Комментарий к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"*(1)
Основания для проведения обязательных медицинских осмотров
В соответствии со ст. 212 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) за счет собственных средств.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования). Данные медицинские осмотры производятся в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а также предупреждения профессиональных заболеваний.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанных норм трудового законодательства Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н) утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - соответственно Перечень факторов и Перечень работ), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок). Указанный документ вводится в действие с 1 января 2012 года. С указанной даты признаются утратившими силу:
- Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" и др.
На сайте Минздравсоцразвития www.minzdravsoc.ru 03.11.2011 опубликована информация о введении с 01.01.2012 нового порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Данный порядок затрагивает категории работников, занятых в сферах общественного питания, образования, здравоохранения, медицинской промышленности, транспорта, строительства, бытового обслуживания, а также других областей, где работник сталкивается с воздействием вредных факторов. Минздравсоцразвития объединил в Приказе N 302н действовавшие до настоящего времени вышеуказанные приказы министерства, регулировавшие проведение медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ (п. 19 Порядка). Работодатель подготавливает контингенты и поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников по результатам аттестации рабочих мест, проводимой в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда). Проведение аттестации рабочих мест необходимо для оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестационная комиссия в строке 050 карты аттестации должна отразить необходимость проведения медицинских осмотров с указанием соответствующих нормативных правовых актов со ссылкой на разделы, главы, статьи или пункты.
После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях должен направить в государственную инспекцию труда в субъекте РФ сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации (п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).
Обратите внимание! После 01.12.2010 проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда вправе организация, имеющая аккредитацию в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н. Согласно разъяснениям Роструда в Приказе от 31.08.2011 N 193 в случае выявления фактов оказания услуг хозяйствующим субъектам после указанной даты по аттестации рабочих мест по условиям труда организациями, не прошедшими в установленном порядке обязательную аккредитацию, государственный инспектор труда обязан предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения произведенных работ в соответствии с установленным порядком. За исполнением предписания должен быть установлен контроль, предполагающий в случае его невыполнения обязательную реализацию государственным инспектором труда предоставленных полномочий по привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке. Одновременно с этим Гострудинспекцией направляется информация об указанных фактах выявленных нарушений в соответствующие компетентные органы (прокуратуры, ФАС, ФНС и др.) в случае проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организацией, не имеющей соответствующей аккредитации согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Процедура проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя (п. 13 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда):
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Согласно п. 4.2 Руководства Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденного Роспотребнадзором 29.07.2005 (далее - Руководство по гигиенической оценке факторов), условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на четыре степени вредности.
Степень вредности 3-го класса условий труда (вредные условия труда) | Характеристика вредных факторов |
1 -я степень 3-го класса (3.1) | Условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья |
2-я степень 3-го класса (3.2) | Уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет) |
3-я степень 3-го класса (3.3) | Условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии |
4-я степень 3-го класса (3.4) | Условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности |
Руководством по гигиенической оценке факторов определено, что вредными факторами могут быть:
- физические факторы - например, температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
- химические факторы;
- биологические факторы;
- факторы трудового процесса.
Примечание. Опасный фактор рабочей среды - это фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.
Обратите внимание, что в Перечне факторов и Перечне работ, утвержденных Приказом N 302н, каждому вредному и (или) опасному производственному фактору и каждому наименованию работ и профессий корреспондируют соответствующие нормы, устанавливающие периодичность проведения медицинских осмотров, состав врачей-специалистов, участвующих при проведении медицинских осмотров, объем проводимых лабораторных и функциональных исследований, а также дополнительные медицинские противопоказания.
Пунктом 48 Правил установлен перечень общих медицинских показаний, при наличии которых работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Медицинские осмотры и скидка по страховым взносам
Обратите внимание, что согласно пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") с 01.01.2012 страхователь обязан сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам.
Также отметим, что уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя может влиять на расчет скидки по страховым взносам, производимой территориальным органом ФСС в установленном порядке*(2). Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь вправе не позднее 15 мая текущего календарного года представить в территориальный орган необходимые сведения. Кроме того, для получения скидки должны выполняться условия, установленные п. 10 Методики расчета скидок и надбавок:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее трех лет;
- своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
- отсутствие задолженности по страховым взносам.
Решение об установлении скидки принимается территориальным органом ФСС не позднее одного месяца с даты регистрации заявления страхователя.
При этом согласно п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2012) размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Финансирование обязательных медицинских осмотров
Как правило, медицинские осмотры (обследования), проводимые в соответствии с ст. 212, 213 ТК РФ, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. На основании указанной нормы налогоплательщик вправе учесть при исчислении налога на прибыль расходы на проведение медицинских осмотров, осуществленные в соответствии со ст. 212, 213 ТК РФ (письма Минфина от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648 и др.). В данном случае налогоплательщиком должны быть соблюдены требования ст. 252 НК РФ. В случае, когда прохождение медицинских осмотров законодательством не предусмотрено, по мнению Минфина, расходы, связанные с их проведением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письма от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100).
Кроме того, Минфин в своих разъяснениях разрешает включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходы на содержание здравпунктов, в которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (Письмо от 04.03.2010 N 03-03-06/1/109).
Обратите внимание! Оплата работодателем проведения медицинских осмотров работников в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть признана доходом работников, поскольку указанная оплата необходима для обеспечения деятельности организации. (Письмо Минфина РФ от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84). В Письме от 08.09.2011 N 03-04-06/6-211 финансисты разъяснили, что в случае удаленного нахождения лечебных учреждений от места нахождения организации оплата проезда и проживания работодателем в месте проведения медицинских обследований не подлежит обложению НДФЛ.
Финансирование проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, может производиться страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(3) в соответствии с утвержденным бюджетом ФСС на очередной год*(4).
Согласно п. 3 Правил финансового обеспечения в 2011 году объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Финансовому обеспечению в 2011 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежали, в частности, расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Страхователи, участвующие в пилотном проекте ФСС, сначала должны самостоятельно оплатить расходы на предупредительные меры, а потом обратиться в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов в срок не позднее 15.12.2011 (п. 3 и 4 Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2011 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта).
Согласно пп. "е" п. 4 Правил финансового обеспечения в 2011 году страхователь в связи с обращением о финансовом обеспечении предупредительных мер вместе с заявлением должен представить в территориальный орган страховщика:
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в 2011 году, согласованный с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- копию договора с медицинской организацией на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
- копию лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
О.В. Носова,
эксперт журнала "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст приказа в журнале не публикуется.
*(2) Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Постановлением ФСС РФ от 05.02.2002 N 11 (далее - Методика расчета скидок и надбавок).
*(3) Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила финансового обеспечения в 2011 году) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 N 101н.
*(4) См. Федеральный закон от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"