Институт посланий Президента Российской Федерации в механизме легитимации государственной власти
Автор комплексно рассматривает вопросы о месте и роли института посланий Президента РФ в механизме легитимации государственной власти, их взаимосвязи и взаимозависимости, выделяет характерные признаки таких взаимоотношений, условия, способствующие более эффективному и качественному функционированию механизма легитимации государственной власти в целом.
Институт посланий главы государства как разновидность актов программно-политического характера занимает особое место в системе построения демократического правового государства и представляет собой одну из важнейших форм коммуникации между главой государства и общенациональным представительным органом*(1).
В научной литературе институту посланий главы государства уделяется достаточно много внимания. Ведущие российские и зарубежные юристы, социологи, политологи исследуют различные аспекты данного явления: предпосылки и условия учреждения, структуру и содержание, возможности реализации, отношение населения к основным положениям послания, перспективы его трансформации в процессе демократизации государственной власти.
Несмотря на значительное число трудов по вопросам разработки и реализации посланий главы государства, до настоящего времени комплексного и системного исследования места данного института именно в механизме легитимации государственной власти в России не проводилось. Вместе с тем указанный аспект взаимоотношений Президента РФ с государственными органами и должностными лицами, в том числе на международном уровне, а также собственно с гражданами страны весьма актуален в современных условиях развития российского конституционализма. Это подтверждается и повышенным вниманием средств массовой информации к институту посланий Президента РФ, особенно в периоды подготовки и оглашения документа, и активизацией проведения опросов общественного мнения об отношении населения к личности Президента РФ, его деятельности и принимаемым решениям в связи с продлением срока полномочий главы государства.
С учетом изложенного мы ставим перед собой задачу комплексно рассмотреть вопрос о месте и роли института посланий Президента РФ в механизме легитимации государственной власти, их взаимосвязи и взаимозависимости, определении характерных признаков таких взаимоотношений, условий, способствующих более эффективному и качественному функционированию механизма легитимации государственной власти в целом.
Прежде всего необходимо исследовать понятийный аппарат рассматриваемой темы.
Под посланием президента понимается обращение президента страны к парламенту (письменное или устное, зачитываемое самим президентом). Буржуазные конституции рассматривают послания президента как метод информирования парламента о политике правительства. Послания президента наиболее распространены в так называемых президентских республиках, где президент одновременно является главой правительства. В таких странах послания президента могут представлять собой фактически форму осуществления главой государства права законодательной инициативы*(2).
Легитимация государственной власти как сложный процесс, в результате которого государственная власть признается легитимной, имеет структуру, где каждый элемент выполняет заданную функцию.
Понятие механизма легитимации государственной власти постепенно входит в научный оборот, хотя исследования, посвященные данному вопросу, на наш взгляд, носят зачастую фрагментарный, несистематизированный характер.
Исходя из энциклопедического толкования понятия "механизм", В.И. Авдийский описал механизм легитимации государственной власти как комплексную систему, включающую субъект, объект, условия, принципы, процедуры, средства, методы, при помощи которых осуществляется легитимация государственной власти*(3).
Указанное определение, несомненно, заслуживает внимания, но нам представляется, что оно не в полной мере учитывает характерные особенности данного явления и не позволяет отразить его сущность. Речь прежде всего идет о самом понятии легитимности государственной власти и ее соотношении со смежной категорией - легализацией.
А.В. Вайнберг выделяет широкий и узкий подходы к исследованию вопроса о понятии легитимации государственной власти*(4).
Появление широкого подхода он связывает с именем немецкого ученого Макса Вебера. С точки зрения данного подхода понятие легитимации государственной власти включает два элемента: политический (признание власти) и юридический (ее узаконение). При этом основным является первый, а второй присутствует факультативно. Таким образом, легитимация - это процесс не столько узаконения, сколько признания власти. В широком смысле под легитимацией государственной власти понимается процесс, в результате которого возникает общественное отношение между обладателями власти и подвластными, характеризующееся признанием последними власти как оправданной и законной. Это процесс упрочения государственной власти на основе завоевания доверия народа, выражающегося в его действиях по поддержке правящей элиты.
В узком смысле легитимация государственной власти трактуется исключительно как процесс ее узаконения, придания ей законного характера. Как видим, с данной точки зрения легитимация государственной власти - понятие чисто юридическое, т.е. ее можно назвать легальной легитимацией, или легализацией. Как отмечает А.В. Вайнберг, легализация, легальная легитимация и легитимация в узком смысле синонимичны, они означают процесс узаконения власти. На это же указывает и общее этимологическое происхождение этих терминов ("legitimus" и "legalis" - законный). Не случайно в работах юристов, политологов, политических деятелей термин "легализация" нередко употребляется в значении "легитимация". Возможно, это вызвано тем, что в классических цивилизациях не было существенного различия между этими понятиями. Легализованная власть всегда была легитимна*(5).
Принимая во внимание многообразие точек зрения на понятия "легитимация" и "легализация", мы предлагаем собственную трактовку легитимации как процесса, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. правильности, оправданности, целесообразности, законности, и другие признаки соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, коллективов и общества в целом как внутри страны, так и за ее пределами. При этом легитимация является двусторонним процессом и отражает не только признание власти подвластным субъектом, но и осознание потенциальным носителем легитимной власти права на власть и, самое главное, способности осуществлять эту власть. Таким образом, легитимация шире, чем легализация, и включает (может включать) ее в себя.
Понятия "легитимность" и "легитимация" взаимосвязаны и взаимозависимы в процессе конституирования государственной власти. Мы предлагаем рассматривать легитимность как свойство государственной власти, легитимацию - как процесс признания и узаконения государственной власти, а две эти категории в системе установления власти - как механизм легитимации государственной власти. Итак, под механизмом легитимации государственной власти предлагается понимать комплексную систему воспроизводства публичного политического властвования, включающую совокупность элементов (субъекта, объекта, условий, средств и принципов), при помощи которых осуществляется процесс признания и узаконения государственной власти..
При этом, говоря о механизме легитимации государственной власти, необходимо обратить внимание на то, что в зависимости от конкретной функции легитимности (функции обоснования, функции санкционирования и функции оформления) следует различать доктринальный, политический и юридический механизмы легитимации государственной власти соответственно.
В рамках рассматриваемой темы президентские послания относятся к доктринальному механизму, поскольку направлены на обоснование политики главы государства.
Легитимация играет важную роль в обществе, ибо государственная власть не может опираться лишь на провозглашаемые ею законы или только на насилие. Чтобы быть устойчивой, прочной, стабильной, она должна искать поддержку общества, определенных групп, средств массовой информации и даже отдельных влиятельных личностей*(6). Здесь особое место занимает институт президентства (со всеми присущими ему чертами, включая институт посланий президента), непосредственно влияющий на сущность и содержание механизма легитимации государственной власти.
Институт посланий главы государства - это не открытие российского конституционализма, он существует во многих демократических государствах. Так, в США традицию обращения с речью к парламенту установил первый президент Дж. Вашингтон в 1790 г. Изначально речь называлась "ежегодное послание", затем - "обращение о состоянии Союза"*(7).
В президентских республиках (США, Мексике, Франции и России) модели посланий главы государства различаются.
Так, согласно Конституции США "президент периодически представляет Конгрессу сведения о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными". Эти "сведения" и оформляются посланиями, в действительности они содержат идеи о приоритетах политики на ближайший период.
Президент США направляет Конгрессу три вида посланий: послания о положении в стране; экономические послания; послания по бюджету.
В Мексике послания президента представляют собой доклад главы государства парламенту, содержащий оценку общего состояния страны и законодательную программу на следующий год.
Конституция Франции разделяет послания на послания, посредством которых глава государства информирует народ о существенных угрозах государственности и о принимаемых мерах, и послания, посредством которых президент "сносится с обеими палатами парламента".
В России институт посланий главы государства впервые введен Конституцией 1993 г. В соответствии с п. "е" ст. 84 Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Вопрос о роли, статусе, правовых и политических последствиях президентских посланий - один из самых сложных в современной российской конституционной теории и практике.
При всех различиях в моделях посланий есть нечто общее, что делает этот институт универсальным для президентских республик. Это общее производно от статуса президента как главы государства, на котором лежит вся полнота ответственности за стабильность государственной жизни, за сохранность основных конституционных ценностей, за определение стратегии развития общества*(8).
В современной России послания президента специфичны по сравнению с подобными документами в странах с устоявшейся конституционной системой. Дело в том, что в этих актах Президент РФ не только обрисовывает основные ориентиры развития страны, но и отстаивает новые, для многих еще непривычные конституционные ценности. Можно констатировать, что послания позволяют бороться за утверждение конституционных начал, а также обеспечивают политическое просвещение народа*(9).
Представляется целесообразным рассмотреть институт посланий главы государства в механизме легитимации государственной власти в РФ с политической и юридической точек зрения, ориентируясь на определение легитимации, данное выше.
Поскольку впервые указанный институт в российском конституционализме появился в Конституции РФ, в первую очередь рассмотрим юридический аспект легитимации (легализации) посланий Президента РФ в общем механизме легитимации государственной власти, выявим роль этого аспекта в статусе главы государства и его влияние на построение демократического правового государства во главе с Президентом.
Итак, правовая основа легализации института посланий Президента РФ заложена в Конституции. Требования к формату посланий Президента РФ закреплены, например, в чч. 4 и 5 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"*(10). Там говорится, что ежегодные послания Президента должны содержать специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, оценке фактического состояния дел в экономической и социальной сферах, анализу выполнения программы социально-экономического развития России. В остальном документ структурируется по усмотрению главы государства.
В Российской Федерации Послание Президента впервые прозвучало 24 февраля 1994 г.
Содержание посланий главы государства менялось в зависимости от политической ситуации в стране, что можно выявить даже из названий обращений: "Об укреплении Российского государства" (1994 г.); "О действенности государственной власти в России" (1995 г.); "Россия, за которую мы в ответе" (1996 г.); "Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (1997 г.); "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (1998 г.); "Россия на рубеже эпох" (1999 г.) и т.д.
Изучение посланий Президента РФ показывает, что в целом они включают анализ следующих значимых вопросов российской государственности: положение дел в стране на соответствующий момент; основные задачи внутренней и внешней политики; временные рамки реализации поставленных задач; направления, которые требуют основного внимания и незамедлительной реакции государственного аппарата.
Традиционно содержание президентского послания заранее не оглашалось. Однако 10 сентября 2009 г. на сайте Президента была опубликована статья "Россия, вперед!", где глава государства приглашал всех заинтересованных принять участие в создании послания 2009 г.*(11) С момента публикации статьи до оглашения Послания (12 ноября 2009 г.) поступило в общей сложности 18 657 комментариев. В 3241 комментарии (17,37%) затрагивались вопросы, касающиеся права, судебной системы, борьбы с коррупцией; в 5417 (29,03%) - проблемы экономики, технологии и науки. Политическая система, государственное управление и гражданское общество обсуждались в 3716 откликах (19,92%)*(12).
В чисто президентских обращений (посланий) следует особо выделить бюджетные послания. Данный институт напрямую не предусмотрен Конституцией РФ, но занимает важное место в системе стратегических и программных документов главы государства. Бюджетное послание - это документ, содержащий основные направления финансовой политики страны, ожидаемые величины бюджетных доходов, расходов, дефицита на предстоящий год, оценку исполнения бюджета предшествующего и текущего годов.
Впервые бюджетные послания упоминались в Послании Президента РФ 1997 г., где и было установлено, что бюджетные послания призваны определять основные параметры использования бюджетных средств и развивать идеи самого Послания. Позднее аналогичная норма была включена в Бюджетный кодекс РФ (ст. 170)*(13). Формально бюджетное послание можно считать составной частью обращения Президента.
Рассматривая вопросы легализации посланий главы государства, необходимо определить юридическую силу данных документов. В литературе единого мнения по этому вопросу, как и по многим другим, связанным с легитимностью и легализацией государственной власти, нет.
Выделяются две точки зрения:
1) послания главы государства по сути являются нормативными правовыми актами со всеми присущими им признаками, в частности в части обязательности их выполнения;
2) послания главы государства носят рекомендательный характер, что не исключает их важности в системе актов главы государства*(14).
При этом сам Президент РФ в Послании 1997 г. назвал их "документами, обязательными для исполнительной власти и задающими ориентиры для деятельности иных ветвей власти".
Для устранения неопределенности в вопросе о юридической силе посланий главы государства целесообразно принять специальный закон, регламентирующий правовой статус ежегодного послания Президента РФ, сроки реализации содержащихся в нем наставлений, их структуру, способы и порядок реагирования на них Федерального Собрания.
Очевидно, что президентские послания - это политико-правовые документы, которые содержат позиции главы государства по основным направлениям государственной политики, развития конституционного строя России и взаимоотношений с зарубежными странами и служат ориентиром в законодательной деятельности парламента. Анализ текстов посланий свидетельствуют о том, что они определяют не только основные направления экономической, финансовой, социальной, внешнеполитической сторон государственного строительства, но и стратегию Президента РФ по осуществлению государственно-управленческой деятельности.
Можно утверждать, что послания Президента РФ фактически становятся планами законопроектной деятельности. Палаты Федерального Собрания, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов федерации по итогам заслушивания президентских посланий нередко принимают специальные нормативные документы, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных мероприятий*(15).
Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ осуществляется с учетом приоритетных задач, поставленных в ежегодных посланиях главы государства. Законопроекты, вносимые Президентом и Правительством в целях реализации посланий, рассматриваются в первоочередном порядке.
Юридический аспект института посланий Президента состоит в том, что этот институт является скорее вспомогательным инструментом поддержания статуса Президента РФ в глазах граждан, нежели механизмом обеспечения легальности его функционирования. Легальность института президентства обеспечивается иными средствами конституционного строительства, прежде всего выборностью главы государства в соответствии с законодательством России.
В связи с этим при рассмотрении вопроса об институте посланий главы государства в механизме легитимации государственной власти особое внимание следует обратить на основной - политический - аспект роли посланий Президента РФ в данном механизме. В этом случае институт посланий главы государства выступает в качестве ориентира для граждан при восприятии ими государственной власти в России в лице Президента, понимании его влияния на значимые сферы общественной жизни, оценке осуществляемых политических, социально-экономических преобразований и поддержке установленного им государственного курса.
Формально послания Президента РФ обращены только к Федеральному Собранию, но фактически представляют собой обращение к народу, что подтверждается, в частности, преамбулами посланий и отдельными суждениями о том, насколько важен "прямой, открытый диалог с людьми", являющийся "инструментом реальной демократии" (Послание Президента от 26 апреля 2007 г.).
По мнению эксперта Единого экспертного центра правовых технологий и мониторинга К.Н. Бобылевой, фактически от посланий Президента РФ отключено общественное мнение, поскольку средства массовой информации уделяют им внимание лишь раз в год, публикуя тексты самих посланий*(16). С такой позицией вряд ли можно согласиться, поскольку в России созданы и обеспечиваются механизмы установления обратной связи с гражданами, отражающие их участие в осуществлении президентских наставлений и оценку эффективности их реализации. Хотя не стоит игнорировать тот факт, что часть граждан скептически относится к посланиям главы государства либо вовсе не знает об их существовании. Но следует отметить, что число граждан, не знающих о существовании посланий, снизилось с 51% в 1999 г. до 23% в 2009 г. При этом доля таких граждан заметно снижалась в годы федеральных избирательных кампаний по выборам Президента, что, видимо, объясняется повышенным вниманием средств массовой информации к данному событию. Последний вывод подтверждают результаты опросов, проведенных Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ)*(17). Также у опрашиваемых интересовались, как они относятся к посланиям:
Таблица 1
Внимание граждан к посланиям Президента РФ, %
Ответ | Год | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Внимательно слушают послание | 16 | 17 | 23 | 12 | 17 | 12 |
Узнают об основных идеях из выпусков новостей | 22 | 27 | 35 | 32 | 28 | 26 |
Не следят за посланием | 50 | 38 | 30 | 38 | 40 | 42 |
Политикой не интересуются, безразлично относятся к посланиям | 11 | 15 | 10 | 16 | 14 | 18 |
Затрудняются ответить | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
При этом 66% опрошенных к возможности для всех желающих посылать предложения по подготовке президентского послания относятся хорошо, 4% - плохо, 24% - безразлично и 6% затруднились ответить.
Значимость института посланий главы государства для граждан состоит в том, что они могут узнать позиции Президента по основным направлениям реализации государственной политики, понять ориентиры построения жизни государства и общества в ближайшей перспективе.
Важен не только факт доведения до сведения граждан указанной информации, но и то, насколько эффективно были реализованы положения посланий главы государства, озвученные ранее. От этого, в частности, зависит степень легитимности рассматриваемого института государственности. При этом, по оценке Контрольного управления Президента РФ, послание главы государства исполняется в срок только на 48%*(18).
Среди механизмов, обеспечивающих обратную связь с гражданами, можно назвать опросы общественного мнения (признанный способ определения подлинных настроений в обществе), участие гражданских институтов (например, общественных палат) в реализации посланий главы государства, общественный контроль, о важности которого неоднократно говорилось в посланиях Президента.
Интересно заметить, что институт посланий Президента РФ, по некоторым оценкам, не выступает особо распространенным способом коммуникации главы государства с гражданами, что подтверждается результатами опроса ВЦИОМ. Так, в 2006 г. в рамках опроса граждан на предмет выявления оптимальных форм взаимодействия Президента РФ с ними получены следующие результаты: самый распространенный способ - телемост (52%), затем - пресс-конференция (30%) и телеинтервью (28%), и лишь потом - послания главы государства (13%)*(19).
Результаты периодически проводимых опросов показывают отношение граждан к затрагиваемым в посланиях вопросам и позволяют составить представление об уровне доверия Президенту РФ.
Из таблицы 2 видно, что в 2001-2009 гг. доля граждан, положительно относящихся к посланиям Президента, несколько раз менялась. Однако по сравнению с 2006 г. в 2009 г. количество таких граждан уменьшилось почти в два раза, что позволяет говорить о снижении доверия не только к институту посланий, но и к самой личности главы государства и, как следствие, к его деятельности. Снижение поддержки политики главы государства приводит к кризису легитимности, что означает трансформацию общественных представлений о месте и значении главы государства и дестабилизацию государственной власти в целом. Кризис легитимности обусловливается падением социальной эффективности государственной политики, которая перестала соответствовать ожиданиям и надеждам российских граждан. В связи с этим социально-политическая значимость института посланий Президента России как института обоснования политики главы государства состоит в поддержании должного уровня легитимности государственной власти и минимизации любых проявлений кризиса легитимности. Проведенный анализ показывает, что политический аспект доктринального механизма легитимации государственной власти является основным по отношению к юридическому, и позволяет оценивать уровень доверия граждан к деятельности Президента России, а также вырабатывать меры, направленные на преодоление (минимизацию проявления) кризиса легитимности.
Таблица 2
Отношение граждан к посланиям Президента РФ, % опрошенных, знающих о президентских посланиях*(20)
Отношение | Год | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2009 | |
Положительное | 33 | 37 | 31 | 32 | 50 | 41 | 29 |
Отрицательное | 6 | 5 | 6 | 8 | 5 | 3 | 4 |
Затрудняются ответить | 16 | 13 | 16 | 13 | 10 | 14 | 13 |
Bibliography
Avdijskij V.I. Mehanizm legitimacii gosudarstvennoj vlasti: istoriko-teoreticheskoe issledovanie: dis. ... d-ra jurid. nauk. SPb., 2002.
Bobyleva К.N. Polnomochija Prezidenta Rossijskoj Federacii v sfere ispolnitel'noj vlasti // URL: http://www.lawrf.ru/content/306-polnomocliija-prezidenta-rossijskoj-feder acii-v-sfere.htiiil.
Bol'shoj juridicheskij slovar' / pod red. A.Ja. Suhareva, V.E. Krutskih. M., 2001.
Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 30 t. / gl. red. A.M. Prohorov. 3-е izd. M., 1975. T. 20.
Grigor'ev V.A. Konstitucija kak instrument legalizacii i legitimacii gosudarstvennoj vlasti // Aktual'nye problemy teorii i istorii gosudarstva i prava. SPb., 2004.
Eliseev B.P. Sistema organov gosudarstvennoj vlasti v sovremennoj Rossii. M., 1997.
Izvestnye cheljabinskie politiki obsudili Poslanie glavy gosudarstva za "kruglym stolom" "Cheljabin-skogo rabochego" // URL: http://www.chrab.chel.Su/archive/29-05-03/4/A193039.DOC.html.
Kolesnikov E.V. Istochniki rossijskogo konstitucionnogo prava. Saratov, 1998.
Kubataev M.G. Pravovye akty Prezidenta Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2000.
Nauchno-prakticheskij kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii / otv. red. V.V. Lazarev. 2-е izd., dop. i pererab. M., 2001.
Okun'kov A.A. Prezident Rossijskoj Federacii. M., 1996.
Pogorelko M.Ju. Normativno-politicheskie i normativno-pravovye istochniki i osnovanija gosudarstvennyh politik // Nauchnyj jekspert: nauch. jelektronnyj zhurn. 2008. Vyp. 5.
Prezident Rossii Dmitrij Medvedev vystupil s Poslaniem Federal'nomu Sobraniju // URL: http://www.kremlin.ru/news/5978.
Prezidentskie poslanija ochen' nravjatsja veteranam // URL: http://www.ng.ru/politics/2006-04-21/2_poslaniya.html.
Rossija, vpered! Stat'ja Dmitrija Medvedeva // URL: http://www.kreiiiiin.ru/news/5413. Simvolika poslanija // URL: http://www.zakon.kz/103276-simvolika-poslanija.-ezhegodno.htnil. Vajnberg A.V. Legitimacija i delegitimacija vybornoj gosudarstvennoj vlasti v sovremennoj Rossii: dis. ... kand. jurid. nauk. N. Novgorod, 2003.
Г.А. Грищенко,
соискатель Московской государственной юридической академии
им. О.Е. Кутафина (Москва)
"Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2001. С. 449.
*(2) Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1975. Т. 20. С. 409.
*(3) Авдийский В.И. Механизм легитимации государственной власти: историко-теоретическое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002.
*(4) Вайнберг А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. С. 13.
*(5) Там же. С. 15, 17.
*(6) Григорьев В.А. Конституция как инструмент легализации и легитимации государственной власти // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. СПб., 2004. С. 352-355.
*(7) Символика послания // URL: http://www.zakon.kz/103276-simvolika-poslanija.-ezhegodno.html.
*(8) Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 433-434.
*(9) Там же. С. 434.
*(10) СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871.
*(11) Россия, вперед! Статья Дмитрия Медведева // URL: http://www.kremlin.ru/news/5413.
*(12) Президент России Дмитрий Медведев выступил с Посланием Федеральному Собранию // URL: http://www.kremlin.ru/news/5978.
*(13) СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
*(14) Бобылева К.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти // URL: http://www.lawrf.rii/content/306-polnomochija-prezidenta-rossijskoj-feder acii-v-sfere.html; Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000; Погорелко М.Ю. Нормативно-политические и нормативно-правовые источники и основания государственных политик // Научный эксперт: науч. электронный журн. 2008. Вып. 5. С. 29-49; Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов, 1998; Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997. С. 118; Окуньков А.А. Президент Российской Федерации. М., 1996. С. 100.
*(15) См., например: О Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по его реализации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 мая 2005 г. N 161-СФ; Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2008 г. N 498-пп.
*(16) Бобылева К.Н. Указ. соч.
*(17) Данные о результатах опроса взяты с официальных сайтов ФОМ (URL: http://www.fom.ru) и ВЦИОМ (URL: http://wciom.ru).
*(18) Известные челябинские политики обсудили Послание главы государства за "круглым столом" "Челябинского рабочего" // URL: http://www.chrab.chel.Su/archive/29-05-03/4/A193039.DOC.html.
*(19) Президентские послания очень нравятся ветеранам // URL: http://www.ng.ru/politics/2006-04-21/2_poslaniya.html.
*(20) Данные о результатах опроса взяты с официального сайта ФОМ (URL: http://www.fom.ru). Сведений за 2005 г. нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Институт посланий Президента Российской Федерации в механизме легитимации государственной власти
Автор
Г.А. Грищенко - соискатель Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (Москва)
"Российский юридический журнал", 2011, N 6