможных рисков налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость
Риск | Фактор риска | Рекомендация для минимизации риска |
Риски 1-го этапа | ||
Риск неправомерного применения освобождения от налогообложения согласно ст. 149 НК РФ | 1. Осуществление деятельности, не освобожденной от обложения НДС. 2. Осуществление деятельности, освобожденной от обложения НДС, без наличия лицензии (в случае, когда наличие лицензии является необходимым условием для применения льготы) | Проверка соблюдения условий, дающих право на применение льготы согласно ст. 149 НК РФ |
Риски 2-го этапа | ||
Риск неправильного определения налоговой базы | 1. Определение налоговой базы с нарушением прямых норм налогового законодательства. 2. Определение налоговой базы способом, отличным от способа, рекомендуемого налоговыми органами (риск актуален, когда в налоговом законодательстве отсутствует прямой механизм определения налоговой базы) | Четкое следование налоговому законодательству. При возникновении спорной ситуации получить официальное разъяснение контролирующих органов, так как согласно ст. 111 НК РФ такие разъяснения являются обстоятельствами, исключающими вину в совершении налогового правонарушения |
Риск несвоевременного определения налоговой базы | 1. Нарушение момента определения налоговой базы при получении оплаты, частичной оплаты. 2. Нарушение момента определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления | Определять налоговую базу согласно ст. 167 НК РФ |
Риск неправильного применения налоговой ставки (18, 10, 0%) | 1. Применение ставки НДС 0% при неподтвержденном экспорте. 2. Применение прямой ставки (18 или 10%) при получении авансов | |
Риск неуплаты налога | При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) налог не исчисляется | Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) является объектом налогообложения согласно ст. 39, 146 НК РФ |
Риски 3-го этапа | ||
Риск отражения в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов | Доля вычетов от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо больше 89% | Контролировать сумму налоговых вычетов и правомерность их применения. В налоговом законодательстве предельной суммы вычетов не установлено, главное, чтобы налогоплательщик имел право их использовать на основании ст. 170, 171, 172 НК РФ |
Риск расхождения величины выручки в налоговой декларации и отчете о прибылях и убытках (форма N 2) | Ошибка при определении выручки в налоговом или бухгалтерском учете | Проверять сопоставимость налогового и бухгалтерского учета, при выявлении различий установить их причину |
Риск отклонения налоговой нагрузки от среднестатистического показателя по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли | Налоговая нагрузка ниже среднестатистического показателя | Выявить причины низкого значения, установить реальность показателя или факт его искусственного занижения |
Таким образом, предложенный комплекс унифицированных аналитических процедур в ответ на оцененные риски искажения отчетности в части НДС устраняет имеющийся в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности пробел, связанный с тем, что федеральные стандарты аудиторской деятельности содержат только указание на необходимость разработки и применения на практике аудиторами подобных действий и процедур.
Разработанная методика прошла апробацию в аудиторских компаниях и коммерческих организациях Москвы и Московской области, которые рекомендуют ее использовать плательщикам НДС, аудиторским компаниям и саморегулируемым организациям аудиторов. Применение налогоплательщиками аналитических процедур для выявления и оценки рисков по НДС позволит им самостоятельно выявить и оценить те виды деятельности, хозяйственные операции, показатели бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, которые представляют собой зоны повышенного риска и могут вызвать разногласия с налоговыми органами.
Использование в аудиторской практике предложенной методики предварительного анализа отчетности организаций-налогоплательщиков на основе унифицированных аналитических процедур для выявления и оценки налоговых рисков по НДС позволит снизить трудоемкость аудита, выявить нетипичные, наиболее рискованные аспекты деятельности организации, хозяйственные операции, при совершении которых высока вероятность появления (наличия) ошибок, в том числе обнаружить риск недобросовестных действий руководства аудируемого лица по уклонению от уплаты налогов.
Совершенствование механизма оценки налоговых рисков будет способствовать как обеспечению экономической устойчивости предпринимательской деятельности, так и повышению эффективности государственного налогового контроля.
Список литературы
1. Официальный сайт ФНС России //http://www.nalog.ru.
2. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 (в ред. приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467, от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461, от 08.04.2011 N ММВ-7-2/258).
3. Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности: приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н.
Н.А. Казакова,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры
бухгалтерского учета и аудита
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Э.И. Белякова,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и
аудита Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Е.А. Федченко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
аудита и автоматизированной обработки данных
Кубанский государственный университет
"Международный бухгалтерский учет", N 17, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Налог на добавленную стоимость представляет собой надбавку к цене товаров, работ, услуг, которая создается на всех стадиях процесса производства и вносится в бюджет по мере реализации. Реальными плательщиками НДС являются конечные потребители, но вносят его в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг). НДС облагается только добавленная стоимость, т.е. заработная плата, выплачиваемая производителем или продавцом, арендные платежи, амортизация, погашение процентных и прочих платежей, а также прибыль производителя или продавца.
*(2) Понятие карты рисков появилось из области стратегического менеджмента, одной из функций которого является стратегический анализ. Карта рисков обычно оформляется в виде таблицы, в столбцы которой заносятся объекты риска, подлежащие контролю и защите, а в строки - актуальные внешние и внутренние факторы, а также методы управления (минимизации рисков). Стратегический менеджмент: учебник / под ред. Н.А. Казаковой. М.: ИНФРА-М, 2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.