О перспективах развития автомобильной отрасли
Каждый год Минэкономразвития составляет прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую перспективу. В документе уделяется внимание факторам, определяющим рост национальной экономики, а также прогнозируется развитие различных ее отраслей. Транспорт занимает не последнее место в числе приоритетных направлений социально-экономического развития РФ. Предлагаем читателю ознакомиться с очередным прогнозом Минэкономразвития на 2012 и плановый период 2013-2014 годов, а также с другими ожидаемыми переменами.
В целом об автомобильном транспорте
После нескольких кризисных и послекризисных лет снижения и стагнации деятельность транспортного комплекса постепенно переходит к уверенному росту по всем направлениям. Так, по итогам I полугодия 2011 года объем коммерческих перевозок грузов составил 105,9% объема за аналогичный период 2010 года, коммерческий грузооборот - 105,8% и пассажирооборот - 103,5% соответственно. Основными факторами стабилизации спроса на транспортные услуги стали рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности, улучшение показателей внешнеэкономической деятельности, а также увеличение реальных доходов населения страны.
В то же время развитие автомобильных перевозок сдерживается интенсивной автомобилизацией населения при низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог. Так, в настоящее время около 50% общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей для снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
Неспроста в предыдущем Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Минэкономразвития основной акцент сделало на развитии транспортной инфраструктуры, модернизация которой требует существенных расходов. Важнейшим событием для дорожной отрасли стало создание системы дорожных фондов. Так предполагается реализовать принцип "пользователь платит", установив четкую связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (они законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Ожидается, что система дорожных фондов станет для дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует обновление и развитие системы автомобильных дорог РФ. Как будет на самом деле - покажет время.
О грузовых перевозках
В последнее время предприятия автомобильного транспорта вели агрессивную политику по привлечению грузовой базы, включая в свою сферу интересов грузы, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом. В связи с этим увеличилась средняя дальность перевозки грузов (на 28%!). Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояния до 2 000 км. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится. Ключевыми для обеспечения конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность). В целях повышения энергоэффективности, в том числе на транспорте, предполагается реализация ряда мероприятий по снижению удельного расхода топлива и уменьшению доли топливной составляющей в затратах на производство услуг грузового транспорта.
Пассажирские перевозки
Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных доходов населения, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг. Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом - примерно по 30%. На городской электрический транспорт приходится порядка 12%. В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение доли воздушного транспорта.
Не секрет, что развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг. В первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка). При этом Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее увеличение пассажирооборота транспорта общего пользования.
О дооборудовании автобусов
На фоне оптимистичных прогнозов развития рынка пассажирских перевозок нельзя обойти вниманием новшество, вводимое Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 790. В частности, с 1 января 2012 года одним из лицензионных требований для перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), станет наличие у перевозчика транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Использование транспортных средств, не оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и (или) не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и (или) не прошедших предрейсового технического осмотра, будет квалифицироваться как грубое нарушение лицензионных условий (пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом*(1)). Однако эта поправка вступит в силу не ранее 1 июля 2012 года - перевозчикам пассажиров дается полгода на то, чтобы оснастить свой автобусный парк аппаратурой спутниковой навигации (если это еще не сделано)*(2). В нормативном документе не сказано, сколько времени предлагается на "обкатку" аппаратуры на автобусах, чтобы она обеспечивала перевозчикам и пассажирам экономию времени и средств. В любом случае с этим лучше не затягивать. Чем раньше пассажирский перевозчик оснастит свой автобусный парк, тем быстрее сотрудники предприятия освоятся с новой аппаратурой и начнут пользоваться преимуществами систем навигации в пассажирских перевозках.
* * *
Итак, перспективы развития автомобильной отрасли есть. Остается надеяться, что прогноз Минэкономразвития сбудется, а перевозчики пассажиров и грузов в ближайшие три года не только увеличат свою прибыль, но и повысят качество предоставляемых транспортных услуг.
Л.А. Козырева,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
*(2) О правовых моментах, учете и налогообложении оборудования автомобиля аппаратурой навигации было рассказано в статье Ю.А. Васильева "Оборудование ТС аппаратурой системы ГЛОНАСС", N 3, 2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"