Туризм: проблемы организации учета
Учет в туризме подчас напоминает "бухгалтерскую самодеятельность". Законодательная база ничтожно мала по сравнению с другими видами деятельности и к тому же содержит достаточно много пробелов. Поэтому у бухгалтеров нередко возникают вопросы, как поступить в той или иной ситуации. Рассмотрим некоторые из них.
Выдавать путевку или не выдавать?
Оформление путевок вызывает много вопросов у бухгалтеров туристических фирм. Проанализируем самые распространенные.
Пример первый. Турфирма заключает с клиентом - физическим или юридическим лицом - договор на туристскую услугу и выдает кассовый чек, а путевку не выписывает. Возникает вопрос, грозят ли компании какие-либо штрафные санкции в данном случае? Однозначно ответить на этот вопрос довольно сложно.
С одной стороны, в настоящий момент действующим законодательством не предусмотрены штрафные санкции за невыписанную путевку, но лучше этого не делать: ведь если пробит кассовый чек, то фирма обязана выдать путевку, поскольку она является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Это прямо следует из Федерального закона от 24.11.96 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом последних изменений. Также согласно пп. 16 и 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.07 г. N 452, туристская путевка входит в пакет документов, который фирма обязана передать туристу. Таким образом, путевка должна быть выписана в любом случае независимо от формы оплаты.
С другой стороны, туристская путевка является бланком строгой отчетности (БСО), а согласно Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.08 г. N 359, такие бланки применяются только при наличных расчетах и приравниваются к кассовому чеку. Следовательно, можно допустить и такой вариант: если турфирма использует кассовый аппарат и выдает покупателям кассовые чеки, то нет необходимости использовать БСО "Туристская путевка". Нет такой необходимости также при расчетах физических и юридических лиц в безналичном порядке, ведь в форме бланка путевки не предусмотрено поле для информации о безналичной оплате.
Пример второй. Клиент внес наличными деньгами аванс за путевку и ему выдали кассовый чек. Затем он внес оставшуюся часть стоимости и ему выписали путевку, при этом чек на аванс клиент потерял. Как поступить в этом случае: выдавать путевку этому клиенту или нет, ведь он ничем не может подтвердить, что вносил аванс?
Ответ такой: путевку однозначно выдать, поскольку, как было сказано ранее, она является неотъемлемой частью договора на оказание туристских услуг. При окончательном расчете за путевку на сумму аванса нужно оформить возврат денежных средств и одновременно принять полную сумму стоимости. Такой порядок рекомендован в письме ФНС России по г. Москве от 21.09.07 г. N 22-12/091498. С точки зрения налоговых рисков пока это самый безопасный способ оформления наличных расчетов за турпутевки. При этом обратите внимание на то, что в путевке всегда указывают полную стоимость, так как она выдается только после окончательного расчета.
В то же время можно попросить клиента написать заявление о потере чека на аванс и приложить его к заявлению о возврате денег.
Путевка продана, а дохода нет?
Как показывает практика, самым непростым является вопрос, в какой момент у туроператора возникает доход от реализации: в момент выдачи туристу пакета документов или после окончания тура? Может ли быть так, что путевка продана, а дохода нет?
Туроператорская деятельность - это формирование, продвижение и реализация туристского продукта. Туристский продукт представляет собой комплекс различных услуг, которые предоставляются туристу. Туроператор формирует турпродукт исходя из общего потребительского спроса или по индивидуальному заказу туриста. При продаже туристского продукта покупателю передают право на получение комплекса различных услуг. В п. 2 ст. 779 ГК РФ указано, что положения о возмездном оказании услуг распространяются и на договоры туристского обслуживания. Момент отражения выручки турфирма может определять либо по дате окончания тура, либо на момент передачи путевки, и вот почему.
Если рассмотреть по отдельности все услуги, входящие в турпутевку, например питание, проживание, экскурсии, то можно сказать, что все они будут полностью оказаны туристу только по окончании тура. Поэтому датой реализации туристского продукта лучше считать дату возврата туриста из поездки, т.е. дату окончания тура. Такой же порядок определения выручки прямо прописан в п. 51 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденных приказом ГКФТ России от 4.12.98 г. N 402. Документ, как видимо, достаточно устаревший, тем не менее до разработки новых документов организация может руководствоваться действующим отраслевым нормативным актом, о чем прямо говорится в письме Минфина России от 29.04.02 г. N 16-00-13/03.
Бланк туристской путевки в этом случае является первичным документом турфирмы для начисления выручки от реализации, так как в путевке указана, когда турист уезжает и на сколько дней.
Определять выручку можно не только по окончании тура, но и в момент передачи туристу путевки и комплекта документов. В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов. Первичным документом, подтверждающим факт оказания услуги, является туристская путевка, поскольку никакая другая форма законодательством о туризме не предусмотрена. Турпутевка выписывается в момент совершения операции по продаже. Значит, при реализации турпродукта физическим лицам и организациям (кроме турагентов, поскольку с ними заключается агентский договор) выручка отражается в день передачи покупателю путевки и документов, подтверждающих право на получение комплекса туристских услуг.
Следует обратить внимание на то, что порядок определения выручки как в бухгалтерском, так и в налоговом учете необходимо прописать в учетной политике турфирмы, поскольку этот вопрос четко не урегулирован на законодательном уровне. Поэтому учетная политика - это основной инструмент снижения налоговых рисков.
А все ли расходы можно учесть?
Начнем с расходов на рекламу, поскольку ни одна турфирма, даже самая небольшая, не может без них обойтись. Существует множество видов рекламы - наружная, световая, реклама в СМИ, на транспорте, бегущая строка и т.д. Перечень нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу для целей налогового учета приведен в п. 4 ст. 264 НК РФ.
Необходимо обратить внимание на то, что расходы на интернет-рекламу не нормируются, их можно принимать в полном объеме, поскольку данный вид рекламы относится к телекоммуникационным услугам, поименованным в п. 4 ст. 264 НК РФ. Об этом говорится в письме Минфина России от 29.01.07 г. N 03-03-06/1/41. Однако при этом обязательно должен быть заключен договор на размещение интернет-рекламы и оформлены акты оказанных услуг.
Стоит обратить внимание на рекламу в виде интервью, это может быть как статья в газете или журнале, так и телевизионный ролик. При этом в статье или на экране необходимо поместить надпись "на правах рекламы" либо "реклама" (ст. 16 Федерального закона от 13.03.06 г. N 38-ФЗ "О рекламе"). Иначе данная информация будет рассмотрена налоговыми органами не как реклама, а как другой информационный материал. Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 15.06.11 г. N 03-03-06/2/94, от 31.01.06 г. N 03-03-04/1/66. Если надпись "реклама" сделана, то расходы принимают к учету, если ее нет, могут возникнуть споры с налоговой инспекцией. Арбитражная практика в данном случае на стороне налогоплательщика, но лучше быть внимательнее (постановление ФАС Московского округа от 23.09.08 г. N КА-А40/8513-08-2).
Общая рекомендация бухгалтерам турфирмы - создать отдельные папки для хранения информации по рекламным расходам: все журналы, в которых есть информация о компании, телеролики с графиками эфиров, различные макеты рекламы, файлы, стенды, щиты, материалы по участию в выставках, ярмарках и прочие рекламные материалы. Это нужно, чтобы при любой проверке подтвердить обоснованность расходов на рекламу, поскольку их большая часть не нормируется, а речь иногда идет об очень больших затратах, что всегда привлекает внимание налоговых органов.
Когда законодательством страны временного пребывания туриста требуется предоставление гарантий оплаты медицинской помощи лицам, находящимся на ее территории, туроператор обязан дать такие гарантии. Для этого турфирмы заключают договоры страхования туристов на случай, если им понадобится медицинская помощь. В этом случае страховая сумма по договору определяется по соглашению туроператора и страховщика, при этом Федеральный закон N 132-ФЗ не предусматривает обязательного предоставления страховых полисов туристам. Поэтому в налоговом учете отнести сумму страховых взносов на расходы турфирма не может, поскольку в ст. 263 НК РФ такой вид страхования не поименован и не является обязательным.
О. Чугина,
консультант
Аудиторская фирма "Бизнес-Студио"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71