Аттестация рабочих мест: правовое регулирование, этапы, документальное оформление
Обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности работников являются весьма важными и актуальными задачами каждого работодателя. Для реализации этих задач необходимо провести аттестацию рабочих мест организации, на это же указывает и ст. 212 ТК РФ. Темы нашего сегодняшнего разговора - нормативно-правовое регулирование, основные этапы и порядок документального оформления аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).
Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Обратите внимание, что аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем, при этом каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Также в организации может быть проведена внеплановая аттестация:
- в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест*(1);
- по результатам государственной экспертизы условии труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
- в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- в случае замены производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- в случае изменения средств коллективной защиты.
Непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. В случае, если нарушение было допущено должностным лицом, ранее уже подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на него может быть наложена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Порядок проведения аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест условно включает в себя четыре этапа:
- подготовительный; исследовательский;
- аналитический (оформительский);
- заключительный.
Подготовительный этап. Подготовительный этап является основополагающим для определения общего объема, продолжительности, трудоемкости предстоящих работ, а также их стоимости.
Проведение аттестации в организации возможно двумя способами.
Первый способ подразумевает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда собственными силами. Но этот способ, во-первых, предполагает наличие квалифицированного и разбирающегося в вопросах охраны труда и промышленной санитарии персонала и, самое главное, лаборатории, аттестованной или аккредитованной на право осуществления инструментальных измерений и оценки опасных и вредных факторов производственной среды. Таким образом, данный способ проведения аттестации рабочих мест является возможным только для очень крупных организаций.
Второй способ предполагает заключение договора со специализированной организацией, которая и будет выполнять работы по замеру производственных факторов, оценке условий труда и оформлению комплекта документов. При этом стоимость аттестации одного рабочего места будет зависеть от набора вредных и опасных производственных факторов и количества аналогичных мест. Остановимся подробнее на втором способе проведения аттестации.
Перед началом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, утверждается председатель комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад комбинированного вида N 77"
30 сентября 2011 г.
Приказ N 37 "О создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"
В целях реализации положений ТК РФ, регламентирующих требования охраны труда, в соответствии с п. 9 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н,
Приказываю:
1. Создать аттестационную комиссию по аттестации рабочих мест (далее - аттестационная комиссия).
1.1. Утвердить в качестве председателя аттестационной комиссии __________________________.
1.2. Включить в состав аттестационной комиссии в качестве ее членов:
_______________________________________;
_______________________________________;
_______________________________________.
2. Провести аттестацию в срок до 31 октября 2011 года в соответствии с графиком аттестации.
Заведующая МДОУ N 77: /Вишнякова/ Г.Б. Вишнякова
-----------
Обратите внимание, что датой начала аттестации будет дата приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организации.
При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо руководствоваться Порядком проведения аттестации.
Необходимость проведения аттестации рабочих мест обусловлена прежде всего тем, что ее результаты работодатель может использовать в целях (п. 3 Порядка проведения аттестации):
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Обратите внимание, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю и аккредитована в установленном законодательством порядке*(2) в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Аттестация рабочих мест по условиям труда не может проводиться исключительно силами сторонней организации, ведь проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия, в состав которой должны быть включены и представители аттестуемой организации. Такими представителями работодателя могут быть руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники (п. 10 Порядка проведения аттестации).
Аттестационная комиссия организации:
- осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест*(3) и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
- готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(4);
- присваивает номер каждому рабочему месту; заполняет и подписывает карты аттестации;
- готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест - мероприятие достаточно дорогое. В среднем это стоит около 2,4 тыс. руб. за одно рабочее место. Поэтому следует обратить особое внимание на определение количества рабочих мест, подлежащих аттестации. Эта информация является основой для составления перечня рабочих мест, являющегося главным документом подготовительного этапа работы, позволяющим определить объем работ и трудозатраты на их проведение, а также рассчитать стоимость их выполнения. Стоимость работ складывается исходя из необходимых замеров, которые нужно проводить. В офисных помещениях в большинстве случаев нужно измерять только физические факторы, тяжесть, напряженность трудового процесса и травмобезопасность. Если нужно измерить химические или биологические факторы, сумма, запрашиваемая за проведение работ, возрастает. То, какие замеры нужно сделать, определяет аттестующая организация.
Обратите внимание, что расходы организации на проведение аттестации могут быть профинансированы за счет части (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных этой организацией в ФСС за прошлый год.
Исследовательский этап. На этом этапе проводится оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям*(5) охраны труда, которая включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации (п. 16 Порядка проведения аттестации).
При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.
На основании проведенных измерений и оценок оформляется протокол, который подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.
Далее специалистами аттестующей организации производится оценка травмоопасности рабочих мест.
Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:
- производственное оборудование;
- приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
- соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям*(6).
Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:
- требованиям по защите от механических воздействий;
- требованиям по защите от воздействия электрического тока;
- требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
- требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда (п. 24 Порядка проведения аттестации).
Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда (п. 25 Порядка проведения аттестации).
Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, который также подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, и ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации. Образец этого протокола представлен в приложении 4 к Порядку по проведении аттестации.
Далее происходит оценка обеспеченности работников СИЗ, которая проводится специалистами аттестующей организации путем последовательной реализации следующих процедур:
- сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
- проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ*(7);
- оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Обратите внимание, что оценка обеспеченности работников СИЗ может проводится только при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.
Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением 5 к Порядку по проведении аттестации, и подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.
Завершающей является комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте, которая включает в себя результаты оценок:
- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- класса условий труда по травмоопасности;
- обеспеченности работников СИЗ.
При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" (п. 37 Порядка проведения аттестации).
При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" (п. 38 Порядка проведения аттестации).
Аналитический (оформительский) этап. На этом этапе работы необходимо систематизировать и проанализировать сведения, полученные в результате проведенных измерений и оценок.
Заключительный этап. На этом этапе аттестационная комиссия оформляет отчет об аттестации, в котором отражаются итоговые сведения по оценке условий труда. К данному отчету прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации):
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением 1 к Порядку проведения аттестации;
- карта аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 2 к Порядку проведения аттестации, оформленная в соответствии с рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению 3 к Порядку проведения аттестации, с протоколами измерений и оценок;
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 6 к Порядку проведения аттестации;
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в связи с этим выплачивать работникам. Образец таблицы предусмотрен приложением 7 к Порядку проведения аттестации;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением 8 к Порядку проведения аттестации;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением 9 к Порядку проведения аттестации;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка проведения аттестации (при наличии).
Отчет об аттестации передается аттестационной комиссии на рассмотрение. Срок рассмотрения составляет десять дней. Далее подписывается протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), и он вместе с отчетом об аттестации передается работодателю (его представителю).
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
Самое главное, после проведения аттестации работодатель в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях в обязательном порядке направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ (п. 45 Порядка проведения аттестации).
Аттестующая организация передает отчет об аттестации с приложениями к нему на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Все отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных российским законодательством. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
Финансирование расходов на проведение аттестации
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, к которым, в частности, относится аттестация рабочих мест по условиям труда (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Финансирование предупредительных мер по сокращению уровня производственного травматизма, в том числе расходов организаций на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляется ФСС.
Правила финансирования расходов на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 N 101н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Объем средств, направляемых учреждениями на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных учреждениями за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем календарном году.
Для получения финансового обеспечения аттестации рабочих мест по условиям труда учреждение должно обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС. К заявлению прилагаются:
- план финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер с указанием суммы финансирования;
- копия плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Дополнительно к указанным документам страхователь представляет копии документов, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер:
- заверенную копию приказа организации о создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- заверенную копию договора с аттестующей организацией о проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением калькуляции стоимости проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
- заверенную копию уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Обратите внимание, что требовать представления иных документов не допускается (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 6 Правил решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается:
- по организациям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 млн. руб. включительно, - территориальным органом ФСС в течение десяти рабочих дней со дня принятия документов;
- по организациям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 млн. руб., - территориальным органом ФСС после согласования с ФСС.
Согласно п. 10 Правил бюджетные организации обязаны вести учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании по форме, приведенной в приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н*(8).
После завершения запланированных мероприятий учреждения здравоохранения представляют в территориальный орган ФСС соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы. Расходы, фактически произведенные, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
В заключение хочется напомнить работодателям, что здоровье работника во многом зависит от того, в каких условиях он трудится, насколько современным и безопасным оборудованием оснащено его рабочее место и эффективны ли способы его защиты от воздействия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Поэтому проведение аттестации рабочих мест для трудящихся является жизненно необходимым, а для работодателя - залогом того, что он сможет сохранить здоровый, а следовательно, работоспособный коллектив, способный решать поставленные перед ним задачи.
Ю.Н. Калмыкова,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аттестация вновь организованных рабочих мест проводится не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок проведения аттестации)).
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
*(3) Аналогичными рабочими местами являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
*(4) Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
*(5) Государственные нормативные требования охраны труда приведены в ст. 211 ТК РФ.
*(6) Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
*(7) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
*(8) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"