Учет спортивного оружия
Некоторые виды спорта неразрывно связаны с использованием спортивного оружия, например, биатлон, пулевая стрельба, практическая стрельба, стендовая стрельба, фехтование и т.д. О том, какие требования предъявляются к приобретению, лицензированию и хранению такого оружия, каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по его приобретению и списанию, поговорим в данной статье.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) спортивное оружие является одним из видов гражданского оружия и включает в себя:
- огнестрельное с нарезным стволом;
- огнестрельное гладкоствольное;
- холодное клинковое;
- метательное;
- пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.
К субъектам, имеющим право на приобретение оружия, относятся, в частности, физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы, осуществляющие деятельность в соответствующих видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации) (п. 5 ст. 10 Закона об оружии).
Для ведения своей уставной деятельности спортивные организации и образовательные учреждения в сфере спорта имеют право приобретать спортивное оружие (абз. 1 ст. 15 Закона об оружии).
Приобретение спортивного оружия осуществляется согласно установленным нормам обеспечения. В настоящее время нормы обеспечения спортивным оружием спортивных школ определены Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 N 190/л "Об утверждении "Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования".
Спортивные сборные команды РФ (по видам спорта "стендовая стрельба" и "пулевая стрельба") обеспечиваются спортивным оружием в соответствии с нормами, установленными Приказом Минспорттуризма РФ от 26.08.2009 N 709 "Об утверждении "Табеля обеспечения спортивной одеждой и инвентарем индивидуального пользования" (по видам спорта "Стендовая стрельба" и "Пулевая стрельба")".
К сведению. Ввоз в РФ и вывоз из нее спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 75 Дж и калибром до 4,5 мм включительно и конструктивно сходных с оружием изделий осуществляются по согласованию с государственными органами внутренних дел МВД. При наличии приглашения организатора спортивных мероприятий, ходатайства общероссийской аккредитованной спортивной федерации об участии в спортивных мероприятиях и заверенного этой общероссийской спортивной федерацией перечня (списка) перевозимого оружия можно временно ввозить и вывозить такое оружие для участия в спортивных мероприятиях без разрешения соответствующего государственного органа (ст. 17 Закона об оружии).
Согласно п. 2, 2.1 ст. 6 Закона об оружии на территории РФ категорически запрещается:
- хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и метательного оружия;
- использование пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными Минспорттуризмом и согласованными с органами внутренних дел.
Лицензирование спортивного оружия
В соответствии со ст. 15 Закона об оружии спортивные учреждения приобретают оружие по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел.
Не подлежит лицензированию приобретение спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел спортивными организациями и образовательными учреждениями (ст. 9 Закона об оружии).
Выдача органами внутренних дел лицензий на приобретение спортивного оружия спортивным организациям и образовательным учреждениям осуществляется на основании заявлений руководителей указанных организаций и учреждений в соответствии с нормами их обеспечения таким оружием, установленными МВД (п. 21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N 814)). Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Кроме заявления, заявитель обязан представить учредительные и другие предусмотренные Законом об оружии документы. Орган внутренних дел запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе (ст. 9 Закона об оружии).
Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему составляет шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
За выдачу лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, продление сроков их действия с юридических лиц взимаются единовременные сборы, размеры которых установлены Постановлением N 574*(1).
Хранение спортивного оружия
Хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и используемых ими для занятий спортом, разрешается юридическим лицам, получившим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия и (или) хранение и использование оружия на стрелковом объекте. За выдачу разрешений на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему, продление сроков действия разрешений с юридических лиц взимаются единовременные сборы, размеры которых также установлены Постановлением N 574.
После получения соответствующих разрешений учреждения обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (п. 55 Правил N 814).
Оружие и патроны подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Хранение спортивного огнестрельного оружия, в том числе с нарезным стволом, либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия может осуществляться юридическими лицами в помещениях, оборудованных на спортивных объектах с учетом требований Правил N 814.
Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ определены в разд. XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288).
Количественный и номерной учет оружия
Порядок учета оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц, прописан в разд. XVIII Инструкции N 288. Так, согласно п. 123 Инструкции N 288 количественный и номерной учет оружия и патронов в учреждении осуществляется руководителем, его заместителем, ответственным за сохранность оружия и патронов в организации, либо работником, на которого приказом руководителя возложены данные обязанности.
Учету подлежат все оружие и патроны, имеющиеся у учреждения. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также по реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов.
Учетные документы учреждений составляются согласно требованиям к ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, а также бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы (п. 125 Инструкции N 288).
В соответствии с п. 137 Инструкции N 288 спортивные организации и образовательные учреждения в сфере спорта ведут:
а) книги наличия и движения, номерного учета имеющегося оружия и патронов, в том числе принятых на ответственное хранение;
б) учетные дела с копиями приказов руководителей спортивных организаций и образовательных учреждений о проведении стрельб и выдаче оружия для проведения занятий;
в) заявки-расчеты на выдачу оружия и патронов для стрельб либо на учебные занятия;
г) раздаточно-сдаточные ведомости оружия и патронов на стрельбах;
д) акты списания израсходованных патронов;
е) акты приема (передачи) или рекламации на оружие и патроны;
ж) учетную документацию для размещения оружия и патронов в оружейных комнатах, а именно:
- книгу приема и выдачи оружия и патронов;
- книгу проверки наличия и технического состояния оружия и патронов;
- книгу приема (сдачи) дежурств и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны;
Документы на оружие и патроны подшиваются в учетные дела, а документы, заполненные на средствах автоматизированного учета, - в книги, которые формируются согласно требованиям по ведению учетных дел. Реестры, книги и журналы учета оружия, дела с учетными документами по их закрытии передаются в архив учреждения. Уничтожение дел с учетными документами, реестров, книг и журналов учета оружия производится по истечении 10 лет их хранения либо с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного юридического лица. Когда дальнейшее хранение учетных документов в организации невозможно, они передаются в орган внутренних дел (п. 126 Инструкции N 288).
Инвентаризация спортивного оружия
Под инвентаризацией оружия и патронов подразумевается полная проверка их наличия на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности. Проводится такая проверка в учреждениях на основании приказа руководителя в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел. За 10 дней до начала инвентаризации приказом руководителя назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации (п. 147 Инструкции N 288).
В инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.
В обязательном порядке инвентаризация оружия и патронов проводится:
- ежегодно (по состоянию на 1 января);
- при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел);
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или в других чрезвычайных ситуациях, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов;
- при ликвидации или реорганизации юридического лица перед составлением ликвидационного или разделительного баланса.
Наличие оружия в ходе инвентаризации устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность.
Результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия и патронов. По итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах. Первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в орган внутренних дел (п. 158, 160 Инструкции N 288).
Помимо инвентаризации, в учреждениях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Такие сверки осуществляются и комиссионными лицами, назначенными приказом руководителя, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия (п. 146 Инструкции N 288).
При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов делаются отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Бухгалтерский учет
Спортивное оружие для целей бухгалтерского учета относится к основным средствам, поскольку используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н*(2)).
Учитывая то, что согласно ОКОФ*(3) спортивному оружию присвоен код 14 2927000, такие объекты следует учитывать на счетах:
- 0 101 24 000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения";
- 0 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения".
Объекты нефинансовых активов, в том числе основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой, в свою очередь, признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание).
В первоначальную стоимость приобретаемого спортивного оружия включаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- стоимость лицензии на приобретение оружия, поскольку без нее нельзя приобрести само оружие;
- стоимость доставки оружия;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением оружия.
Величина единовременных сборов за выдачу разрешения на хранение и использование оружия, по мнению автора, не включается в первоначальную стоимость оружия, поскольку данные затраты связаны не с приобретением оружия, а с его использованием.
К сведению. Расходы по уплате единовременного сбора за выдачу лицензии на приобретение оборудования и разрешения на хранение и использование оружия согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н, относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Амортизация на спортивное оружие начисляется в порядке, установленном п. 92 Инструкции N 157н:
- на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. - в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации исходя из установленного срока полезного использования;
- на объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. - в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
На спортивное оружие стоимостью до 3 000 руб. включительно амортизация не начисляется.
Спортивное оружие включается в пятую амортизационную группу Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы*(4) как имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Учитывая, что согласно п. 44 Инструкции N 157н срок полезного использования на основные средства, включенные в данную амортизационную группу, устанавливается по наибольшему сроку, срок полезного использования спортивного оружия равен 10 годам.
Величина амортизационных отчислений учитывается на следующих счетах:
- 0 104 24 000 "Амортизация машин и оборудования - особо ценного движимого имущества учреждения";
- 0 104 34 000 "Амортизация машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения".
Пример
Спортивная школа (бюджетное учреждение) для организации учебно-тренировочного процесса закупила пневматическое оружие (10 ружей стоимостью 10 000 руб. каждое). Единовременные сборы за выдачу лицензий на приобретение указанного оружия составили 500 руб., за выдачу разрешений на хранение и использование оружия - 2 000 руб.
Стоимость доставки ружей составила 1 700 руб. Приобретенное оружие отнесено учреждением к иному движимому имуществу. Все расходы произведены за счет субсидии, предоставленной учреждению на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете данные операции в соответствии с Инструкцией N 174н*(5) будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены расходы по уплате единовременного сбора за выдачу лицензии на приобретение оружия | 4 106 31 310 | 4 302 91 730 | 500 |
Отражены расходы по приобретению оружия | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 10 000 |
Начислены расходы по доставке оружия | 4 106 31 310 | 4 302 22 730 | 1 700 |
Поставлено на учет оружие (500 + 10 000 + 1 700) руб. | 4 101 34 310 | 4 106 31 310 | 12 200 |
Отражены расходы по уплате единовременного сбора за выдачу разрешения на хранение и использование оружия | 4 109 60 290 | 4 302 91 730 | 2 000 |
Начислена 100%-я амортизация на оружие при выдаче его в эксплуатацию | 4 109 60 271 | 4 104 34 410 | 12 200 |
Следует отметить, что автономное спортивное учреждение согласно Инструкции N 183н*(6) отразит перечисленные в примере операции аналогичным образом, с указанием "000" в 24-26-м разрядах номеров счетов (за исключением счета 4 109 60 271, который останется без изменений).
Спортивное оружие и патроны к нему, по заключениям технических комиссий органов внутренних дел не пригодные к дальнейшему использованию, за исключением оружия, которое является вещественным доказательством по уголовным делам, признано культурной ценностью, имеет срок гарантии либо в отношении которого рассматривается вопрос о наследовании, после составления актов их списания подлежат передаче в органы внутренних дел для уничтожения (п. 145 Инструкции N 288).
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 08.06.1998 N 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление срока их действия".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(4) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"