Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80
Комментируемое Письмо Минфина РФ от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80 посвящено составу бухгалтерской отчетности, представляемой субъектами малого предпринимательства.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным в данной статье (см. таблицу ниже).
Наименование критерия | Значение критерия для определения субъекта малого предпринимательства |
Доля участия госструктур, иностранных граждан (юридических лиц), юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в уставном капитале субъекта малого предпринимательства | - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); - доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (за исключением юридических лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год | Не более 100 человек (пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год | Не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ (пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" для малых предприятий предельные размеры выручки установлены в размере 400 млн. руб. |
Обратимся к нормам законодательства, регулирующим состав, а также основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"*(1) (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, в частности, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
г) пояснительной записки;
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного положения. Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности вышеуказанные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, а также пояснительную записку. В комментируемом письме Минфин уточнил, что субъекты малого предпринимательства не обязаны включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Данные выводы корреспондируют положениям п. 6 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н), на который и ссылается Минфин в комментируемом письме.
В силу п. 31 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином. Приказом N 66н утверждены следующие формы бухгалтерской отчетности:
а) формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках;
б) формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.
Кроме того, Приказом N 66н устанавливается порядок оформления иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (пояснений) в табличной (с учетом приложения 3 к Приказу N 66н) и (или) текстовой форме.
Положениями п. 6 Приказа N 66н для субъектов малого предпринимательства предусматривается не сокращение состава бухгалтерской отчетности, а упрощенная система ее формирования:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Обратите внимание! Согласно абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"*(2) (далее - ПБУ 4/99) показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и в случае если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
С учетом п. 6 ПБУ 4/99 оценка, позволяющая сделать выводы о финансовом положении организации или финансовых результатах ее деятельности, возможна в случае, когда бухгалтерская отчетность является достоверной и полной, то есть сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Для отражения информации в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в соответствии с абз. 3 п. 6 Приказа N 66н субъекту малого предпринимательства следует определить в учетной политике критерии существенности раскрываемой в пояснениях информации. Субъект малого предпринимательства вправе формировать бухгалтерскую отчетность в полном объеме, предусмотренном п. 1-4 Приказа N 66н.
Минфин в Информации N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" разъяснил субъектам малого предпринимательства о предоставленных им послаблениях при составлении бухгалтерской отчетности для малых предприятий:
- сокращенный объем бухгалтерской отчетности;
- возможность самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности;
- включение в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показателей только по группам статей без детализации показателей по статьям;
- раскрытие в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства;
- предоставлено право не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности (ПБУ "Информация о связанных сторонах" (п. 3 ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.04. 2008 N 48н);
- предоставлено право не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н);
- предоставлено право принимать решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02), утвержденного Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н);
- при отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н);
- субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 11 ПБУ 4/99);
- субъект малого предпринимательства, кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008);
- субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 9 ПБУ "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 N 63н).
В заключение отметим, что с 01.01.2013 вступит в силу новый Закон о бухгалтерском учете*(3), который предусматривает отдельно состав годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности (ст. 14 Закона о бухгалтерском учете). Согласно п. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным законом, будет состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В силу п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности будет устанавливаться федеральными стандартами.
Положениями ст. 20 Закона о бухгалтерском учете в отношении субъектов малого предпринимательства предусматривается упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в силу п. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете будут регулироваться федеральными стандартами.
А.Г. Преображенская,
эксперт журнала "Строительство:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.
*(3) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"