Комментарий к приказу Минтранса РФ от 31.08.2011 N 228
Недавно мы затрагивали тему учета в расходах затрат на командировочные поездки, оформленные электронными билетами*(1). При этом зашла речь о различии в учете авиационных и железнодорожных билетов.
Формы этих билетов утверждены разными приказами Минтранса: для авиационных билетов - от 08.11.2006 N 134 (далее - Приказ N 134), для железнодорожных - от 23.07.2007 N 102 (далее - Приказ N 102). Правда, фактически эти документы устанавливают только структуру и перечень реквизитов, при наличии которых билеты могут считаться соответствующими требованиям ведомства.
Из действующей редакции первого из них следует, что стоимость электронного авиационного билета учитывается в расходах без предъявления отдельных документов, подтверждающих его оплату (письма Минфина России от 15.08.2011 N 03-03-07/28, от 07.06.2011 N 03-03-07/20, от 01.02.2011 N 03-03-07/1, от 13.12.2010 N 03-03-06/4/123, от 26.10.2010 N 03-03-07/35, от 27.08.2010 N 03-01-15/7-195, от 16.08.2010 N 03-03-07/27). Дело в том, что в п. 2 Приказа N 134 сказано: маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В первоначальной редакции п. 2 Приказа N 134 допускалось, что маршрут/квитанция могла быть оформлена не на бланке строгой отчетности. В этом случае дополнительно выдавался документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или чек, оформленный посредством контрольно-кассовой техники.
Но об этом же говорится в п. 2 Приказа N 102 в отношении железнодорожных электронных билетов. В результате позиция Минфина, касающаяся учета расходов на такие билеты, до сих пор отличалась от его подхода к учету авиационных электронных билетов.
Так, в Письме Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-07/24 сказано, что при приобретении работником электронного билета:
а) документами, подтверждающими произведенные расходы на оплату, являются:
- чек контрольно-кассовой техники;
- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;
- подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного билета;
- другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;
б) документом, подтверждающим произведенную перевозку, признается электронный проездной документ (билет).
То есть согласно Приказу N 102 электронный железнодорожный билет подтверждает только факт перевозки пассажира, но не оплату билета.
Хотя ранее Минфин несмотря на это допускал, что расходы на приобретение работником электронного железнодорожного билета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если они имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, если имеются в наличии документы, подтверждающие направление сотрудника в командировку, проживание в месте командирования, иные оправдательные документы, оформленные унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющие факт пребывания работника в командировке, а также распечатки электронного билета и посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника к месту командирования (фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета и дата поездки) (письма от 01.07.2010 N 03-03-07/23, от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384).
Теперь в отношении железнодорожного электронного билета внесены такие же изменения, как ранее в отношении авиационного. Правда, это произошло не в результате изменений в Приказе N 102. Чиновники решили вообще его отменить и выпустить новый документ - Приказ Минтранса России от 31.08.2011 N 228*(2). Согласно ему с 01.01.2012 в любом случае контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Причем контрольный купон оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.
Отметим, что после изменения, внесенного в п. 2 Приказа N 134, с авиаперевозчиков была снята обязанность при продаже электронных авиабилетов применять контрольно-кассовую технику (Письмо Минфина России от 09.08.2010 N 03-01-15/6-179). Очевидно, с 01.01.2012 такое же правило распространится и на железнодорожных перевозчиков.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 22, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Комментарий к Письму Минфина России от 15.08.2011 N 03-03-07/28 опубликован в N 19, 2011.
*(2) Опубликован в "Российской газете" 19.10.2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"