Плата за водоотведение: регулирование, учет и налогообложение
Что такое водоотведение?
Водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Водоотведение неразрывно связано с водоснабжением, и, так же как и водоснабжение, оно осуществляется на платной основе.
Определение водоотведения, данное в начале статьи, содержит пункт 7 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ*(1) (далее - ВК РФ).
Но, как известно, с 1 января 2013 г. вступит в действие, за исключением отдельных положений, Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"*(2) (далее - Закон N 416-ФЗ). С этого же момента подпункт 7 ст. 1 ВК РФ утратит силу, что установлено статьей 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"*(3).
Основные понятия, используемые в Законе N 416-ФЗ, содержит статья 2 названного закона, согласно которой водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации), в свою очередь, представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, а сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Но новыми понятиями мы будем оперировать с 1 января 2013 г., а пока следует использовать старые.
Водоотведение в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167*(4). Названные Правила также содержат определение водоотведения, по которому водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Кратко рассмотрим основные положения, касающиеся водоотведения, установленные Правилами, и отметим, что названные Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Абонентами могут быть юридические лица, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Прием (сброс) сточных вод, как и отпуск (получение) питьевой воды, осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. 426, 539-548 Гражданского кодекса РФ*(5)), заключаемого абонентом с организацией ВКХ (п. 11 Правил).
Для заключения договора в организацию ВКХ следует представить пакет документов, перечень которых содержит пункт 12 Правил. В частности, должна быть представлена заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных к системам канализации, данных о субабонентах, а также об объемах водоотведения сточных вод абонента и субабонента. В состав документов входит баланс водоотведения (п. 12 Правил).
В случае временного отсутствия у абонента средств измерения объема сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение, учтенным средствами измерения, что следует из п. 56 Правил. При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. Абонент в этом случае обязан в сроки, согласованные с организацией ВКХ, представить все необходимые данные для расчета.
Пунктом 57 Правил определено, что в случаях самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м в секунду с момента обнаружения. Обратите внимание, что объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам, согласно п. 58 Правил, устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ. При установлении лимитов учитывается, в частности:
- фактическая мощность систем водоснабжения и канализации;
- необходимость первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
- соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации ВКХ водохозяйственными и природоохранными органами (нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абонентку органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ);
- баланса водопотребления и водоотведения абонента.
На период, необходимый абоненту для выполнения согласованных с организацией ВКХ мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод, организация ВКХ может установить абоненту временные условия приема сточных вод, указанные в договоре (п. 62 Правил).
Обязанность по обеспечению лабораторного контроля и соблюдению установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод возлагается на абонента (п. 64 Правил).
Контроль соблюдения нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (п. 65 Правил).
Как осуществляются расчеты за прием (сброс) сточных вод?
Оплата абонентом сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не установлено Правилами или договором, что следует из п. 69 Правил. Расчеты абонентов за прием (сброс) сточных вод в пределах и сверх установленных нормативов водоотведения производятся в порядке, установленном Правительством РФ (п. 70 Правил).
В Циркулярном письме Госстроя РФ от 14 октября 1999 г. N ЛЧ-3555/12 "О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" было разъяснено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производятся по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.
Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается по договору с организацией ВКХ на основании показаний средств измерения или в порядке, определяемом в соответствии с п. 56 Правил, о котором мы уже упоминали.
Если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за прием от них сточных вод производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления (п. 76 Правил). По соглашению абонента и субабонента с организацией ВКХ такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией ВКХ.
Форма оплаты услуг определяется по соглашению между абонентом и организацией ВКХ, что установлено пунктом 77 Правил.
Следует отметить, что организация ВКХ может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, основанием для чего может послужить неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод (п. 83 Правил).
Более подробно с обязанностями, правами и ответственностью организации ВКХ и абонента можно ознакомиться, обратившись к разделу VIII Правил.
Следует обратить внимание на то, что Правила не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307*(6) (далее - Правила N 307), о которых мы и поговорим далее.
Итак, коммунальные услуги, согласно определению, приведенному в п. 3 Правил N 307, - это деятельность исполнителя коммунальных услуг не только по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, холодному и горячему водоснабжению, но и по водоотведению, т.е., деятельность, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, представляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителями, соответственно, являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил N 307). В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются и услуги водоотведения (п. 6 Правил N 307). В Правилах предоставления коммунальных услуг также содержится понятие водоотведения, согласно которому водоотведение - это отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Если собственники помещений в многоквартирном доме не заключили договор с исполнителем о водоотведении, то они могут заключить такой договор непосредственно с организацией ВКХ (п. 7 Правил N 307). В этом случае организация ВКХ несет ответственность за водоотведение на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил N 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307. Согласно названному пункту, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы в жилых помещениях определяется для водоотведения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения 2 к Правилам N 307.
В нежилых помещениях плата за водоотведение при отсутствии приборов учета рассчитывается по тарифам, а также исходя из объема потребленного коммунального ресурса, который определяется для сточных вод как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды, что следует из п. 20 Правил N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 определено, что условия договора о водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам России. При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено, в частности, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ*(7) (далее - ЖК РФ). Плату за коммунальные услуги должны вносить наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, собственники жилых помещений, арендаторы жилых помещений, члены жилищных кооперативов, а также лица, принявшие от застройщика помещение в многоквартирном доме после выдачи последнему разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Вноситься такая плата должна своевременно и в полном объеме.
В состав платы за коммунальные услуги, исходя из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, входит и плата водоотведение.
Размер платы, согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены упомянутым постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности за водоотведение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"*(8) (далее - Закон N 210-ФЗ). В соответствии с названным законом в настоящее время регулированию, в частности, подлежат:
- тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Обращаем внимание, что с 1 января 2013 г. вступит в силу Закон N 416-ФЗ и с указанной даты регулирование тарифов в сфере водоснабжения будет осуществляться в соответствии с главой 6 этого закона. В течение 2012 г. следует применять положения Закона N 210-ФЗ.
При применении тарифов необходимо учитывать, что, согласно ч. 3 ст. 19 Закона N 210-ФЗ, плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок для потребителей.
Правительством РФ 14 июля 2008 г. принято постановление N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". Пунктом 12 этого документа установлено, что тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается.
Таким образом, размер платежа за водоотведение складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для организации ВКХ в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета.
Следует также обратить внимание на Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"*(9) (далее - Закон N 184-ФЗ). Частью 1 ст. 6 этого закона установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с названной статьей. Порядок установления и изменения индексов, о которых идет речь, устанавливается частями 1.1-6.1 ст. 6 Закона N 184-ФЗ.
Но частью 8 ст. 6 Закона N 184-ФЗ установлено, что положения, предусмотренные частями 1-7 ст. 6 названного закона, действуют до 1 января 2012 г., т.е. с указанной даты они утрачивают силу.
Вместе с тем в конце 2011 г., а именно 25 ноября 2011 г., Минрегион России в письме N 32565-ИБ/14 указал, что в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренной статьей 157 ЖК РФ, действуют нормы ст. 6 Закона N 184-ФЗ, предусматривающие соответствие размера платы граждан за коммунальные услуги установленным предельным минимальным и (или) максимальным индексам возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В развитие указанных норм постановлением Правительства РФ от 28 августа 2009 г. N 708 были утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги*(10), а также приказом Минрегиона России от 23 августа 2010 г. N 378 утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги*(11). В соответствии с п. 2 названных Основ предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
На основании изложенного и в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2012 г. Минрегион России в рассматриваемом письме указал на необходимость применения при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 г. положений, предусмотренных частями 1-7 ст. 6 Закона N 184-ФЗ.
Также в письме сообщено, что Минрегионом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий продление действия статьи 6 Закона N 184-ФЗ до конца 2012 г. Указанный проект федерального закона размещен на сайте Минрегиона.
Итак, размер платы за коммунальные услуги, в том числе водоотведение, в соответствии с п. 15 Правил N 307 рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В том случае, если исполнителем является ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, расчет размера платы за водоотведение осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из приложения 2 к Правилам N 307 следует, что при расчете размера платы за водоотведение применяется следующий показатель: руб./куб. м.
При отсутствии общедомовых, квартирных и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для водоотведения определяется в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения 2 к Правилам N 307, что установлено пунктом 20 Правил N 307. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней.
При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов. Для сточных вод такой объем определяется как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды, что следует из п. 20 Правил N 307.
Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 ЖК РФ. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306*(12) (далее - Правила N 306).
При определении нормативов водоотведения учитывается износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая). При выборе единицы измерения в отношении водоотведения используется следующий показатель: куб. м на 1 человека.
Норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов (п. 28 Правил N 306). Расчетным периодом для оплаты услуги водоотведения, как, впрочем, и иных коммунальных услуг, является календарный месяц, что установлено пунктом 14 Правил N 307. Плата за водоотведение должна вноситься ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы.
Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение коммунальных платежей. Согласно названному пункту, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Также отметим, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг при наличии задолженности потребителя по оплате услуг. В отношении водоотведения это правило не применяется, что следует из подп. "в" п. 81 Правил N 307.
Основанием для внесения платы за водоотведение являются платежные документы. Документы должны быть представлены исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 37 Правил N 307). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит пункт 38 Правил N 307. Плата за водоотведение может быть внесена несколькими способами, предлагаемыми в п. 40 Правил N 307, причем потребители сами могут выбрать тот, который им более удобен:
- оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;
- поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору;
- вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
- осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Правила N 307, на которые мы ссылались выше, в скором времени могут утратить силу. Им на смену придут Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354*(13). С какого момента новый документ вступит в силу, пока сказать сложно, следите за изменениями в законодательстве. Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе за водоотведение, в следующем порядке:
1) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155). Частью 7.1 ст. 155 установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества;
2) члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива - в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления названных выше кооперативов (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);
3) собственники помещений в доме, где создано ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, но сами не являющиеся членами ТСЖ и названных кооперативов, - в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо с этими кооперативами (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);
4) собственники помещений в доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, управление которым осуществляет управляющая организация, - этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);
5) собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, - в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);
6) собственники жилых домов - в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Следует сказать о том, что разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом помещении. Так, перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное и (или) горячее водоснабжение (п. 59 Правил N 307).
Бухгалтерский и налоговый учет платы за водоотведение рассмотрим на примере управляющей организации, так как этот способ управления многоквартирными домами в последнее время выбирают все больше и больше собственников.
Прежде всего напомним, что договор управления должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, что следует из ст. 162 ЖК РФ. По договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.
Управляющая организация, предоставляющая собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по водоотведению, поступления от собственников платы за водоотведение учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности.
Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(14) и принятыми на его основе нормативными правовыми актами.
Отметим, что руководствоваться названным законом следует лишь в течение 2012 г., поскольку с 1 января 2013 г. он утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(15).
В соответствии с п. 5 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99), доходами от обычных видов деятельности являются, в частности, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств (п. 6 ПБУ 9/99).
Расчетным периодом по коммунальным платежам является календарный месяц, следовательно, выручка признается в учете управляющей организации ежемесячно в сумме, рассчитанной исходя из установленных тарифов или нормативов.
Чтобы выполнить условия договора по предоставлению услуги водоотведения, управляющая организация, в свою очередь, должна заключить договор с организацией ВКХ согласно Правилам и приобрести соответствующую услуг у организации ВКХ. То есть в учете управляющей организации должны отражаться расходы на приобретение такого вида услуг, как водоотведение. Стоимость приобретенных управляющей организацией услуг организации ВКХ учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности, что следует из положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 "Продажи".
На основании подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации*(16) (далее - НК РФ) не подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса.
Коммунальные услуги, оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от обложения НДС, не включены, в связи с чем такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина России от 18 января 2012 г. N 03-07-14/06. Указанная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 февраля 2011 г. N 12552/10.
Разъяснение о порядке применения подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ содержит и письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169. Как сказано в письме, в соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от обложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса НК РФ не предусмотрено.
При применении указанной нормы следует руководствоваться пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ и пунктом 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ. Таким образом, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности услуги по водоотведению, предоставляемые управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от обложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ. На основании подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат. Таким образом, от обложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, что подтверждает и письмо Минфина России от 21 ноября 2011 г. N 03-07-14/112.
Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль организаций, регулируемого главой 25 НК РФ.
В целях налогообложения прибыли, согласно подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ, к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Затраты на приобретение услуги у организации ВКХ должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, (за вычетом суммы НДС).
Библиография
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
В.В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина",
участник экспертного совета по налоговому законодательству
при Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ и
Экспертного совета по налогам, созданного при
Департаменте по законодательству ТПП РФ
"Гражданин и право", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2381.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7358.
*(3) См.: там же. Ст. 7359.
*(4) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 8. Ст. 1028.
*(5) См.: Гражданский кодекс РФ. Часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Часть вторая, от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2501.
*(7) См.: Собрание законодательства. Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.
*(8) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36.
*(9) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5597.
*(10) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 36. Ст. 4353.
*(11) См.: Российская газета. 2010. 24 сентября.
*(12) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 22. Ст. 2338.
*(13) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 22. Ст. 3168.
*(14) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 48. Ст. 536.
*(15) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7344.
*(16) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плата за водоотведение: регулирование, учет и налогообложение
Автор
В.В. Семенихин - руководитель "Экспертбюро Семенихина", участник экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ и Экспертного совета по налогам, созданного при Департаменте по законодательству ТПП РФ
"Гражданин и право", 2012, N 6