Налоговые преступления: уголовных дел станет меньше?
Уголовное дело о налоговом преступлении*(1) может быть возбуждено только по материалам налоговых органов. Это значительно снижает угрозу уголовного преследования предпринимателей.
Еще в 2010 году в налоговое, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство внесли изменения*(2) для того, чтобы ограничить возможность привлекать лиц к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. В частности, была введена норма *(3) о том, что основанием для привлечения лица к ответственности в данном случае является факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, который установлен вступившим в силу решением налогового органа.
Но эти изменения не коснулись статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса, в которой предусмотрены общие поводы и основания для возбуждения уголовного дела, поэтому правоохранительные органы с письменного одобрения Генеральной прокуратуры РФ проигнорировали новые правила и продолжили проводить самостоятельные проверки, возбуждая уголовные дела. Конституционный Суд РФ не нашел оснований для проверки конституционности этих действий*(4). Ситуацию усугубляла и неясность, что считать привлечением лица к уголовной ответственности: возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, вынесение приговора судом и т.д.?
Изменения к лучшему
В конце прошлого года вступили в силу поправки*(5), которые дополнили статью 140 Уголовно-процессуального кодекса частью 1.1 следующего содержания:
"Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".
Примечание. Порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям теперь строго регламентирован.
Напомним, что порядок*(6) передачи материалов из подразделений налоговой службы в следственные органы следующий.
Прежде всего ИФНС на основании решения о привлечении к налоговой ответственности направляет организации требование об уплате задолженности. После того как срок, установленный для оплаты требования, истек, организации дается еще два месяца, чтобы погасить эту задолженность. И если в течение двухмесячного срока она полностью не оплатит сумму недоимки, размер которой "позволяет предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления"*(7), а также пени и штрафы, то налоговики в десятидневный срок обязаны направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела*(8).
Анализируем новый порядок
Упомянутые нормы законодательства позволяют сделать вывод, что уголовное дело о налоговом преступлении может быть возбуждено только в случае, если:
- налоговая проверка проведена в соответствии с положениями Налогового кодекса и по ее итогам вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступило в законную силу;
- организация не уплатила указанные в этом решении "крупную" недоимку, а также соответствующие пени и штраф в сроки, указанные в требовании (как правило, восемь рабочих дней);
- прошло два месяца, предоставленных этой организации для "деятельного раскаяния";
- материалы о выявленных нарушениях налоговая инспекция направила в следственные органы.
Никакого другого порядка возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении законодательство отныне не предусматривает. В частности, следственные органы не имеют права возбуждать уголовное дело по информации, которую они получили от конкурентов компании, "обиженных" сотрудников, оперативных работников и по другим каналам. "Поставщиками" информации для следственных органов по "налоговым составам" Уголовного кодекса отныне являются только налоговые органы и только с соблюдением установленного порядка.
Раньше, если организация уплачивала суммы взысканий по требованию налоговиков, это исключало передачу материалов в следственные органы. Но при этом не было никаких гарантий, что уголовное дело не будет возбуждено, если следственные органы обладают информацией о совершенном преступлении из других источников.
Иными словами, принятые поправки значительно снижают угрозу уголовного преследования в сфере экономической деятельности. По крайней мере, можно надеяться, что случаев вымогательства у предпринимателей со стороны нечистоплотных сотрудников правоохранительных органов будет гораздо меньше.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Во-первых, теперь зависимость уголовного преследования от результатов налоговой проверки и действий организаций по уплате налоговой задолженности позволит значительно снизить количество возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям. По данным МВД России и СК РФ, на основе информации из налоговых органов возбуждалось лишь от 1 до 8 процентов от общего числа "налоговых" уголовных дел. Такой процент объясняется следователями "некачественными", то есть бесперспективными для уголовного расследования, материалами. К тому же в решении налогового органа, как правило, фиксируется другой взгляд на толкование закона или налоговые последствия той или иной хозяйственной операции. Иными словами, имеет место экономический спор, а не криминальное поведение налогоплательщика.
Во-вторых, значительно ограничен срок, в течение которого существует опасность привлечения к уголовной ответственности. Дело в том, что для налоговых преступлений*(9) сроки давности привлечения к уголовной ответственности составляют от двух до десяти лет*(10). Однако по общему правилу в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки*(11). Следовательно, во многих случаях нельзя будет возбудить уголовное дело из-за невозможности предварительного проведения налоговой проверки.
В-третьих (и главных), исключается "самодеятельность" сотрудников следственных органов в сфере уголовного преследования за налоговые преступления: без "профессионального заключения" налоговых органов о наличии нарушения налогового законодательства никакие следственные действия совершаться не должны. Если раньше отдельные представители органов внутренних дел и следственных органов могли шантажировать бизнесменов угрозой возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении, то теперь одного только желания следователя недостаточно.
Налоговый кодекс Российской Федерации
Как избежать утечки информации?
Существуют способы, которые позволят компаниям на какое-то время отложить момент передачи информации из налоговых органов в следственные.
Примечание. Есть способы, которые помогут бизнесменам на какое-то время отложить момент передачи информации следователям.
Так, если на решение налогового органа подана апелляционная жалоба, то это решение не вступает в силу до его рассмотрения вышестоящей инстанцией*(12). Соответственно, инспекция не выставляет требование об уплате налогов и не "включается" установленный законом механизм передачи информации из налоговых органов в следственные. Иными словами, обжалование решения налогового органа в апелляционном порядке в любом случае позволит отсрочить возбуждение уголовного дела.
Получить отсрочку позволят и обеспечительные меры суда. Если плательщик налогов оперативно (до того, как будет выставлено требование об уплате налога) обжалует решение инспекции в судебном порядке и добьется в качестве обеспечительных мер запрета на выставление этого требования, то до завершения судебного разбирательства передача материалов в следственные органы практически исключена.
Обратите внимание: уплата требуемых сумм не лишает организацию права обжаловать решение налогового органа. Поэтому, получив требование с "критической" суммой недоимки, компания может уплатить указанную в нем сумму задолженности, а затем оспорить решение инспекции в суде. При этом можно требовать не только признания этого решения незаконным и возврата излишне взысканных сумм, но и начисления процентов за все время изъятия денежных средств из оборота*(13).
Совместные проверки - только с разрешения ИФНС
Внесенные поправки уже повлекли изменения в практической деятельности полиции и следственных органов.
Теперь сотрудники полиции вправе участвовать в проверках только по запросам налоговых органов*(14). Правда, не исключено, что некоторые проверки фактически будут инициированы полицией, обладающей какой-либо оперативной информацией.
По крайней мере, 8 января 2012 года в пункт 5 Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы*(15) были внесены дополнения, смысл которых состоит в следующем.
Если налоговая инспекция получила из органов внутренних дел материалы, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства, которые подпадают под уголовную ответственность, то одновременно с уведомлением о назначении выездной налоговой проверки она направляет правоохранителям запрос об участии в этой проверке*(16). В такой ситуации следователям не остается ничего иного, как выискивать своих жертв среди провинившихся "клиентов" налоговых органов, то есть среди налогоплательщиков, получивших необоснованную налоговую выгоду*(17).
Как видим, принятый закон избавляет предпринимателей от непосредственного (без решения налогового органа) контакта со следователями, но к сожалению, не избавляет от контакта с сотрудниками полиции. Поэтому следует признать, что благая цель - избавить бизнес от кошмаров с "оборотнями в погонах" в главных ролях - пока еще не достигнута.
В. Зарипов,
руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп"
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под налоговыми преступлениями в настоящей статье понимаются уклонение от уплаты налогов с физических лиц (ст. 198 УК РФ), с организаций (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) и сокрытие имущества от взыскания в счет погашения недоимки (ст. 199.2 УК РФ)
*(2) Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ
*(3) п. 3 ст. 108 НК РФ
*(4) определение КС РФ от 29.09.2011 N 1305-О-О
*(5) Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ
*(6) п. 3 ст. 32 НК РФ
*(7) На практике размер недоимки, позволяющий предполагать наличие налогового преступления, определяется исходя из сумм, указанных в качестве крупного размера уклонения в примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ
*(8) С 01.01.2011 предварительное следствие по налоговым преступлениям производит Следственный комитет РФ
*(9) ст. 198-199.2 УК РФ
*(11) п. 4 ст. 89 НК РФ
*(12) п. 9 ст. 101 НК РФ
*(13) Поскольку перечисление происходит под принуждением, такая уплата считается взысканием; подлежит применению ст. 79 НК РФ: см. определение КС РФ от 27.12.2005 N 503-О и пост. Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04
*(14) подп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ
*(15) приложение N 2 к приказу МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347
*(16) приказ МВД России и ФНС России от 14.11.2011 N 1144/ММВ-7-2/774@
*(17) О данной тенденции можно судить по публикациям сотрудников СК РФ, например: Смирнов Г.К. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов посредством злоупотребления правом налогоплательщика: новый правоприменительный подход // Закон. N 9. 2011
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.