Промежуточная отчетность в 2012 году
В последнее время формат и порядок представления бухгалтерской отчетности неоднократно претерпевал изменения. Промежуточную отчетность в 2011 году нужно было сдавать по новым формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н*(1). Однако еще до конца первого года их применения в этот приказ были внесены изменения, и уже при составлении годовой отчетности за 2011 год пришлось руководствоваться новой редакцией - с учетом Приказа Минфина РФ от 05.10.2011 N 124н. Поэтому будет не лишним еще раз уточнить порядок представления промежуточной отчетности в 2012 году.
Кто и как должен представлять промежуточную отчетность в 2012 году
В течение 2012 года пока еще продолжает действовать старый Закон о бухучете*(2), согласно п. 2 ст. 15 которого обязанность представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала возложена на все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг).
Вопросы о составе и порядке представления промежуточной отчетности регламентируются разделом XI ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).
Иначе говоря, если учредители установили, что организация обязана представлять квартальную отчетность в том же объеме, что и годовую (с отчетами об изменении капитала, о движении денежных средств и с подробной пояснительной запиской), бухгалтер должен будет исполнять эти требования. Если же особых указаний от учредителей нет, достаточно составить лишь бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Если данных, приводимых непосредственно в балансе и отчете о прибылях и убытках (в табличной форме), для понимания соответствующих показателей отчетности заинтересованными пользователями недостаточно, нужно включать в промежуточную отчетность пояснения. Это следует из п. 6, 50 ПБУ 4/99. В такой ситуации необходимо заполнить графу "Пояснения". Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут составляться и в табличной, и в текстовой форме. Пример оформления пояснений в табличной форме представлен в приложении 3 к Приказу Минфина РФ N 66н. При этом содержание таких пояснений (оформленных в табличной форме) с учетом данного приложения определяется организацией самостоятельно (пп. "б" п. 4 Приказа Минфина РФ N 66н).
Сформировать промежуточную отчетность организация должна не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 51 ПБУ 4/99). Определяется содержание и производится оценка отдельных статей промежуточной отчетности по тем же правилам, по которым составляется годовая отчетность. В соответствии с п. 52 ПБУ 4/99 представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации.
Требование о представлении в составе промежуточной отчетности баланса и отчета о прибылях и убытках распространяется и на организации, имеющие статус субъектов малого предпринимательства (Письмо ФНС РФ от 06.05.2011 N КЕ-4-3/7388@).
Субъекты малого предпринимательства вправе формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, приведенной в п. 6 Приказа Минфина РФ N 66н*(3). Минфин в Письме от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80 также разъясняет, что организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Бухгалтерский баланс
Напомним, что при заполнении баланса нужно приводить данные по состоянию на три даты:
- на отчетную дату того отчетного периода, за который составляется отчетность (например, при составлении отчетности за 1 полугодие - на 30.06.2012);
- на 31 декабря предыдущего года (при сдаче промежуточной отчетности за 2012 год - на 31.12.2011);
- и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему (в нашем случае - на 31.12.2010).
Данные на 31.12.2011 и 31.12.2010 соответственно можно перенести из бухгалтерского баланса за 2011 год, а данные на отчетную дату (например, на 30 июня) - сформировать исходя из данных бухгалтерского учета.
Главной особенностью формы бухгалтерского баланса, подлежащей применению начиная с промежуточной отчетности за 2012 год, является включение Приказом Минфина РФ от 05.10.2011 N 124н в раздел I "Внеоборотные активы" двух новых строк: 1130 - "Нематериальные поисковые активы" и 1140 - "Материальные поисковые активы". Они предназначены для отражения видов активов, которые появились в бухгалтерском учете после 01.01.2012 в связи с применением нового ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов"*(4). Применять это ПБУ должны организации, осуществляющие затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр. В связи с тем, что для предприятий общепита данное ПБУ не актуально, заполнять эти строки им не придется.
В остальном содержание бухгалтерского баланса в составе промежуточной отчетности в 2012 году не отличается от содержания годового баланса за 2011 год. Тем не менее обратим внимание на некоторые важные моменты.
Принципиальный момент - переход права собственности
Принимая решение о том, как отражать те или иные операции в бухгалтерском учете и как формировать информацию о соответствующих объектах в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать допущения и требования, прописанные в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(5).
В частности, допущение имущественной обособленности предполагает, что на балансе должны учитываться только те ценности, которые являются собственностью организации. Поэтому, например, по строке "Основные средства" можно отражать по остаточной стоимости лишь те объекты, которые являются собственностью предприятия. Единственное исключение - это предметы лизинга, полученные организацией, да и то лишь в том случае, если по условиям договора лизинга они подлежат учету на балансе лизингополучателя (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"). Если же предприятие общественного питания получило оборудование по лизингу, но в договоре прописано, что это оборудование учитывается на балансе компании-лизингодателя, бухгалтеру нужно взять эти объекты на забалансовый учет (как и при обычной аренде), и в бухгалтерском балансе они отражены не будут.
Аналогичным образом принимать к учету на счетах 10 "Материалы", 41 "Товары" и др. нужно только те ценности, которые уже перешли в собственность организации. Также, по мнению автора, следует отражать на балансе имущество, которое является собственностью предприятия, но физически не находится в его распоряжении (например, если право собственности на закупаемые продукты и иные ценности уже перешло к организации-покупателю от поставщика, но фактически они еще находятся на складе поставщика или в пути). В таких случаях стоимость данных ценностей в учете отражается по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение ценностей" либо на отдельных субсчетах, открываемых к счетам 10 "Материалы", 41 "Товары" и другим счетам для учета приобретенных ценностей, находящихся в пути.
И наоборот, если произведенная кулинарная продукция уже отгружена со склада предприятия покупателям (или посредникам-комиссионерам), но право собственности на нее еще сохраняется за предприятием, стоимость такой продукции необходимо отразить на его балансе. Для этих целей предназначен счет 45 "Товары отгруженные".
Списание стоимости продукции и товаров со счета 41, а также списание себестоимости товаров, работ и услуг со счета 20 "Основное производство" и других счетов учета затрат также привязано к переходу к покупателям и заказчикам прав собственности на эти ценности и к приемке заказчиками выполненных работ и оказанных услуг. Именно на эту дату исходя из требований ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(6) и ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(7) должны признаваться доходы (выручка) и соответствующие им расходы.
Информация о денежных средствах и финансовых вложениях
Отражая в балансе информацию о денежных средствах и финансовых вложениях, нужно быть внимательными. Дело в том, что с 2011 года к денежным средствам приравнены так называемые денежные эквиваленты. Это понятие введено ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств"*(8). Под ними понимаются высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (п. 5 ПБУ 23/2011). В качестве примера в данном ПБУ приведены открытые в кредитных организациях депозиты до востребования. А несколькими годами ранее в Письме Минфина РФ от 21.12.2009 N ПЗ-4/2009 разъяснялось, что в качестве денежных эквивалентов могут рассматриваться векселя Сбербанка России, используемые организациями при расчетах за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, со сроком погашения до трех месяцев. Такие объекты по правилам бухгалтерского учета отражаются на счете 58 "Финансовые вложения" вместе с другими видами финансовых вложений.
Для правильного заполнения баланса нужно прежде всего "изъять" стоимость денежных эквивалентов (сальдо соответствующих субсчетов счета 58) и сложить их с денежными средствами (остатками по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути") для отражения по строке 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты".
Оставшуюся на счете 58 сумму далее следует разделить на две части в зависимости от того, являются ли соответствующие финансовые вложения долгосрочными или краткосрочными, поскольку они должны отражаться в балансе раздельно: в разделе I "Внеоборотные активы" по строке 1170 "Финансовые вложения" и в разделе II "Оборотные активы" по строке 1240 "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)". Причем делить вложения нужно не столько исходя из "формального" срока их обращения или погашения (например, по сроку действия договора займа, по условию эмиссии облигаций и др.), но прежде всего исходя из намерений организации в отношении данных вложений.
Если на счете 58 числятся облигации со сроком погашения 6 месяцев, они однозначно квалифицируются как краткосрочные вложения, а если срок погашения облигации (эмитированной и приобретенной в 2011 году) составляет три года (гасить ее будут в 2014 году), при отражении информации о таких вложениях по состоянию, предположим, на 30.06.2012 нельзя однозначно сказать, что эту облигацию нужно отражать как долгосрочное вложение. Вполне возможно, что у организации нет намерения держать такую облигацию до ее погашения (до 2014 года), а планируется продать ее раньше. И если руководство намерено продать ее, например, в ноябре - декабре 2012 года, эту ценную бумагу (долгосрочную по своей природе) необходимо классифицировать как краткосрочную в данном конкретном случае, ведь с позиции организации вложение в эту ценную бумагу носит краткосрочный характер.
Такой подход справедлив и в отношении акций и вложений в уставный капитал ООО. Несмотря на то что они изначально бессрочны, это не дает основания относить их стоимость к долгосрочным (подлежащим включению в раздел I), поскольку акции или доля в уставном капитале ООО могли быть приобретены не с целью оказания влияния на данную компанию, контроля за ней, получения дивидендов (доходов) в течение длительного времени, а для того чтобы в ближайшем будущем перепродать их и получить прибыль на разнице между ценой их покупки и ценой продажи.
Отчет о прибылях и убытках
Наиболее важным моментом, который нужно учитывать при формировании отчета о прибылях и убытках, является разделение доходов и расходов на две группы:
- доходы и расходы, не связанные с обычной деятельностью (выручка и расходы по обычным видам деятельности);
- прочие доходы и расходы.
Руководствоваться при этом необходимо требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Впрочем, на практике данное разделение должно быть обеспечено изначально при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а при составлении отчетности, в том числе промежуточной, нужно лишь убедиться в том, что в учете признаны все доходы и расходы, соответствующие условиям их признания, установленным ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, и наоборот, не произошло завышение сумм выручки и расходов в случаях, когда эти условия не выполнены. Например, если предприятие уже получило денежные средства от покупателя (потребителя), но еще не передало ему кулинарную продукцию и право собственности на нее к покупателю соответственно не перешло, в учете должна быть признана не выручка, а кредиторская задолженность в сумме полученного аванса (предоплаты).
При заполнении отчета о прибылях и убытках нужно иметь в виду, что доходы и прибыль отражаются обычной записью, а расходы и убытки (то есть те суммы, которые нужно вычитать при подведении итогов или которые имеют отрицательное значение) надо указывать в круглых скобках. Выручка всегда отражается за вычетом НДС и акцизов. Иначе говоря, указывается нетто-результат.
Строку "Управленческие расходы" заполняют только те организации, которые учитывают общехозяйственные расходы на счете 26 "Общехозяйственные расходы", и только в том случае, если их учетной политикой предусмотрено закрывать этот счет в дебет счета 90 "Продажи". В связи с тем, что организации общественного питания учитывают все возникающие расходы (кроме стоимости продуктов, относимых на счет 20 "Основное производство"), включая управленческие, на счете 44 "Расходы на продажу", заполнять эту строку они не должны.
При заполнении строки 2410 величину текущего налога на прибыль, как правило, берут из соответствующей налоговой декларации. В строках 2421-2450 ставятся прочерки в том случае, если предприятие общественного питания не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(9) (является субъектом малого предпринимательства и предусмотрело в учетной политике факт неприменения данного ПБУ). Если же ПБУ 18/02 применяется, в отчете о прибылях и убытках, кроме текущего налога на прибыль, указываются еще и постоянные налоговые обязательства (активы), изменение отложенных налоговых активов и изменение отложенных налоговых обязательств. При этом постоянные налоговые обязательства (активы), как и раньше, в строке 2421 указываются лишь справочно. Иными словами, при дальнейших расчетах организация эти суммы не задействует.
Для заполнения строк 2430 "Изменение отложенных налоговых обязательств" (счет 77), 2440 "Изменение отложенных налоговых активов" (счет 09) за отчетный период можно использовать простое правило: "дебет минус кредит". Проще говоря, нужно из дебетового оборота вычесть кредитовый оборот соответствующего счета и посмотреть на знак полученного результата:
- при положительном результате сумма записывается обычным способом и прибавляется при подведении итогов;
- при отрицательной величине сумма показывается в круглых скобках и вычитается при подсчете чистой прибыли.
В строке 2460 "Прочее" отражается информация об иных суммах, не учтенных в предшествующих строках отчета. Так, в этой строке отражают суммы налогов, уплаченных в рамках спецрежима в виде ЕНВД и других спецрежимов, суммы штрафных санкций за нарушения налогового законодательства. Заметим, что, если эти суммы существенны, целесообразно внести дополнительные расшифровывающие строки либо раскрыть информацию о них в пояснениях.
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(3) Подробнее об этом читайте в статье А.Г. Снегирева "О составе бухгалтерской отчетности", N 2, 2012, стр. 73.
*(4) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н.
*(5) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
*(6) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(7) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(8) Утверждено Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н.
*(9) Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"