Специалисты отрасли - о новых правилах аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест, которая, согласно Трудовому кодексу, является обязательной, мало популярна среди работодателей - только четверть из них указала, что проводят аттестацию рабочих мест по всем правилам. Большинство заявило, что аттестация рабочих мест в их компании не проводится вообще. Но после ужесточения штрафов, а также вступления в действие нового порядка аттестации рабочих мест ситуация должна измениться.
1 сентября 2011 г. вступил в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России N 342н от 26 апреля 2011 г.
Аттестация рабочих мест - инструмент, который позволяет контролировать их безопасность и позволяет работодателям получать некоторые преференции, если они обеспечивают достойные условия труда своему персоналу. Проводить аттестацию рабочих мест работодатель должен не реже чем раз в пять лет. Но если раньше бизнесмен мог делать это сам, то теперь оценивать соответствие рабочих мест установленным критериям должно независимое агентство. Всего их в стране на сегодняшний день чуть больше шести сотен. За аттестацию одного рабочего места бизнесмен должен заплатить такому агентству от 300 до 10 тыс. руб. В подавляющем большинстве эта сумма составляет 2,5-3 тыс. - и это только за саму оценку.
О том, что обязательную аттестацию рабочих мест проводит только четверть работодателей, свидетельствуют данные опроса исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. Опросив 1 тыс. представителей кадровых служб и менеджеров по персоналу, в центре выяснили, что большинство работодателей пренебрегает аттестацией рабочих мест - на то, что в их компании она не проводится вообще, указали 42%. Только 24% опрошенных отметило, что аттестация рабочих мест проводится по всем правилам. Представители почти каждой десятой компании (9%) признались, что аттестация рабочих мест в их компании носит условный характер. Наконец, четверть представителей кадровых служб и вовсе затруднились ответить. Лучше всего ситуация с аттестацией рабочих мест в крупных компаниях, хуже всего - в малом и среднем бизнесе.
Полученные данные иллюстрируют и без того сложную ситуацию с охраной труда в России. Как показывают результаты проверок Федеральной инспекции труда, число правонарушений в области охраны труда на протяжении ряда лет не снижается. Помимо того что ежегодно выявляется около 1 млн. нарушений в области охраны труда, устойчиво растет численность работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям охраны труда. Так, в 2010 г. доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила 29% (в 2006 г. - 23,4%, в 2007-м - 24,9%, в 2008-м - 26,2%, в 2009-м - 27,5%).
Как изменится порядок аттестации рабочих мест?
Новый Порядок существенно отличается от действующего прежде всего тем, что впервые введен институт независимости аттестующей организации по отношению к работодателю.
Кроме этого, аттестующая организация должна быть аккредитована в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России N 205н от 1 апреля 2010 г.
Также Порядком четко регламентирован состав комиссии по аттестации рабочих мест, в соответствии с которым в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке предусмотрено участие представителей аттестующей организации.
Для предприятий, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в соответствии с порядком, формирование комиссии по аттестации рабочих мест осуществляется по упрощенной схеме.
Порядком установлены и разграничены права и обязанности работодателя и аттестующей организации. Так, теперь оценку условий труда, травмоопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проводит независимая от работодателя аттестующая организация. Это позволит объективизировать результаты аттестации рабочих мест и повысить эффективность мероприятий по улучшению условий труда работников.
Кроме этого, в Порядке четко прописан механизм аттестации аналогичных рабочих мест, что особенно важно для предприятий микро- и малого бизнеса (сфера услуг, офисная деятельность). Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).
Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - часть выстраиваемой Правительством РФ системы по защите здоровья работающего населения. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Аттестации подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.).
Законодатели понимают, в чем причина непопулярности процедуры аттестации рабочих у работодателей. Аттестация - процесс дорогостоящий, работодатели предпочитают отделаться штрафами, размер которых сейчас чисто символический: для малого бизнеса - до 5 тыс. руб., для юрлиц - до 50 тыс. руб. Поэтому депутаты решили повысить мотивацию работодателей путем ужесточения штрафов. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, который существенно увеличивает штрафы за нарушение законодательства об охране труда и вводит дополнительные штрафы за нарушение порядка аттестации или ее непроведение - их размер достигает 600 тыс. руб. Депутаты намерены принять законопроект до конца года.
Кроме того, результаты аттестации используются для оценки профессиональных рисков, что позволяет организациям платить меньший размер страховых взносов в систему обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при предоставлении более безопасных условий труда.
"Правительство создает законодательно закрепленный механизм независимой оценки условий труда, - комментирует директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Н.В. Жарова. - Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда призван способствовать объективной оценке рабочего места, поскольку именно от результатов аттестации зависит установление работникам гарантированных компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и построение адекватной системы защиты жизни и здоровья каждого работника на каждом предприятии".
О том, что ждет работодателя, говорит один из разработчиков проекта, генеральный директор Клинского института охраны и условий труда О.А. Косырев: "Если мы провели аттестацию и выявили, что отдельные рабочие места относятся к категории вредных, то сразу же работник получает автоматом три вида компенсаций: это дополнительный отпуск, сокращенную рабочую неделю - 36 ч и доплату к заработной плате по тарифу 4% - это минимальные значения. Затраты условного, так скажем, предприятия - совокупные затраты, связанные с наличием вредных условий труда, - составляют порядка 15% от фонда годового оплаты труда". "По нашим оценкам, в целом по России аттестацию по всем правилам проводят порядка 40% компаний", - комментирует сегодняшнюю ситуацию Косырев. По его словам, дисциплинированно относится к аттестации не только крупный бизнес, но и предприятия бюджетной сферы, малый и средний бизнес. Массово аттестации избегают лишь микрокомпании. "После внесения изменений в ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях сумма штрафа увеличится в 10 раз и будет доходить до 600 тыс. руб. Малому бизнесу будет гораздо выгоднее провести аттестацию, которая обойдется компании в 2-3 тыс. за одно рабочее место, чем платить штраф. За отсутствие аттестации или ее неверные результаты деятельность компании может быть приостановлена, руководитель будет дисквалифицирован и понесет ответственность вплоть до уголовной. К тому же теперь аттестацию имеют право проводить только аккредитованные компании, и от ее результатов будут зависеть выплаты компенсаций сотрудникам".
Заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России В.А. Корж - об усилении ответственности работодателей:
"В соответствии с абзацем 2 п.п. "б" п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования 27 апреля 2011 г.
Правительству Российской Федерации поручено разработать комплекс мер, направленных на улучшение условий труда работников, предусматривающих серьезное усиление финансовой и иной ответственности работодателей за нарушения законодательства об охране труда, особенно при несчастных случаях со смертельным исходом или при получении работниками инвалидности. В соответствии с абзацем 2 п. 14 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 июня 2010 г. N ВП-П9-35пр Минздравсоцразвития России поручено совместно с МВД России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Ростехнадзором и при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, направленных на регламентацию и усиление ответственности за нарушение требований охраны труда, имея в виду повышение размера штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц, в том числе за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к выполнению травмоопасных работ работников, не прошедших подготовку по охране труда".
Руководитель группы компаний "Охрана труда", руководитель центрального органа Системы добровольной сертификации экспертов, работ (услуг) по организации управления профессиональными рисками В.И. Щербаков подробно рассказал о новом Порядке проведения аттестации рабочих мест и его реализации в практической деятельности предприятий:
"Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введены понятия "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками". На государственном уровне в целях повышения эффективности мероприятий по охране труда вводится новый механизм - система управления профессиональными рисками (СУПР), основной задачей которой на современном этапе развития нашего общества является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия.
Новый Порядок проведения АРМ по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н, будет эффективен только в том случае, если будет использоваться как системный элемент организации управления профессиональными рисками. Это обусловлена тем, что проведение АРМ по условиям труда представляло и продолжает представлять собой мероприятие, которое носит характер общественно-политической кампании с лозунгом создания здоровых и безопасных условий труда работников, строящих наше светлое будущее.
На сегодня АРМ по условиям труда на всех уровнях рассматривается не как основной элемент системы управления профессиональными рисками, а как независимая от других факторов и обстоятельств процедура, целью которой является, как правило, решение вопросов по компенсациям и отчет перед инспекцией о выполнении законодательных требований. В результате мы имеем проблемы по качеству проведения аттестации, фальсификацию результатов измерений и оценок и в конечном итоге негативное отношение к АРМ по условиям труда со стороны работодателей и работников.
По данным Минздравсоцразвития, несмотря на требования законодательства, сейчас за год в РФ аттестуется лишь 350 тыс. рабочих мест, а должно аттестоваться 6 млн. рабочих мест. Это говорит о том, что проблема есть, и ее необходимо решать. Тем более при вступлении России в ВТО нынешнее состояние условий и здоровья работников является серьезным препятствием конкурентоспособности с зарубежными корпорациями.
Аттестация рабочих мест по условиям труда должна рассматриваться как производственно обусловленная процедура обеспечения максимальной производительности труда человеческой составляющей производственного процесса и как составляющая современной системы организации управления профессиональными рисками, приносящая предприятиям экономическую выгоду. С таким подходом будут решаться, и социальные, и экономические вопросы. Аттестация рабочих мест в таком случае превращается в мероприятие, в котором заинтересовано и государство, и работодатель, и работник.
По моему мнению, АРМ по условиям труда необходимо рассматривать как промежуточный этап организации работ по управлению профессиональными рисками.
К тому же в рамках системы организации работ по управлению профессиональными рисками можно устранить "узкие места" нового Порядка проведения АРМ, влияющие на эффективность работы в целом.
К числу основных таких "узких мест" относятся:
1. Новый Порядок не предусматривает на подготовительном этапе приведение в соответствие деятельности организации государственным нормативным требованиям охраны труда. Как показывает практика, деятельность организаций в среднем только на 25-30% соответствует государственным требованиям охраны труда (за исключением предприятий, управляемых иностранными корпорациями).
2. В соответствии с новым порядком Перечень рабочих мест составляется аттестационной комиссией, в состав которой входят представители предприятия и аттестующей организации. Этот факт свидетельствует о том, что договор на проведение аттестации рабочих мест заключается не на основании перечня рабочих мест, а на основании, как правило, штатного расписания. В данном случае договор заключается на объем работ, который не представляет аттестующая организации, а заказчик, естественно, не представляет технические и организационные возможности аттестующей организации. В результате отсутствует возможность расчета стоимости проведения работ, и договор заключается по принципу "кто меньше запросит". В результате дело доходит до абсурда, когда стоимость работ из расчета на одно рабочее место составляет 400-600 руб. на предприятиях, к примеру, химической промышленности. Этот факт является одной из основных причин фальсификации и неполного объема проведения работ по измерениям и оценкам факторов рабочей среды и трудового процесса.
Стоимость работ должна определяться расчетным путем на основании Перечня рабочих мест с указанием конкретных утвержденных методик измерений и оценок. Процесс измерений и оценок представляет собой технологический процесс с использование конкретных приборов и методик. В таком случае рассчитать трудоемкость той или иной операции не представляет никаких трудностей.
3. По результатам АРМ по условиям труда составляется План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Основной проблемой является, какие мероприятия включить в этот план, как просчитать экономическую эффективность и как обеспечить контроль за выполнением этого плана. На практике этот план носит формальный характер и не выполняется в полном объеме, а во многих случаях он просто забывается. На федеральном уровне необходимо создать национальный информационный банк технических и организационных решений для управления профессиональными рисками. За основу можно принять опыт и наработки нашей группы компаний "Охрана труда".
4. Новый Порядок проведения АРМ по условиям труда не предусматривает системного обязательного контроля за качеством проведения АРМ по условиям труда. Качество АРМ зависит только от аттестующей организации и предприятия. При таком положении возможен сговор сторон и в результате фальсификация и не полный объем измерений и оценок.
Все эти проблемы можно устранить Системой организации управления профессиональными рисками, в том числе, включив в процедуру проведения работ следующие мероприятия:
1. Проведение независимой оценки соответствия деятельности организации государственным требованиям охраны труда.
2. Приведение деятельности организации в соответствие с государственными требованиями охраны труда.
3. Разработка Перечня (Реестра) идентифицированных опасностей и рисков независимой организаций.
4. Разработка Перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда на основании Перечня опасностей и рисков.
5. Усредненный расчет стоимости проведения АРМ по условиям труда.
6. Заключение договора на проведение АРМ по условиям труда и формирование аттестационной комиссии предприятия.
7. Проведение АРМ по условиям труда.
8. Разработка плана мероприятий по результатам АРМ по условиям труда с использованием информации Национального информационного банка технических и организационных решений для организации управления профессионального риска.
9. Заключение договора на сертификацию организации работ по управлению профессиональными рисками.
10. Контроль качества проведения АРМ по условиям труда органом по сертификации до 20% аттестованных рабочих мест.
11. Идентификация профессионального риска, включая анализ результатов АРМ по условиям труда, анализ производственного контроля, травматизма, профессиональных заболеваний, медицинских осмотров, технической документации и документов Системы управления профессиональными рисками.
12. Разработка плана мероприятий дополнительного к плану мероприятий по результатам АРМ по условиям труда для организации управления профессиональными рисками.
13. Количественная оценка профессионального риска.
14. Выдача сертификата соответствия организации работ по управлению профессиональными рисками.
15. Экономические аспекты управления профессионального риска (Тема для отдельного разговора).
16. Информационно-методическое сопровождение организации управления профессиональными рисками органом по сертификации в течение всего срока действия сертификата.
17. Ежегодный инспекционный контроль выполнения принятых работодателем обязательств по организации управления профессиональными рисками".
Ведущий инженер кафедры "Безопасность жизнедеятельности" Пермского национального исследовательского политехнического университета И.С. Наумов считает, что увеличением штрафов и применением карательных мер дело не решить. Конечно, количество аттестованных рабочих мест увеличится, так как действительно аттестацию будет провести дешевле, чем платить штраф, и в большей степени это касается именно малого бизнеса. Просто все дело в том, что в реальности в большинстве случаев аттестация имеет чисто формальный характер, деньги заплачены, следовательно, рабочие места аттестованы. При этом рабочее место может совершенно не соответствовать данным, указанным в карте аттестации. Следовательно, необходимо не просто "заставлять" проводить аттестацию рабочих мест, но и проводить ее надлежащим образом, нужно ужесточить контроля над тем, как она проводится.
Президент рекрутингового портала Superjob.ru А.Н. Захаров отмечает, что аттестация рабочих мест по новым правилам вполне может помочь добросовестным работодателям сэкономить. "Вполне возможно, что работодатели сочтут более разумным улучшить условия труда своего персонала, чем постоянно нести бремя лишних расходов, и процент компаний, проводящих аттестацию по всем правилам, возрастет, тем более - после повышения размера штрафов", - говорит он.
"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15720 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru