Путеводитель по кадровому делу:
Время отдыха. Отпуска. Отдых работников транспорта
Оглавление Путеводителя по кадровому делу
Нормативное регулирование
1. Статья 329 ТК РФ. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств
2. Статья 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
3. Сводный текст Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)
4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 9 марта 2016 г. N 44)
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 января 2015 г. N 23н "Об утверждении примерной формы трудового договора, заключаемого работодателем (судовладельцем) и работником (моряком) для работы в составе экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации"
6. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139)
7. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. Приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127)
8. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15)
9. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 133)
Формы документов
1. Унифицированная форма N Т-2 "Личная карточка работника" (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)
2. Унифицированная форма N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику" (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)
3. Унифицированная форма N Т-7 "График отпусков" (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)
4. Унифицированная форма N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику" (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)
5. Примерная форма приказа о назначении ответственного за контроль режимов труда и отдыха водителей (подготовлено экспертами компании "Гарант")
Комментарии
1. Справка о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников (подготовлено экспертами компании "Гарант")
2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (книга Гейхмана В.Л., Сидоренко Е.Н.)
3. Сборник памяток. Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: для работодателя (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.)
4. Междусменный перерыв: какова продолжительность? (журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 4, апрель 2017 г.)
5. СУРВ на предприятии транспорта (журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2016 г.)
6. Автомобиль в организации ("Экономико-правовой бюллетень", N 1, январь 2015 г.)
7. Режим труда и отдыха водителей ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2014 г.)
8. Водители: особенности рабочего времени ("Отдел кадров коммерческой организации", N 9, сентябрь 2014 г.)
9. Новое в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2014 г.)
10. О труде работников "за рулем" ("Отдел кадров коммерческой организации", N 4, апрель 2013 г.)
11. Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей ("Законодательство и экономика", N 4, апрель 2013 г.)
12. Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта ("Законодательство и экономика", N 3, март 2013 г.)
Решения практических ситуаций
Ситуация 1: В учреждении водителям установлены пятидневная рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье, ненормированный рабочий день, график работы с 7.00 до 16.00 (8 часов работы), перерыв для питания и отдыха - 1 час. Руководствуясь п. 25 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", необходимо установить работникам ежедневный междусменный отдых продолжительностью 16 часов. Как установить продолжительность ежедневного отдыха водителей в данной ситуации в соответствии с нормами трудового законодательства? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2017 г.)
Ситуация 2: В Федеральном государственном бюджетном научном учреждении работают водители по пятидневной рабочей неделе с режимом работы с 8.00 до 17.00 и перерывом на обед 1 час. Водители обслуживают директора и заместителей директора. Суммированный учет у водителей не установлен. Ненормированный рабочий день у водителей не установлен, у заместителей тоже. Почти каждую неделю им объявляют работу в выходной день с двойной оплатой труда. В итоге в табеле учета стоят все рабочие дни без выходных или с одним выходным за месяц. Является ли работа в выходной день сверхурочной? Можно ли объявлять каждые выходные водителям работу в выходной день? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)
Ситуация 3: Для водителей автомобилей установлена 40-часовая рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени (8 ч). Они работают на условиях ненормированного рабочего дня. Работодатель собирается закрепить в своем локальном акте график дежурства водителей автомобилей в нерабочее время (после окончания рабочего времени, в нерабочие праздничные и выходные дни). Дежурство будет осуществляться "на телефоне" или "на дому". В случае производственной необходимости дежурный водитель с его согласия будет привлекаться к работе в выходной день или к сверхурочной работе. Вправе ли работодатель ввести для водителей данные дежурства? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)
Ситуация 4: Организация (арендатор) заключила с физическим лицом договор аренды грузового автомобиля. Физическое лицо - арендодатель по договору не выступает в качестве ИП, не является работником арендатора. Предполагается, что услуги по управлению транспортным средством арендодатель будет оказывать лично. Кто при договоре аренды с экипажем между арендодателем - физическим лицом и арендатором - юридическим лицом несет ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха водителя? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)
Ситуация 5: Водители автобусов не работают на регулярных городских, пригородных и междугородних маршрутах. Они работают по скользящему графику по 10 часов в день, установлен суммированный учет рабочего времени. Можно ли установить водителям следующий график работы: рабочее время - с 6.30 до 9.00, с 11.00 до 15.00 и с 17.00 до 20.30, отдых - с 9.00 до 11.00, обед - с 15.00 до 17.00? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.)
Ситуация 6: Я работник специального вагона железнодорожного транспорта. Режим рабочего времени и времени отдыха для работников специальных вагонов регулируется в соответствии с подзаконным актом - "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", (утв. приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7), с изменениями и дополнениями от: 28 марта 2007 г. Вот выдержка... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2017 г.)
Ситуация 7: Я работаю машинистом на железной дороге. Каким образом работодатель должен предоставлять выходные дни локомотивным бригадам? График выходных дней не ведется в этом месяце, в прошлые был, но не соблюдался. У некоторых годовая переработка уже составляет по 50-90 часов, ссылаются на нехватку локомотивных бригад (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.)
Судебная практика
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309 (решение Верховного Суда об отказе в признании частично не действующими пп. 20, 21, 24 и 32 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 16 мая 2003 г. N 133, оставлено без изменения)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Путеводитель по кадровому делу
Подготовлен экспертами компании "Гарант"
Путеводитель по кадровому делу включает тематические подборки правовых норм, судебной практики, разъяснений государственных органов власти, аналитических материалов, практических ситуаций, а также форм документов и образцов их заполнения.
Быстро разобраться с кадровым вопросом Вам помогут:
- наглядное представление,
- подробная структура,
- одновременное наличие различных видов информации по интересующей проблеме,
- актуальные специально отобранные материалы.