Строительная нормативная документация поднимается на европейскую высоту
Руководитель одного из проектных институтов заявил на страницах СМИ о невозможности применения современных технологий в силу отсутствия соответствующих нормативов. Чиновники Минрегиона называют это утверждение мифом. Препятствием является отсутствие не нормативов как таковых, а инициатив по их принятию, которые должны проявить представители профессионального сообщества, в том числе руководители проектных институтов.
СНиПы начали обновляться
Развенчать мифы о том, что препятствием на пути реализации инновационных технологических преобразований в стране является отсутствие нормативов, стало одной из задач совещания, которое прошло в Санкт-Петербурге. Собственно говоря, сама идея этого всероссийского научно-практического совещания на тему "Техническое регулирование и ценообразование в строительстве - инструмент модернизации отрасли" появилась именно в связи с упомянутым выступлением в СМИ. Так, в канун Дня строителя в рамках программы праздничных мероприятий Минрегион собрал в Санкт-Петербурге глав и руководителей властных органов на уровне субъектов РФ, ответственных за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и представителей общественных организаций строительной отрасли.
Основной темой обсуждения, которое состоялось под председательством министра профильного ведомства Виктора Басаргина, и стала взаимосвязь изменения нормативно-правовой базы в области технического регулирования и ценообразования и процессов модернизации строительного комплекса*(1).
Как сообщила Лариса Баринова, председатель Технического комитета N 465 "Строительство", оживление работы в профильной законодательной сфере после 10-летнего запрета на создание новой нормативной документации привело к разработке новых национальных стандартов и актуализации действующих строительных норм и правил. "На сегодняшний день появилось 118 новых стандартов и отменено 18 стандартов, устаревших по содержанию. К концу 2011 года программа разработки новой нормативной базы предусматривает 176 ГОСТов и ГОСТов Р", - уточнила она в своем выступлении. В том числе треть из этих ГОСТов предстоит гармонизировать с европейскими и международными стандартами.
В то же время даже в отсутствие возможности обновления СНиПов появлялись территориальные и ведомственные строительные нормы, которые разрабатывались в соответствующих структурах. Сегодня данные нормы признаны интеллектуальной ценностью. Минрегион ставит задачу при актуализации действующих норм учитывать эти документы и включать их содержание в новую нормативную базу.
Ставка на профессиональное сообщество
Напомним, в числе основных минусов сегодняшней системы регулирования градостроительной деятельности Виктор Басаргин назвал сложность внедрения инноваций, несвоевременность и непрозрачность внесения изменений в систему существующих документов. Причина ясна: все эти изменения возложило на себя государство, законодательно запретившее на 10 лет разработку новой нормативной документации. Поэтому первоочередной задачей было создание института частной инициативы изменений в законодательном поле.
В свете неотложной необходимости обновить правовую базу Минрегион пошел на беспрецедентный шаг. Ведомство первым, а то и единственным из всех структур правительства сделало ставку на профессиональное сообщество и благодаря этому в течение двух лет получило реальные результаты. С начала прошлого года была проделана масштабная работа по обновлению существующей системы технического нормирования и приведению ее в соответствие современным требованиям. Одновременно началась гармонизация российской нормативной системы с современными подходами, принятыми в европейских странах.
Как указал замминистра регионального развития Илья Пономарев, в России часто ссылаются на европейский опыт, где на развитие технического нормирования тратятся миллионы долларов. "Но в Европе развито гражданское общество и существует большое количество строительных организаций, которые прежде всего сами заинтересованы в развитии принципов технического регулирования, что влечет повышение производительности труда, эффективности работы и в конечном счете - прибыли. Задача государства - не управлять этим процессом, а создать все необходимые условия, чтобы все новации, все нормативные решения попадали в сферу нормативного поля, не столько принимать решения, сколько способствовать их процессуальному прохождению. Наша задача аналогичная - увеличение объема свобод, увеличение мобильности при создании соответствующих институтов. Мы бы хотели, чтобы строительное сообщество также включилось в формирование новой адекватной перспективной системы технического нормирования", - сказал он.
Кроме того, чиновник подчеркнул, что система технического нормирования включает в себя не только сами нормы (то есть методы и инструменты), но и процесс и субъекты. Именно формирование субъекта, заинтересованного в инновациях, новых технологиях и развитии этой системы, является ключевым вопросом, который долго не удавалось решить. Илья Пономарев назвал национальные объединения проектировщиков-изыскателей одним из ключевых субъектов этой деятельности. Именно данные объединения активно включились в работу по реформированию системы технического регулирования, организованную Минрегионом в прошлом году.
Также замминистра обозначил в качестве основной задачи ведомства на сегодня формирование интеллектуального центра, аккумулирующего механизмы принятия квалифицированных решений в сфере обновления нормативной документации.
Переход на еврокоды
Гармонизация российской нормативной базы с лучшими европейскими и международными документами осуществляется в рамках масштабной программы, разработанной совместно с представителями научной и экспертной общественности. В соответствии с этой программой, утвержденной Минрегионом и согласованной с Национальным объединением строителей, к концу 2011 года общими усилиями будет отработана 41 из 58 частей, входящих в 10 еврокодов, в том числе техническое редактирование, сопоставление и анализ по основным показателям. В этом контексте Лариса Баринова подчеркнула, что программа предусматривает не только поэтапную гармонизацию (а говорить о реальном применении еврокодов на территории России можно только после прохождения всех этих этапов), но и создание условий для применения на альтернативной основе европейских нормативных документов.
Однако было бы неверным считать еврокоды панацеей. "Еврокоды закрывают только отдельные существенные требования как евродиректив, так и наших законов о безопасности зданий и сооружений", - сказала Лариса Баринова.
С.Л. Кукина,
эксперт журнала "Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Читайте статью С.Л. Артемушкиной "Лед тронулся", N 9, 2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.