На специализированной выставке, посвященной алкогольной продукции, производители на своем стенде организовали развлекательную программу с участием артистов эстрады. Сцена была украшена изображениями бутылок производимого организацией коньяка и товарными знаками данной организации. Предупреждение о вреде алкоголя исполнено надлежащим образом. Антимонопольный орган расценил этот факт как использование образов людей в рекламе алкогольной продукции. Данное обстоятельство послужило основанием привлечения организации-производителя к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ. Правомерна ли позиция антимонопольного органа?
Нормами ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 14.3, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено п. 1 ст. 1477 ГК РФ, на товарный знак, т.е. на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).
Приведенная норма указывает, что товарный знак - это обозначение, которое является способом индивидуализации определенного товара. Исходя из этого можно заключить, что потребители, воспринимая товарный знак, очевидно ассоциируют его с определенным продуктом.
Ввиду норм п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Приведенная норма устанавливает определенные требования, в случае соответствия которым распространяемая информация признается рекламой: данная информация распространяется для неопределенного круга лиц и ставит своей целью привлечения внимания к объекту рекламирования для его продвижения на рынке. Способ распространения данной информации роли не играет. Следует отметить, что ФАС России в письме от 5.04.07 г. N АЦ/4624 толкует понятие "неопределенный круг лиц" как лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Исходя из норм п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ установлено, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, реклама, допускающая нарушение законодательства, является ненадлежащей.
В силу норм ч. 3 ст. 21 Закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Данная норма устанавливает обязанность рекламораспространителя по доведению информации о вреде алкоголя до потребителя.
Основываясь на нормах п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, объектом рекламирования может быть как сам товар, так и средства его индивидуализации.
Следует отметить, что ВАС РФ придерживается позиции, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Данная позиция находит свое отражение в п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе". Данная позиция основана на нормах законодательства, утративших силу, однако применима в настоящее время по аналогии.
Из анализа судебной практики следует, что одни суды придерживаются позиции, что участие людей в мероприятиях, целью которых является формирование интереса к определенной продукции, не является фактом использования в рекламе образов людей. Данная позиция отражена в постановлении ФАС Центрального округа от 4.03.10 г. N А14-11191-2009/282/26, в котором суд определил, что использование знаков индивидуализации пива при проведении массовых развлекательных мероприятий с участием людей, не является фактом использования образов людей в рекламе пива. Другие суды придерживаются позиции, исходя из которой, использование при проведении рекламной акции людей является фактом использования образов физических лиц. Данная позиция отражена в постановлении ФАС Центрального округа от 23.05.06 г. N А36-215/2006, в котором суд определил, что использование при проведении рекламной акции физических лиц, одетых в костюмы, является использование образов людей в рекламе. Данное решение суд вынес, основываясь на нормах закона, утративших силу, однако данное решение может применяться по аналогии.
Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод, что в данном случае организация была привлечена к административной ответственности неправомерно. Данный вывод следует из того обстоятельства, что сам факт проведения мероприятия, в ходе которого осуществлялось выступление артистов, не имеет к рекламе алкогольной продукции отношения, так как, очевидно, использование артистов направлено на развлечение посетителей стенда данного производителя, а не на привлечение внимания к знакам индивидуализации алкогольной продукции - коньяка, кроме того, знаки индивидуализации алкогольной продукции являются частью оформления сцены. Так как знаки индивидуализации указанной продукции однозначно ассоциируются с конкретным товаром, то факт их демонстрации является рекламой и данное обстоятельство порождает для рекламораспространителя обязанность довести до сведения потребителей информацию о вреде алкоголя, что и было им исполнено надлежащим образом. Следует иметь в виду, что судебная практика по данному вопросу неоднородна.
24 ноября 2011 г.
Материал подготовлен специалистами Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71