Комментарий к приказу Минздравсоцразвития РФ от 06.03.2012 N 204н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)"*(1)
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона N 210-ФЗ*(2) предоставление государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, реализуется в соответствии с административными регламентами.
Регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг (п. 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг*(3)).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.03.2012 N 204н утвержден Административный регламент предоставления ФСС государственной услуги по приему Расчета*(4) (по форме 4-ФСС) (далее - Административный регламент).
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ*(5) плательщики страховых взносов обязаны в установленном порядке представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. В силу п. 2 ст. 4.8 Закона N 255-ФЗ*(6) страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по установленной форме. В настоящее время порядок представления Расчета установлен лишь в отношении лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*(7) (форма - 4а ФСС РФ).
Отсутствие утвержденного Порядка представления отчетности в ФСС способствует возникновению противоречий между действующими нормативно-правовыми актами, а также в разъяснениях территориальных органов ФСС по данной тематике.
Порядок представления Расчета в виде электронного документа в настоящее время регулируется Приказом N 19*(8), которым утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология приема). Именно данный приказ фигурирует как основной в перечне нормативных документов, касающихся сдачи отчетности в ФСС в электронном виде с применением ЭЦП на сайте шлюза приёма расчетов http://f4.fss.ru/. Следует обратить внимание на тот факт, что данный документ принимался в целях реализации ст. 61 Закона N 212-ФЗ. Положениями данной статьи регламентируется порядок представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в 2010 году. Новых нормативно-правовых актов, регулирующих порядок представления Расчета, ФСС не утверждал.
Обратимся к положениям Административного регламента. Данный документ устанавливает порядок оказания государственной услуги по приему Расчета ФСС (далее - Фонд) и его территориальными органами и затрагивает ту часть процедуры представления плательщиком страховых взносов Расчета, которой должен придерживаться Фонд.
Итак, Административным регламентом предусмотрено два способа представления отчетности по форме 4-ФСС (п. 37):
1) на бумажном носителе (отчетность представляется на личном приеме или с использованием средств почтовой связи);
2) в форме электронного документа, направленного с использованием средств телекоммуникационной связи.
Как мы видим, в Административном регламенте не предусмотрено представление плательщиком страховых взносов Расчета в электронном виде с ЭЦП лично (через уполномоченного представителя страхователя) на внешнем носителе, в отличие от Технологии приема (п. 2.9). Положениями п. 2.9 Технологии приема представление Расчета страхователями в электронном виде с ЭЦП предусматривается двумя способами:
1) по телекоммуникационным каналам связи в сети Интернет;
2) с использованием внешних носителей (дискета, компакт-диск (CD-RW, DVD-RW), флэш-накопитель USB) в присутствии уполномоченного представителя страхователя.
Далее отметим, что при исполнении государственной функции по приему Расчета должностные лица территориального органа ФСС обязаны проверить (п. 40 Административного регламента):
- своевременность представления;
- правильность заполнения представленного Расчета.
Обратите внимание на то, что вышеуказанные действия не влияют на сроки приема отчетности. Проверка правильности заполнения представленного Расчета корреспондирует с проведением Фондом логического контроля Расчета, предусмотренного приложением 3 к Технологии приема. Кроме того, проведение данных процедур осуществляется в рамках камеральной проверки, проводимой им в соответствии со ст. 34 Закона N 212-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Анализ положений п. 4.5, 4.6 Технологии приема позволяет сделать вывод, что датой представления Расчета в виде электронного документа в целях исполнения обязанностей, возложенных на страхователей ст. 4.8 Закона N 255-ФЗ, считается дата получения Фондом данного Расчета, который успешно прошел этапы контроля, указанные в п. 4.4 Технологии приема, за исключением проверки соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля. Датой приема файла будет являться дата прохождения этим файлом всех этапов контроля, предусмотренных п. 4.4 Технологии приема. По протоколу обработки можно проследить этапы обработки Расчета. При этом срок выполнения государственной услуги по приему Расчета, представленного в виде электронного документа (то есть с момента поступления файла на шлюз Фонда до его регистрации Фондом), установлен п. 41 Административного регламента. Прием Расчета, поступившего в Фонд, в территориальный орган Фонда в форме электронного документа, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения Расчета сервером приема расчетов. Регистрация Расчета, направленного заявителем в форме электронного документа, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения Расчета сервером приема расчетов (п. 45 Административного регламента). Квитанция, которая формируется в случае успешной проверки ЭЦП и форматно-логического контроля, служит подтверждением факта получения и факта приема Расчета.
В случае технического сбоя на сервере приемки дата получения Расчета, от которой отсчитываются сроки, установленные на обработку и прием Расчета, будут сдвигаться.
В целях снижения рисков, связанных с непредставлением отчетности в виде электронного документа в сроки, установленные законодательством, страхователю следует представить (отправить) Расчет в Фонд как минимум за 2 рабочих дня до истечения указанных сроков.
Этапы технологии приема и обработки Расчета, направленного в Фонд в виде электронного документа, представлены в виде таблицы на стр. 34.
Показатели, формируемые документы | Технология приема | Информация на сайте http://f4.fss.ru/ | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 216н* (далее - Приказ N 216н) | |
Дата представления Расчета в фонд страхователем | Датой представления файла Расчета считается дата его получения Фондом | Не регламентирует | Не регламентирует | Дата представления: - дата представления расчета лично или через представителя; - при отправке по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения; - при представлении в электронном виде - дата отправки, зафиксированная транспортным (почтовым) сервером (приложение 1 к Приказу N 216н) |
Дата получения Расчета Фондом | Дата и время получения Расчета Фондом указываются в квитанции о получении Расчета (Квитанции о получении Расчета с ошибками**) | Дата получения Расчета фиксируется сервером приема расчетов | Не регламентирует | Не регламентирует |
Обработка файла Расчета шлюзом приема расчетов в сети Интернет | После поступления файла Расчета страхователя на шлюз приема расчетов в сети интернет проводятся следующие этапы контроля: - проверка формата наименования и размера файла расчета; - расшифровка и проверка ЭЦП страхователя; - проверка соответствия структуры файла Расчета утвержденному формату; - проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля. Обработка файла Расчета шлюзом приема расчетов в сети интернет осуществляется не более 48 часов с момента получения (п. 4.4) | Полученный Фондом файл Расчета проходит обработку с использованием программных средств (п. 41) | Отправленный отчет проходит несколько стадий обработки: - проверка названия и размера зашифрованного файла; - расшифровка и проверка электронной подписи; - проверка соответствия структуры файла отчета утвержденному формату; - логический и арифметический контроль показателей отчета. Обработка файла расчета страхователя по форме - 4 ФСС РФ на шлюзе Фонда http://f4.fss.ru проходит в течение 24 часов с момента получения | Не регламентирует |
Дата и сроки приема Расчета Фондом | Согласно п. 4.5 Технологии приема файл Расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети интернет и не принимается фондом в следующих случаях***: - файл Расчета не соответствует формату наименования и размера файла Расчета в электронном виде; - отсутствует или не соответствует Требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭЦП, встраивания ЭЦП в документ и шифрования; - на момент проверки ЭЦП сертификат ключа подписи страхователя утратил силу (не действует, находится в списке отозванных сертификатов ключей подписи, выдан УЦ, не прошедшим кросс-сертификацию с Удостоверяющим центром Фонда); - файл Расчета подписан ЭЦП лица, не имеющего право на подписание данного расчета; - файл Расчета не соответствует структуре утвержденного формата | Прием Расчета на бумажном носителе, представленного заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день его поступления в территориальный орган Фонда (п. 38). Прием Расчета, направленного заявителем с использованием средств почтовой связи, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления Расчета в территориальный орган Фонда. При поступлении Расчета в территориальный орган Фонда в выходной или нерабочий праздничный день, его прием осуществляется в первый следующий за ним рабочий день (п. 39). Прием Расчета, направленного заявителем в форме электронного документа, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего заднем получения Расчета сервером приема Расчетов (п. 41) | Датой и временем приема отчета в виде электронного документа считаются соответственно дата и время (по серверу приема отчетности) поступления зашифрованного файла на шлюз Фонда. Квитанция является юридически значимым документом, подтверждающим факт приема ФСС заполненного расчета страхователя. Квитанция служит подтверждением факта получения и факта приема содержащегося в ней отчета страхователя, так и факта приема данного отчета в указанные моменты. Квитанция о приеме отчета формируется в случае успешной проверки ЭЦП и форматнологического контроля | Не регламентирует |
Протокол проверки и регистрации Расчета | Протокол проверки - информация, размещаемая на шлюзе приема Расчетов в сети Интернет, содержащая этапы обработки Расчета | Результатом регистрации Расчета, представленного на бумажном носителе, является проставление на титульном листе Расчета в подразделе "Заполняется работником Фонда" даты представления Расчета, фамилии, имени, отчества и подписи работника территориального органа Фонда, ответственного за регистрацию расчета и принявшего Расчет (п. 47). Результатом регистрации Расчета, представленного в форме электронного документа, является формирование Фондом квитанции о подтверждении приема Расчета в форме электронного документа на сервере приема расчетов или на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (п. 48) отчетный период предыдущий отчет страхователя считается недействительным | Дата и время формирования квитанции фиксируется в протоколе обработки поступившего файла и помещается в квитанцию. При повторной отправке отчета одного и того же страхователя за один и тот же | Не регламентирует |
* Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 216н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения". ** Квитанция о получении Расчета с ошибками - электронный документ, формируемый Фондом в зашифрованном виде, заверенный ЭЦП уполномоченного должностного лица Фонда, содержащий Расчет с ошибками в контрольных соотношениях показателей логического контроля в электронном виде, сведения о дате и времени получения Расчета Фондом, а также историю отправок предыдущих квитанций за текущий отчетный период. Квитанция свидетельствует о том, что файл Расчета получен Фондом, действительно является файлом Расчета, но в Расчете имеются ошибки в контрольных соотношениях показателей логического контроля с их описанием. *** Перечень случаев, в которых файл Расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема Расчетов в сети Интернет, является исчерпывающим. |
К сведению. За нарушение законодательства о страховых взносах предусмотрена ответственность. Согласно п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный данным законом срок Расчета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Положениями Административного регламента установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Фонда, территориального органа Фонда и должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги. В силу п. 54 Административного регламента заявитель может обратиться с жалобой на нарушение порядка предоставления государственной услуги в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации Расчета, представленного заявителем;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
- отказ Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
- отказ Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Согласно п. 59 Административного регламента в случае обращения заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней со дня регистрации указанной жалобы.
Обратите внимание! Положениями п. 56 Административного регламента установлено, что жалоба должна содержать:
- наименование Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Фонда, территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу.
О.В. Носова,
эксперт журнала "Строительство:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент подготовки журнала документ опубликован не был.
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.
*(4) Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.
*(5) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(6) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(7) Порядок и сроки представления отчета (расчета) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма - 4а ФСС РФ), утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.10.2009 N 847н.
*(8) Приказ ФСС РФ от 12.02.2012 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"