Объявление в розыск осужденных, скрывшихся от контроля
Вопросы исполнения приговоров суда продолжают вызывать повышенное внимание как правоприменителей, так и представителей законодательной власти, что неудивительно. Подтверждение этому - внесённые летом 2011 г. Президентом РФ в Государственную Думу поправки в УК РФ и развернувшаяся широкая полемика вокруг них.
Не останавливаясь на несомненной значимости рассматриваемой темы, следует отметить, что другая причина постоянной её актуальности для исследователей - нахождение вопроса исполнения наказаний на стыке регулирования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, в результате чего на практике возникают определённые сложности в применении отдельных норм перечисленных отраслей права, предусматривающих основания возникновения конкретных правоотношений и порядок действий их участников.
Несмотря на постоянные попытки совершенствования законодательства до настоящего времени нет единообразного применения такого значимого института исполнения приговора суда, как отмена условного осуждения лицам, уклоняющимся от отбытия назначенного им наказания в виде лишения свободы. Сложности возникают при объявлении в розыск скрывшихся от органов контроля осуждённых, что, на наш взгляд, вызвано отсутствием прямой ссылки именно в уголовно-процессуальном законодательстве на возможность (необходимость) принятия судом этого решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 74 УК в случае, если условно осуждённый скрылся от контроля, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осуждённого, уполномочен вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Порядок рассмотрения материалов и принятия решения по вопросам, связанным с исполнением приговора, установлен гл. 47 УПК. В соответствии со ст. 397 УПК к числу вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, отнесена отмена условного осуждения. Вместе с тем полномочий по объявлению в розыск уклонившегося осуждённого, что, по нашему мнению, представляется логичным и необходимым продолжением действий по исполнению решения суда в этом случае, ст. 397 УПК, как и иные нормы Кодекса, не предусматривает. Не урегулирован этот вопрос также ст. 190 УИК РФ, предусматривающей ответственность условно осуждённых за уклонение от наказания.
Разъяснения порядка применения норм Уголовного кодекса, регламентирующих назначение и исполнение наказания, изложенные в постановлении пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", также не затрагивают вопросы розыска осуждённого, которому отменено условное осуждение.
Наличие подобного пробела в нормативном регулировании рассматриваемой проблемы привело к различному, подчас диаметрально противоположному её разрешению в сложившейся судебной практике. Имеют место случаи, когда суд при удовлетворении ходатайств уголовно-исполнительной инспекции об отмене назначенного наказания отказывает в объявлении осуждённого в розыск. Так, в практике Усольского городского суда Иркутской области широко распространены случаи отказа в объявлении в розыск лиц при отмене им условного осуждения со ссылкой на то, что гл. 47 УПК такие полномочия за судом не закреплены*(1).
Подобный подход в целом отражает позицию Верховного Суда РФ, относящую вопросы розыска осуждённых к полномочиям оперативно-розыскных служб и уголовно-исполнительной инспекции. К примеру, в замечаниях Верховного Суда РФ на пакет поправок в УК РФ от 7 июня 2011 г. прямо указано на то, что из норм УПК, регулирующих вопросы исполнения приговора, не усматривается необходимости принятия судебного решения для объявления в розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания*(2).
Вместе с тем эта позиция спорная, поскольку исполнение подобного рода решений в дальнейшем фактически наталкивается на непреодолимые в правовом поле препятствия. Комплексный анализ приведённого законодательства и организационно-распорядительных документов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной инспекции и органов внутренних дел, т.е. подразделений, вовлечённых в сферу контроля за поведением условно-осуждённых, показывает, что их сотрудники впоследствии лишены возможности самостоятельно инициировать официальный розыск осуждённого.
В соответствии с инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой приказом Министра юстиции РФ от 20 мая 2009 г. N 142, инспекция вправе объявить розыск только в отношении следующих категорий осуждённых (п. 144 инструкции):
1) злостно уклоняющийся от отбывания наказания осуждённый к обязательным работам;
2) скрывшийся с места жительства осуждённый к исправительным работам;
3) лицо, осуждённое с отсрочкой отбытия наказания.
В действующих приказах МВД России, регламентирующих вопросы розыскной работы, в качестве оснований для заведения розыскного дела в отношении осуждённых приведены постановления судьи и определения суда, что логично для этой стадии судопроизводства.
В свою очередь, в практике широко встречаются решения, когда суд при рассмотрении материалов в отношении уклонившихся от исполнения наказания условно осуждённых принимает решение об отмене наказания и одновременном объявлении их в розыск*(3). Такая практика поддерживается и кассационной инстанцией судов субъектов Федерации*(4). Несмотря на отсутствие прямых, предусмотренных УПК полномочий для принятия таких судебных решений, эта позиция, на наш взгляд, позволяет оптимизировать и ускорить работу по приведению в исполнение приговора суда, обеспечить своевременное и полное достижение целей наказания и уголовного судопроизводства в целом.
Представляется, что решением изложенной проблемы может стать включение в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, вопроса об объявлении в розыск осуждённого, скрывшегося от исполнения условного наказания.
Р. Шергин,
прокурор г. Усолье-Сибирское Иркутской области
"Законность", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Постановление Усольского городского суда об отмене условного осуждения Михину от 7 мая 2010 г.
*(2) См.: Замечания Верховного Суда Российской Федерации по пакету президентских поправок в УК РФ, направленных на гуманизацию уголовного законодательства: http://pravo.ru/news/view/55398/
*(3) См.: Постановление Нерехтского районного суда Костромской области от 15 марта 2011 г. об отмене условного осуждения Д. и объявлении её в розыск.
*(4) См.: Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 3 февраля 2010 г. по делу 22-220/2010 в отношении Сизовой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.