Особенности размещения заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона)
В соответствии с нормами Закона о государственных закупках*(1) государственные (муниципальные) учреждения вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона) исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной (аукционной) документации либо в проекте контракта, и в случае размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств. Особенностям проведения указанных процедур и будет посвящена эта статья.
Процедура согласования
В соответствии с ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 Закона о государственных закупках закрытый конкурс (закрытый аукцион) может проводиться исключительно в случае согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган). Порядок проведения указанного согласования регламентирован Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 N 124 "Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)" (далее - Порядок согласования).
Напомним, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является ФАС (п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд"). Кроме того, полномочия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, имеет Рособоронзаказ (п. 9 Указа Президента РФ от 19.09.2011 N 1206 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по оборонному заказу").
Таким образом, согласование размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона) осуществляется Рособоронзаказом, а размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств, - ФАС.
В силу п. 2 Порядка согласования для согласования проведения указанных процедур учреждение направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти письменное обращение, подписанное руководителем учреждения (лицом, его замещающим). Направляемое обращение должно содержать следующие сведения:
- обоснование отнесения сведений о предмете размещения заказа к составляющим государственную тайну, описание предмета размещения заказа, включая количество закупаемого товара, заказываемых работ (услуг), начальную цену контракта, источник финансирования с указанием программы, в рамках которой производится выделение средств. Напомним, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, приведен в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне);
- перечень приглашаемых к участию в закрытом конкурсе (закрытом аукционе) лиц, которые соответствуют требованиям Закона о государственных закупках, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
- выписку из реестра лицензий на право выполнения работ, оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную органом, уполномоченным на ведение соответствующей лицензионной деятельности, с полным перечнем организаций, обладающих лицензиями на проведение работ, оказание услуг, соответствующих предмету заказа.
Необходимо отметить, что случае отсутствия в обращении указанных выше сведений уполномоченный орган вправе (п. 7 Порядка согласования):
- не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его учреждению в течение пяти рабочих дней со дня его поступления с сопроводительным письмом, в котором указываются причины возврата;
- дополнительно в установленные им сроки запросить информацию (документы), предусмотренные Порядком согласования. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до представления информации. В случае непредставления информации в срок, указанный в запросе, уполномоченный орган вправе обращение к рассмотрению не принимать и возвратить его заявителю.
Обратите внимание! Передача сведений, составляющих государственную тайну, должна осуществляться в соответствии с требованиями ст. 16 и 17 Закона о государственной тайне. Кроме того, перевозка и доставка почтовых отправлений, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, должны осуществляться силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Рассмотрение поступившего обращения осуществляется уполномоченным органом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения. В ходе рассмотрения обращения уполномоченный органа вправе:
- запрашивать дополнительные документы и материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения;
- приглашать лиц, чьи интересы могут быть затронуты;
- привлекать к рассмотрению обращения независимых экспертов.
В соответствии с п. 12 Порядка согласования по результатам рассмотрения обращения может быть принято решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). Отказ в согласовании проведения указанных процедур может быть дан только в следующих случаях:
- если в представленном обращении или сопроводительных документах выявлены нарушения Закона о государственных закупках;
- если отнесение сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну, необоснованно;
- если выявлен факт необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемого закрытого конкурса (аукциона).
О принятом уполномоченным органом решении учреждение уведомляется письмом, которое направляется ему в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия решения.
Особенности проведения закрытого конкурса
Проведение закрытого конкурса осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения открытого конкурса, с учетом особенностей, установленных ст. 30 Закона о государственных закупках.
Согласно ч. 3 данной статьи при принятии решения о проведении закрытого конкурса бюджетное учреждение не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе в письменной форме направляет приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Законом о государственных закупках, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса, а также имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае проведения закрытого конкурса при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работы, оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну. Кроме того, в такой же срок все приглашения должны быть направлены и в уполномоченный орган (ФАС или Рособоронзаказ).
Напомним, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ). То есть процедура вскрытия конвертов должна проводиться минимум на 31-й день со дня направления приглашений о принятии участия в закрытом конкурсе. Направляемые приглашения должны содержать следующие сведения:
1. Форму торгов.
2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.
3. Предмет контракта с указанием количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, объем работ, услуг.
4. Место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. Начальную (максимальную) цену контракта (цену лота). Напомним, что в соответствии со ст. 19.1 Закона о государственных закупках учреждение обязано в конкурсной документации, документации об аукционе обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота). Обоснование должно содержать полученные информацию или расчеты и использованные источники информации о ценах на товары, работы, услуги, в том числе соответствующие сайты в Интернете или иные источники. Обоснование должно являться составной частью конкурсной документации (документации об аукционе). Источниками информации о ценах на товары, работы, услуги, являющиеся предметом заказа, могут быть, в частности:
- данные государственной статистической отчетности;
- официальный сайт, реестр контрактов;
- сведения о ценах производителей;
- общедоступные результаты изучения рынка;
- исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика (уполномоченного органа), в том числе по контракту или гражданско-правовому договору.
Изучение и исследование рынка, а также информации о ценах производителей подразумевают анализ ценовых предложений нескольких компаний, осуществляющих деятельность на функционирующем конкурентном рынке, соответствующем предмету размещения заказа. Если для расчета начальной (максимальной) цены заказчик руководствуется ценами одного производителя или прайс-листом одной компании, могут быть созданы условия участия в торгах, запросе котировок, ограничивающие количество участников размещения заказа, функционирующих на данном конкурентном рынке.
По мнению ФАС, высказанному в Письме от 13.07.2011 N АЦ/27041, во избежание ограничения количества участников размещения заказа необходимо при обосновании начальной (максимальной) цены руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа.
Кроме того, ст. 19.1 Закона о государственных закупках предусмотрено использование бюджетным учреждением иных источников информации, в том числе осуществление собственных расчетов начальной (максимальной) цены контракта, использование информации, размещенной на официальном сайте.
На основании вышеизложенного достаточным условием исполнения установленных требований вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта является указание в документации о торгах совокупности полученной учреждением информации в виде таблиц, схем, текста и т.п.
6. Срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена.
7. Место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, место и дату рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.
8. Преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены.
Необходимо отметить, что в отличие от проведения открытого конкурса при проведении закрытого конкурса извещение о проведении не оформляется. Кроме того, конкурсная документация и ее изменения, а также разъяснения по ним не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заметим, что аналогичный порядок предусмотрен в случае проведения закрытого аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 и ч. 1 ст. 34 Закона о государственных закупках конкурсная документация (документация об аукционе) разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Указанная документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товаров, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, размерам, упаковке, отгрузке товаров, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Указание в конкурсной документации (документации об аукционе) на товарные знаки должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с используемыми заказчиком и случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При размещении заказов на поставки машин и оборудования заказчик устанавливает в конкурсной документации требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товаров, к гарантийному обслуживанию товаров, к расходам на обслуживание товаров в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товаров, если это предусмотрено технической документацией на них. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования в конкурсной документации должны быть установлены требования о предоставлении гарантии производителя данных товаров и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товарами. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования устанавливаются требования о предоставлении гарантии поставщика на данные товары и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товарами и срок ее действия должен быть не менее срока действия гарантии производителя данных товаров.
Также согласно п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона о государственных закупках заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет 50 000 000 руб. и более, поставок медицинского оборудования - обязан определить такие обязательства (в том числе о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика) и обязательство о предоставлении вместе с товарами обеспечения гарантии поставщика на них в размере от 2 до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Для участия в конкурсе участник размещения заказа, получивший приглашение, подает заявку в письменной форме в запечатанном конверте в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Заметим, что не допускается подача заявок на участие в конкурсе, а также предоставление конкурсной документации, изменений, внесенных в нее, направление запросов о разъяснении положений конкурсной документации и предоставление таких разъяснений в форме электронных документов. Разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены заказчиком в письменной форме до сведения всех лиц, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос (ч. 4 ст. 30 Закона о государственных закупках).
В день, во время и в месте, указанных в приглашении к участию в проведении закрытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе. Заметим, что вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться и ранее даты, указанной в конкурсной документации, но исключительно при наличии согласия с этим в письменной форме всех лиц, которым были направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе и протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе составляются в двух экземплярах, один из которых должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее дня, следующего после дня подписания соответствующего протокола. Кроме того, копии протокола в эти же сроки должны быть направлены и всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе. Аналогичный порядок предусмотрен в ч. 4.2 ст. 30 Закона о государственных закупках для направления экземпляра и копий протокола оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе.
Обратите внимание! Нарушение сроков направления в уполномоченный орган приглашений принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов аукциона не более чем на два рабочих дня может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения в размере 3 000 руб., а на само учреждение - 10 000 руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). Если же задержка будет более двух рабочих дней, то штраф может составить для должностных лиц - 30 000 руб., а для учреждения - 100 000 руб. (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ).
Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Совокупная значимость данных критериев должна составлять 100%. В новой редакции ч. 6 ст. 28 Закона о государственных закупках значимость таких критериев, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, не должна превышать 20%.
Для справки. Протоколы, составленные, а также информация, полученная в ходе проведения закрытого конкурса, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете (ч. 5 ст. 30 Закона о государственных закупках). Кроме того, при проведении закрытого конкурса запрещается осуществлять аудио- и видеозапись.
С лицом, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке которого на участие в конкурсе присвоен первый номер, заключается государственный контракт. Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Закона о государственных закупках). Напомним, что по общему правилу, установленному ст. 193 ГК РФ, в случае если последний день срока является нерабочим, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Заметим, что несоблюдение указанного требования может повлечь административную ответственность и наложение административного штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ).
Особенности проведения закрытого аукциона
Как и в случае с закрытым конкурсом, проведение закрытого аукциона осуществляется в порядке, предусмотренном для открытого аукциона, с учетом особенностей, установленных ст. 39 Закона о государственных закупках.
Согласно ч. 3 данной статьи при принятии решения о проведении закрытого аукциона бюджетное учреждение не позднее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в письменной форме направляет приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Законом о государственных закупках, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом аукциона, а также имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае проведения закрытого аукциона при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работы, оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну.
Кроме того, в такой же срок все приглашения должны быть направлены и в уполномоченный орган (ФАС или Рособоронзаказ) (ч. 3.1 ст. 30 Закона о государственных закупках).
Направляемые приглашения должны содержать следующие сведения:
1. Форму торгов.
2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.
3. Предмет контракта с указанием количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, объем работ, услуг.
4. Место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. Срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена.
6. Начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).
7. Место, дату и время проведения аукциона.
Как и в случае с закрытым конкурсом, протоколы, составленные в ходе проведения закрытого аукциона, а также информация, полученная в ходе его проведения, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Также при проведении закрытого аукциона запрещается осуществлять аудио- и видеозапись (ч. 6 ст. 39 Закона о государственных закупках).
Согласно ч. 4.1 и 4.2 ст. 39 Закона о государственных закупках протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе должен быть составлен в двух, а протокол аукциона - в трех экземплярах. В срок не позднее одного дня после подписания соответствующего протокола один экземпляр каждого из них должен быть направлен в уполномоченный орган. Копии протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе в аналогичный срок должны быть направлены участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе.
При проведении закрытого аукциона контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола аукциона (ч. 1.1 ст. 38 Закона о государственных закупках).
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"