"Внеочередники" из числа детей-сирот не хотят получать жилье в связи с тем, что оно расположено не в районном центре, а в иных поселениях муниципального района.
Могут ли они по этому основанию быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях?
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусматривает обязанность государства обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
Данные положения соотносятся с нормами жилищного законодательства. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения таким лицам предоставляются вне очереди. Причем дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ (смотрите также определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 32-Г07-26).
Внеочередное обеспечение жилой площадью должно осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста (ст. 1 Закона N 159-ФЗ). Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет считаться реализованной только после предоставления жилого помещения (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20.05.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://leninsky.pnz.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=615&;cl=1, кассационное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.02.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://oblsud.perm.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&i d=59400001102100939403751000977428).
Как указал Верховный суд РФ, достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Поэтому достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является (смотрите ответ на вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006). Данной позиции придерживается и судебная практика (смотрите, например, решение Стародубского районного суда Брянской области от 18.03.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://starodubsky.brj.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=112&cl= 1).
Порядок предоставления жилья детям-сиротам ничем не отличается от порядка предоставления жилья по договорам социального найма иным гражданам. Так, согласно ч. 4 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решению органа местного самоуправления. Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным (применительно к конкретному населенному пункту), отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть юридически и фактически свободным. Как правило, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случаях заселения освободившихся помещений в коммунальной квартире, если в них не проживают категории граждан, прямо перечисленные в частях 1-3 ст. 59 ЖК РФ.
При этом часть 5 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта). Отметим, что зачастую суды обязывают органы исполнительной власти соответствующего уровня предоставить гражданам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах территории муниципального образования, в том числе муниципального района (смотрите, например, апелляционное определение Пермского краевого суда от 28.03.2012 по делу N 33-2704, апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.03.2012 N 33-2338/2012). Однако, учитывая буквальное толкование нормы ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, а также то, что в соответствии со ст.ст. 2, 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" некоторые муниципальные образования (сельское поселение и муниципальный район) включают в себя более одного населенного пункта, по нашему мнению, место расположения предоставляемого жилого помещения должно находиться не в границах территории определенного муниципального образования, а в черте конкретного населенного пункта. В этой связи смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 15.02.2012 N 33-776/2012, определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.02.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id =63400001102041123301761000288523; кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда N 33-4225/2011 от 28.12.2011.
Обращаем Ваше внимание на то, что положение ч. 5 ст. 57 ЖК РФ связывает предоставление жилого помещения по договору социального найма не с местом регистрации гражданина, не с местом его работы и т.п., а исключительно с местом жительства, под которым Гражданский кодекс РФ подразумевает место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ). Регистрация служит лишь одним из доказательств места жительства. Место жительства может подтверждаться договором найма (поднайма), договором аренды жилого помещения, т.п. (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Таким образом, жилое помещение должно предоставляться в том населенном пункте, в котором заявителем подтверждено место своего жительства (смотрите, например, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 30.08.2010, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://vs.udm.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_n).
Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях исчерпывающим образом представлен в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, и он носит исключительный характер. Такой причины, как отказ гражданина от предоставляемого жилого помещения, в данной норме не содержится. Поэтому снятие его с учета по такому основанию будет неправомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 12.01.2011 N 5-Г10-250 указала, что субъект РФ, являясь собственником регионального жилищного фонда, вправе установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам, а также норм, направленных на защиту от возможных злоупотреблений в жилищной сфере.
В частности, Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрены определенные негативные последствия отказа граждан от предоставляемых жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания: после троекратного отказа такие граждане переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год; а ввиду двукратного отказа от предложенных помещений лиц, включенных в такой список нуждающихся, уполномоченные органы сами принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения договора социального найма.
Однако каких-либо законодательных актов Оренбургской области, предусматривающих последствия отказа граждан от предложенных им жилых помещений, нам найти не удалось. Поэтому в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, в отсутствие оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сняты быть не могут, соответственно, у органа исполнительной власти сохраняется обязанность по их обеспечению жилыми помещениями. При этом необходимо учитывать, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения во внеочередном порядке не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов: отсутствия свободных жилых помещений, наличия иных лиц, нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, отсутствия достаточных денежных средств и т.п. (смотрите, например, решения Кировского районного суда г. Иркутска от 26 февраля 2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://kirovsky.irk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=124&;cl=1, Красноярского районного суда Самарской области от 08.06.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://krasnoiarsky.sam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=364&;cl=1, Центрального районного суда г. Тольятти от 10.06.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://centralny.sam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1142&cl=1 ).
К сведению:
Разрешение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона N 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Закона N 159-ФЗ).
В ч. 4 ст. 49 ЖК РФ указано, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Иными словами, при наличии соответствующих полномочий обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления. В частности, пунктом 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ органы местного самоуправления Оренбургской области наделены государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления. Однако при этом муниципалитету должны быть предоставлены достаточные финансовые ресурсы на выполнение государственных обязательств (ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П). Кроме того, из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203).
Поэтому при невозможности обеспечения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, органы местного самоуправления не лишены возможности обратиться к органам государственной власти субъекта РФ для предоставления необходимых ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года будет создан специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данным законом определено, что таким лицам региональными органами власти должны предоставляться однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. При необходимости срок проживания может быть продлен ещё на 5 лет. Вышеуказанные лица не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
29 июня 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.